Елена Злобина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид НОД: познавательно - исследовательская
Форма проведения: совместная деятельность
Тема «Путешествие в лабораторию»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Образовательные задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые, о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Продолжать учить детей проводить простейшие опыты. Способствовать формированию представлений о плесени, как живом организме, выявить ее свойства. Побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие задачи : развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. Активизировать мыслительные процессы: развивать логическое мышление, любознательность, умение делать выводы и умозаключения. Способствовать развитию речевой деятельности в процессе проведения опытов: закрепить в речи слова – эксперимент, профессор, плесень. Способствовать развитию умения работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.
Воспитательные задачи: воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, помогать друг другу и умение прислушиваться к мнению сверстников. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации. Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: ноутбук, оборудование для импровизированной телестудии, оборудование для детской лаборатории, телефон, аудиозапись телефонного звонка.
Демонстрационный материал: коробка – посылка, с объектом исследования - плесенью на хлебе; конверт с письмом; пустая стеклянная бутылка; баночка с пищевым уксусом, закрытая крышкой; воздушный шарик; сода пищевая; сок лимона; вода; свеча; подсвечник; яблоки; лимоны; салфетки; разносы; песок; земля; схема и описание опытов.
Раздаточный материал: халаты, маски медицинские, лупы, пинцеты, перчатки, разносы, чашки Петри - на каждого ребенка; яблоки разрезанные, 1/2 лимона, блюдца, салфетки - на каждого ребенка.
Предварительная работа: работа с детьми в "Экспериментальном центре", беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание физминутки под музыку.
Методические приемы:
• Вводная часть – 5 минут.
Игра на единение группы «Назови свое имя», вопросы детям, чтение стихотворения.
• Основная часть – 18 минут.
Игровая ситуация "Телепередача" рассказ воспитателя; демонстрация объекта исследования - плесень на хлебе; рассказ ребенка о лаборатории в группе; индивидуальная работа; вопросы воспитателя; рассматривание плесени; эксперимент; наблюдение; ответы детей; проведение опытов; чтение стихотворения; загадка; пальчиковая гимнастика.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Обобщение воспитателя; чтение стихотворения о лаборатории.
Организация детей на образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Ход НОД:
I Вводная часть:
Дети стоят в кругу
Рады мы встречать гостей
Проходите поскорей,
В нашей группе так прелестно,
Грусти, зависти нет места
Все дружны и веселы,
Полюбуйтесь, вот и мы!
Всех по-разному зовут
Ну а как? Узнаем тут.
(Дети называют своё имя ласково)
II Основная часть:
Мир кино известен вам,
В доме есть телеэкран.
Он погоду всем расскажет
И мультфильмы вам покажет.
Пригласить хочу я вас
В телестудию сейчас,
В этой комнате работа
Есть для каждого своя,
Мы ведущими сегодня
Будем пробовать себя.
-Ребята, сегодня мы с вами ведущие телепередачи. До начала программы осталось совсем мало времени. Всё ли готово в студии? Телеведущих и оператора прошу занять свои места, а гостей места в студии. Пора выходить в эфир.
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости в студии, мы начинаем нашу передачу. Сегодня в эфир выйдут рубрики: «Вы нам пишете, мы отвечаем», и «Контрольная закупка». Начнём передачу с рубрики «Вы нам пишете, мы отвечаем». Обзор писем проведёт Карташов Лаврентий (ребенок).
Ребё нок: - Добрый день! К нам на передачу пришло очень много писем. Вот одно из них, прочитайте, пожалуйста.
Воспитатель: (читает письмо)
«Пишет вам Анна Ивановна. У меня на хлебе образовалось странное вещество. Что это? Можно ли это употреблять в пищу? Помогите, пожалуйста».
(вносят посылку с заплесневелым хлебом, смотрят, удивляются)
Воспитатель: - Да, вещество на хлебе очень интересное и необычное. Узнать об этом нам помогут в научной лаборатории, куда мы сейчас и отправимся.
(отправляются в лабораторию)
Воспитатель: - Вы смотрите прямое включение из научной лаборатории.
В лаборатории работают учёные, проводят опыты, которые помогают сделать новые открытия в науке. В лаборатории нас встречает профессор Алина. Здравствуйте, профессор.
Ребё нок: - Здравствуйте, очень рада вас видеть в своей лаборатории. Я хочу немного рассказать о ней. (рассказывает о лаборатории)
Воспитатель: - Ребята, учёные в лаборатории работают в халатах, я предлагаю вам надеть халаты.
- Профессор, к нам пришло письмо и необычная посылка, нам необходимо узнать, что за вещество образовалось на хлебе и можно ли его употреблять в пищу. Посмотрите, пожалуйста.
Ребё нок: (смотрит) - Да, вещество интересное.
Воспитатель: - Вещество с неприятным запахом, я предлагаю надеть маски и перчатки. Я думаю нам необходимо обследовать это вещество, рассмотреть его через увеличительное стекло (рассматривают при помощи пинцета и лупы).
- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (дети подбирают соответствующие прилагательные).
-Я думаю, ребята, это плесень. Плесень – это грибок, появился он гораздо раньше самого человека. Плесневелые грибки распространены практически всюду, распространяются они по воздуху в виде мельчайших частиц. При попадании на сырую, плохо проветриваемую поверхность плесень прорастает тонкими нитями. Плесень обожает грязь. Плесень прекрасно себя чувствует в холоде, при потеплении начинает расти. Даже в очень сильные морозы она не погибает.
- Как вы думаете, можно употреблять в пищу плесень (ответы детей)
- Давайте посмотрим, что же произойдет с плесенью в кислой среде. (положить плесень в баночку с уксусом, наблюдать)
- С плесенью ничего не произошло даже в кислой среде, она продолжает жить и развиваться. При попадании плесени в желудок человека, развиваются различные заболевания и аллергия.
- Как вы думаете, что мы ответим нашей телезрительнице? (ответы)
- Заплесневевшие продукты нужно сразу же выбрасывать.
Ребё нок: - Сейчас я хочу провести интересный эксперимент.
Воспитатель: - Что такое эксперимент?
Ребё нок: - Эксперимент - это опыт, который проводят учёные, чтобы убедиться в правильности своих суждений.
Ребё нок: - Нам понадобится пустая бутылка, воздушный шарик, сок одного лимона, вода, пищевая сода и уксус - это кислота, с которой нужно работать очень аккуратно.
( проводит опыт: смешиваем воду с пищевой содой, выливаем в бутылку, затем смешиваем в отдельном стакане сок лимона с уксусом, и быстро выливаем в бутылку, натягиваем на бутылку шарик. Шарик надувается, потому что выделяется газ).
Воспитатель: - Спасибо, профессор за помощь, а мы возвращаемся в студию. Не переключайтесь.
Воспитатель:- Сейчас рубрика “Контрольная закупка” с Полиной Черновой
- Здравствуйте, Полина.
Ребё нок:- Здравствуйте, мы закупили свежие фрукты, а какие догадайтесь сами…
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)
Ребё нок: - Вы правильно отгадали загадку, мы закупили яблоки разных сортов (показывает яблоки).
-Все они прошли отборочный тур и попали в финал.
Воспитатель: - Но к нам поступила заявка о том, что яблоки быстро темнеют при надрезе. Что же делать в этом случае, поможет разобраться “Контрольная проверка”.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Что же случилось вдруг с ним, посмотрю (воспитатель разделяет заранее разрезанные яблок).
- Что произошло с яблоком в месте среза? (яблоко потемнело)
Воспитатель: - Яблоки содержат железо, под воздействием воздуха, железо окисляется, повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Я думаю, что яблоко необходимо обработать, чтобы дольше у яблока оставался свежий вид. А чем, отгадайте…
В шкуре жёлтой,
Кислый он,
Называется … (лимон)
- Что содержится в лимоне?
Дети: - В лимоне содержится витамин С
Воспитатель: - Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет процесс окисления. Давайте проверим ( проведение опыта: одну дольку обработать лимонным соком, а вторую нет).
-Я возьму в ладонь лимон,
Чувствую что круглый он.
Я его слегка сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Всё в порядке сок готов,
Я лимон бросаю руку расслабляю.
- Обработали яблоки лимонным соком, оставим их и посмотрим, что произойдёт с ними через 4-5 часов.
Воспитатель:- Мы продолжаем нашу передачу (раздается телефонный звонок). А вот и первый звонок в студию.
- Здравствуйте, слушаем вас внимательно.
- “У меня в квартире отключили свет и мне пришлось воспользоваться свечкой. Позвонила подруга, пока я разговаривала по телефону, свеча подтаяла и наклонилась, чудом не случился пожар. Подскажите, как быстро затушить свечу “.
Воспитатель: - Большое спасибо за звонок, мы постараемся вам помочь.
- Ребята, как вы думаете, как можно погасить свечу? ( ответы детей: засыпать песком, землей; залить водой; задуть). (По возможности можно продемонстрировать все способы).
-Я хочу показать более удобный и интересный способ ( проведение опыта : накрыть горящую свечу банкой).
-Почему свеча погасла, ведь я на неё не дула и воды у меня нет? (ответы детей)
Воспитатель: - Для горения пламени нужен кислород, когда доступ кислорода к огню затруднён, мы его преградили банкой, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
- Наша передача подошла к концу. Надеемся, что исследования, которые были проведены сегодня, будут вам полезны.
III Заключительная часть:
- Давайте вспомним, о чем сегодня мы рассказали нашим телезрителям? (ответы детей)
Не секрет, что железо прилипнет к магниту,
А листочек к расчёске твоей.
Поскорее найду каждый ключик к секрету,
Сделав опыт я в группе своей.
Добавим в воду краску,
Соль сахар без подсказки.
Нам с другом очень быстро раскроется секрет.
«Что?», «зачем?» и «почему?»!
Надо всё нам здесь измерить,
И на опыте проверить.
Пересыпать и понюхать,
Чтоб узнать все «потому»!
То, что в жизни неизвестно - это очень интересно,
На весах предметы взвесить
Или в воду погрузить!
Шарик воздухом наполнить,
И магнита свойства вспомнить,
Сделать опыт, догадаться,
И ответом удивить!
- Спасибо за внимание. До новых встреч.