Савельева Людмила Сергеевна
Проект «Секреты бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
Вадим Шафнер
В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, а так же своему дому, улице, городу.
Темочки:
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств. В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
Среди видового многообразия народной культуры особое место занимает детская игрушка: она вводит ребенка в мир материальной и духовной культуры общества, осуществляя его связь с окружающим миром.
Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность игрушек, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению игрушек своими руками.
Проект «Секреты бабушкиного сундучка» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.
Формы взаимодействия с родителями
Включение родителей в проектную деятельность помогает детям понять, что история их предков неразрывно связана с историей прошлого нашей страны.
Формы взаимодействия с родителями:
- семейные прогулки в музей;
- изучение семейных архивов и подготовка информационной справки по их материалам (краткий рассказ ребенка об объекте и его ценности).
Цель и задачи организации проекта
Участники проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта
Дети Приобщение к истории, культуре и традициям народа в процессе духовно-нравственного воспитания • формировать знания о разнообразии и назначении игрушек;
• обогатить знания дошкольников об истории возникновения игрушек;
• развивать познавательную активность, любознательность, интерес детей к игрушкам наших бабушек и дедушек;
• формировать ценностное отношение к истории и культуре Родины;
• Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой изобразительной, речевой деятельности.
Педагоги (воспитатели, специалисты ДОУ) Создание условий для приобщения детей к традициям и обычаям русского народа. • Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации об игрушках отражающие историю, культуру и традиции наших бабушек и дедушек;
• Создать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую вхождению ребенка в жизнь нашихбабушек и дедушек;
• Подобрать ситуации, способствующие повышению интереса детей к прошлому.
Родители Способствовать активному вовлечению родителей в деятельность ДОУ, просвещению родителей в вопросах воспитания у детей любви к истории жизни наших предков.
• Дать методические рекомендации о том, как рассказывать детям об истории жизни наших бабушек и дедушек, как не перегружать ребенка впечатлениями.
Участники проекта : педагоги дошкольного образовательного учреждения: воспитатели средней группы; дети и их родители.
Срок реализации: февраль 2016 год
Основание проекта
Проект реализуется на основе использования интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Образовательная область познавательное развитие:
- рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество);
- чтение познавательных сказок;
- опыты с глиной;
- создание коллекций «Деревянные чудеса», «Лоскуток к лоскутку»;
- ситуативные разговоры «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;
- беседы о декоративно-прикладных промыслах (гжель, хохлома, Каргополь);
- рассматривание изделий (Гжель, Хохлома, Каргополь и др.);
Образовательная область речевое развитие:
-речевые ситуации «Если бы я был., то.»; «Как поступить, если…» и. т. д;
-драматизация сказок по выбору детей;
-беседы «Что такое, кто такой», «Что бы это значило?»;
-отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;
-рассматривание картин на тему «Деревня», «Русская изба»;
-пальчиковые игры «Тук-тук, кулачок», «Мал мала меньше» ;
-разучивание потешек, закличек, дразнилок;
Образовательная область художественно-эстетическое развитие:
- игра «Темное - светлое»;
- игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое);
- коллективная работа «Солнце» (нетрадиционное рисование ладошками);
- рассматривание элементов народных росписей;
- лепка «Свистулька»;
Образовательная область социально-коммуникативное развитие: сюжетно - ролевая игра "В гостях у бабушки".
Образовательная область физическое развитие: подвижные игры «Гуси-лебеди», «Эхо», «Совушка», «Лиса в курятнике», «Коршун и наседка».
Условия реализации проекта
Внутренняя среда (специально организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ и в группе) :
Предметно-методическое обеспечение:
Развивающий центр «Познание» : альбом «Игрушки наших бабушек».
Развивающий центр «Искусство» :
• словесное искусство (художественная литература, фольклор);
• изобразительное (тряпичные куклы и их изображение).
Развивающий центр «Игра» :
• сюжетно-ролевые игры «В гостях у бабушки»;
• дидактические игры «Назови, что изображено», «Все ли верно? Докажи», «Третий лишний», «Собери картинку»;
• подвижные игры «Гуси-лебеди», «Эхо», «Совушка», «Лиса в курятнике», «Коршун и наседка».
Внешняя среда (социальные институты, предполагающие участие их работников в образовательной деятельности дошкольников) :
• краеведческий музей (русская изба)
• библиотека (художественная литература, фольклор).
Научно-методическое обеспечение:
• Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. М., ЦГЛ, 2005.
• Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы и игры дошкольников. – М. : ТЦ Сфера,2003.
• Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артёмова. - М. : Просвещение, 1992.
• Князева О. А. ,. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, Санкт – Петербург, 1998
• Проектная деятельность в детском саду :организация проектирования, конспекты проектов / авт. -сост. Т. В. Гулидова. - Волгоград, 2014
Формы реализации проекта
Образовательный проект реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений и предполагает следующие организационные формы:
• утренние сборы в группе детского сада, позволяющие организовать введение детей в проблему изучения истории и культуры наших бабушек и дедушек на основе их интересов и потребностей; либо сделать выводы по наблюдениям, фотоматериалам, собранным на протяжении какого-то определенного времени;
• экскурсии реальные – с целью изучения какого-либо объекта; взаимодействие с музейным педагогом на экспозиции краеведческого музея.
Этапы реализации проекта
№ этапа Название блока Сроки
I Подготовительный этап 1 неделя февраля
• Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет-ресурсы;
• подготовка материала для творчества (ткань, нитки, тесьма, ленты).
II Основной этап (реализация проекта) 2-3 неделя февраля
2.1 рассказы о традиционных ремеслах на Руси (гончарное дело, ткачество.);
- чтение познавательных сказок;
- опыты с глиной;
- создание коллекций «Деревянные чудеса», «Лоскуток к лоскутку»;
- ситуативные разговоры «Как быть, если игрушек нет, а поиграть хочется»;
- беседы о декоративно-прикладных промыслах;
- рассматривание изделий, (Гжель, Хохлома, Каргополь и др.);
-драматизация сказок по выбору детей;
-беседы «Что такое, кто такой», «Что бы это значило?»;
-отгадывание авторских и фольклорных загадок о подворье, ремеслах, растениях, животных и пр. ;
-рассматривание картин на тему «Деревня», «Русская изба»;
-пальчиковые игры «Тук-тук, кулачок», «Мал мала меньше»;
-разучивание потешек, закличек, дразнилок;
- игра «Темное - светлое»;
-игры «Угадай по цвету», «Что бывает красное (желтое, золотое, малиновое);
- коллективная работа «Солнце» (нетрадиционное рисование ладошками);
- рассматривание элементов народных росписей;
- лепка «Свистулька»;
-сюжетно - ролевая игра "В гостях у бабушки".
-подвижные игры «Гуси-лебеди», «Эхо», «Совушка», «Лиса в курятнике», «Коршун и наседка».
III Заключительный этап 4 неделя февраля
3.1 Создание мини-музея «Чудо-дерево».
Презентация «Секреты бабушкиного сундучка».
Ожидаемый результат
Дети:
- дети получат знания об истории возникновения, разнообразии игрушек;
-дети узнают, в какие игрушки играли много лет назад, из чего их делали ;
-дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме;
-овладеют технологией изготовления тряпичной куклы «Пеленашка»;
- осуществляют проектную деятельность вместе с взрослыми коллективно;
- проявляют интерес к истории жизни нашихбабушек и дедушек;
Родители, в том числе старшее поколение (бабушки и дедушки) :
- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с историей их прошлого;
- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, предметы быта для мини-музея ДОУ, наглядно-демонстрационный материал);
- принимают участие в выставках, экскурсиях;
- создают дома условия для духовно-нравственного воспитания и личностного развития детей.
Педагоги (воспитатель и специалисты) :
-появится тесный контакт с родителями воспитанников;
-повысится статус группы;
- пополнится предметно - развивающая среда;
-разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.