павлюк оксана
Конспект НОД по познавательному развитию: «Всё дело в мыле»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.
ЗАДАЧИ:
1. формировать представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.
2. развивать любознательность, наблюдательность, смекалку, умение на основе опытов анализировать и делать выводы; закрепить правила безопасности при работе с мылом; активизировать словарь.
3. воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство взаимопомощи друг другу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Беседа о пользе мыла;
- Чтение художественной литературы (Б. Житков «Мыло»; Л. Даскалова «Сказка про мыло» и др.);
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Темочки
- Знакомство с профессией мыловара.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- Миски для каждого ребенка;
- Миска для воспитателя;
- Трубочки для коктейлей;
- Мыло разной формы, цвета, размера (для выставки);
- Куски мыла по количеству детей;
- Вода;
- Ложечки по количеству детей;
- Стаканчики для каждого ребенка;
- Камушки;
- Перышки;
- Венчик;
- Сахар;
- Шерстяные варежки или перчатки;
- Трубочки.
- Гуашь;
- Кисточки по количеству детей;
- Салфетки для рук;
- Фартуки;
- Нарукавники.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Приветствие гостям:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем:
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
2. Сюрпризный момент.
- Ребята, посмотрите! Кто это у нас здесь сидит? (Это Незнайка)
- Здравствуйте, дорогие ребята! (Здравствуй Незнайка)
- Что случилось? Почему ты такой грустный?
- Совсем скоро уже будет мой любимый праздник - 8 Марта, а у меня на подарочной фабрике закончились мыльные пузыри. А ведь так хотел порадовать женщин! Я хотел узнать у Мойдодыра, как их сделать, но он, как всегда, занят – отмывает всех грязнуль к празднику. И останутся все мои женщины без подарка.
(Этого нельзя допустить!
Я знаю как помочь, надо обратиться за помощью к профессору Почемучкину, мы у него в лаборатории бываем, опыты разные проводим, он нам обязательно поможет.
Давайте к нему пойдем.)
Мы идем к нему лесочком
Слева кочки, справа кочки
Впереди у нас мосток,
По нему мы скок-поскок.
Перешли мы все мосток,
Пойдем дальше на восток.
Вот и в гости мы пришли:
Эй, Почемучкин выходи.
- Здравствуйте ребята, я очень рад видеть вас снова у меня в лаборатории. Что привело вас на этот раз?
(Надо помочь Незнайке приготовить мыльные пузыри в подарок женщинам к 8 Марта)
- О-о-о, изготовить мыльные пузыри… Это интересно. Для этого надо иметь запас знаний. А я ведь знаю, что вы умные и любознательные ребята ответьте мне из чего делаются мыльные пузыри? (Мыльные пузыри делаются из мыла)
- Поэтому мы сначала должны хорошенько познакомиться с мылом, изучить его виды и свойства.
- Я приглашаю вас всех в мою лабораторию. Что такое лаборатория?
(Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, исследования.)
Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием.
- А мы с вами будем проводить опыты с мылом, чтобы создать мыльные пузыри.
- Для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом:
не брать мыло или намыленные пальцы в рот.
- не допускать попадания мыла в глаза.
- А если попадет, что нужно сделать? (Если попадет мыло в глаза, надо их промыть водой)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
3. Беседа о мыле.
Гимнастика для глаз. «Глазки»
Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу.
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Презентация «История возникновения мыла»
- Ребята, у меня есть коллекция мыла. Предлагаю ее рассмотреть.
1,2,3,4,5-
Начинаю колдовать!
Наши дети изменились -
И в ученых превратились!
(Дети одевают фартуки с нарукавниками)
- Давайте возьмем с вами по кусочку мыла и рассмотрим его.
- Какое оно на ощупь?
(Твердое, гладкое, жидкое)
Опыт №1
- Мы с вами опустим мыло в воду, но не будем ничего с ним делать. (Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки)
- А теперь поднимем, какое оно стало? (Скользким, мокрым).
- А теперь определим, есть ли у мыла запах?
(Ароматное, душистое, пахучее)
- В зависимости от применения, какое мыло бывает?
(В зависимости от применения мыло бывает туалетное и хозяйственное. Туалетное для мытья рук, а хозяйственное для стирки одежды)
- Самая важная польза мыла?
(Оно уничтожает микробов и неприятные запах)
«От простой воды и мыла у микробов тают силы»
Опыт №2
- Мы с вами проверим, на самом ли деле с мылом легче мыть руки. Покрасим наши ладошки гуашью. После этого, одна половина вас вымоет руки с мылом, а другая без него.
Дети выполняют задание.
- Что у вас получилось?
(Гуашь с мылом смылась лучше и быстрее, чем без мыла)
Опыт №3
- А вы знаете ребята, наше мыло-силач!
- Давайте слегка смочим водой, положим мыло, прижмем его и пару раз прокрутим вокруг своей оси. А теперь попробуем поднять мыло. При этом тарелка поднимается вместе с мылом. Почему?
(При намокании мыла, образовалась пена, которая помогла ему приклеиться к тарелке)
Опыт №4
- А теперь, ребята, мы возьмем губку, намочим ее и натрем мылом.
- Опустите губку в воду и отожмите ее.
- Что происходит? (вода стала мутной, появилась пена)
- Что такое пена? (много мыльных пузырьков)
Опыт №5
- А теперь возьмем с вами жидкое мыло, добавим его в воду и попробуем взбить венчиком. Что получилось?
(Мыло превратилось в пену)
- А теперь возьмем перышко положим на пену, затем опустим камушек. Что мы видим?
(камушек утонул, потому что он тяжелый, а перышко нет, потому что оно легкое)
- А сейчас давайте немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пузыри пускать!
Дунем в трубочку тихонько,
Полетят они легонько.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать!
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп. И пусто над тобой!
- А теперь пришло время познакомить вас секретом изготовления мыльных пузырей.
Для этого возьмем воду, добавим средства для мытья посуды, сахар и пищевой краситель разных цветов.
Дети выполняют задание.
- А теперь пробуем надуть пузыри. Какими получились наши пузыри?
(Они получились разноцветные, легкие)
- А как вы думаете, можно ли поймать мыльный пузырь, чтобы он не лопнул?
Предположения детей.
- Сейчас я буду надувать мыльные пузыри, а вы попробуйте ладошками поймать их. Что происходит?
(Пузыри лопаются)
- А теперь наденем шерстяные перчатки и попробуем теперь поймать пузыри в ладошки. Что происходит?
(Пузырь какое – то время удерживается на ладошках, не лопается и даже подпрыгивает)
- Это происходит потому, что пузырь опирается на ворсинки шерсти и как бы парит в воздухе.
- Незнайка, ты запомнил, как изготовить мыльные пузыри?
(смущаясь) Не совсем…
- Ребята, напомним ему еще раз?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом
- Какое сухое мыло? — гладкое
- А каким оно становится в воде? – гладим, но еще и скользким
-Что будет, если намылить губку и выжать ее? – появится пена
- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри
- Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
- Ребята, а что больше всего вам понравилось на занятии?
- Мне и, я думаю, что и нашим гостям тоже понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь.
- Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а, самое главное, вы очень хотели помочь Незнайке и у вас это получилось.
- Молодцы, ребята! Я вами горжусь!
- А сейчас попрощайтесь с нашими гостями.