ларкина марина николаевна
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.
Задачи:
Образовательные:
• Привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры.
• Дать первоначальное представление о шахматных фигурах.
• Познакомить с названием шахматных фигур.
• Упражнять в отгадывании загадок.
Развивающие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
• Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, сообразительность.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и интерес к шахматам.
• Воспитывать желание помочь другим, самостоятельность в выполнении задания.
Словарь:
• Король.
• Ферзь (королева).
• Слон (офицер).
• Конь.
• Ладья.
• Пешка.
• Шахматная доска.
• Шахматная фигура.
• Стражники.
• Индия.
• Индусы.
• Шахматы.
• Шахматисты.
Предварительная работа:
• Дид. игры на тему «Шахматы».
• Просмотр мультфильмов про игру в шахматы.
• Занятия по шахматам.
• Беседы.
• Индивидуальная работа.
• Чтение художественной литературы: сказки, стихи, загадки и викторины о шахматах.
Оборудование:
• ММУ.
• Ноутбук.
• Презентация «Путешествие в шахматное королевство».
• 2 фланелеграфа (игра «Собери шахматную фигуру»).
• 3 доски (одна – магнитные шахматы, две для игры «Собери шахматную фигуру»).
• Шапочки с шахматными фигурами на каждого ребенка.
• Плед или покрывало («Ковер – самолет»).
• Письмо от королевы.
• Разрезные картинки для игры на фланелеграфе «Собери шахматную фигуру».
• Шахматы.
• Магнитная шахматная доска.
• Указка.
Ход занятия.
Слайд 1. («Путешествие в шахматное королевство»).
Дети в спортивной одежде: черные и белые.
Воспитатель: Ребята, мы получили письмо от Шахматной королевы. Давайте узнаем, что она нам пишет.
Чтение письма.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Шахматная королева из далекой страны Индии. Я вас приглашаю к себе в свое сказочное Шахматное королевство, где вы узнаете много интересного, познакомитесь с новой интересной игрой, поиграете в различные игры. А попадете вы ко мне на волшебном ковре – самолете. Вместе с вами будет путешествовать моя маленькая принцесса. Жду вас с нетерпением!
Ваша Шахматная королева».
Слайд 2.
Картинка «Индия».
-Ребята, а вы слышали про страну Индию? Это большая страна.
Слайд 3.
В Индии никогда не бывает зимы. Там очень жарко. А живут там очень трудолюбивые люди – индусы.
-Ну, что, отправляемся? Тогда у нас есть вот такой красивый ковер – самолет. Мы сейчас на него все присядем и полетим в далекую страну Индию.
Дети садятся на ковер.
Слайд 4.
Полет в Индию.
Слайд 5.
Картинка «Добро пожаловать».
-Вот мы и прилетели. Посмотрите, нас у ворот встречают стражники. Давайте все сойдем с ковра и присядем на стульчики.
Сложить ковер.
- Ребята, а кто знает, кто такие стражники?
Стражники – это охрана короля.
Слайд 6.
Королева.
-Здравствуйте, мои друзья. Меня зовут Шахматная королева. Я очень рада видеть вас в моем шахматном королевстве. Оно находится в далекой стране Индии. Я познакомлю вас с замечательной игрой, которая называется «шахматы». А хотите узнать, как появились шахматы?
Дети: Да.
Королева : Тогда я предлагаю посмотреть мультфильм «История возникновения шахмат».
Слайд 7.
Просмотр мультфильма.
Слайд 8.
Картинка «Шахматы»
Воспитатель: Шахматы – это игра, где надо думать,
Шахматы – зарядка для ума,
Это интересная, увлекательная,
Интеллектуальная, спортивная игра.
- Ребята, а кто знает, что означает слово «Шахматы»? (Ответы детей)
-Я вам немного подскажу, вы помните, как возникли шахматы? (Ответы детей).
Когда закончились все сражения между королями, то они заскучали. И тогда все битвы между ними перенесли на шахматное поле. Шах – означает король, мат – поражение. Поэтому, шахматы – это поражение короля.
А людей, которые играют в эту игру, называют «шахматисты».
Слайд 9.
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Расстановка шахматных фигур».
У вас у всех на головах шапочки с шахматной фигурой. Вспомните, какой шахматной фигурой вы являетесь, и начнем игру.
Слайд 10.
Показ картинок согласно тексту.
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи,
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два:
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
Игра «Расстановка шахматных фигур».
Выходят 2 короля.
Король.
Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Короли встают друг напротив друга. Выходят 2 ферзя.
Ферзь.
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
-Ферзь означает королева.
Ферзи встают рядом с королем своей масти. Выходят 4 слона.
Слон.
Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
Слоны встают рядом с королем и ферзем своей масти. Выходят 4 коня.
Конь.
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
Кони встают рядом со слоном с двух сторон своей масти. Выходят 4 ладьи.
Ладья.
А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Ладьи встают рядом с конем своей масти с двух сторон.
Выходят все пешки.
Пешка.
А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.
Лишь однажды, первым ходом,
Через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будут знать куда ходить!
Пешки встают перед шахматными фигурами.
-Вот все фигуры и построились.
С детьми другой группы :
-Ребята, а вы запомнили, как называются шахматные фигуры? Только не шумите, а вы поднимайте руку; а ребята, которые читали стихи, назовите свою фигуру еще раз.
И пока вы на поле, мы поиграем в игру «Ты словечко доскажи».
О какой фигуре будет идти речь, те дети выходят в середину, и затем садятся на стульчики.
Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
1. Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
2. Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
3. Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
4. Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
5. Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
6. У него большая роль,
А зовут его … (король)
Все фигуры выходят и садятся на стулья. Остаются Короли.
-Молодцы, справились с заданием. Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. И я предлагаю небольшое сражение для Королей : «Собери шахматную фигуру»
На фланелеграфе в беспорядке размещены детали шахматной фигуры. Вам надо ее собрать. А мы посмотрим, чей же Король выиграет в этом сражении.
Слайд 11.
Короли собирают пазлы. Звучит музыка.
-Ребята, скажите название фигуры, которую собрали наши короли.
Слайд 12.
Королева :
-У меня есть волшебный шахматный сундучок. В нем лежат загадки, попробуйте их отгадать. Возьмите, пожалуйста, мой волшебный сундучок.
Королева передает волшебный сундучок с загадками. Воспитатель поднимает сундучок и загадывает загадки. На экране появляются отгадки.
Слайд 13.
• С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа,
В клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы)
• Вся доска в квадратиках,
На них – полно солдатиков.
Нет патронов у солдат,
Но поставят шах и мат.
(Шахматная доска)
• Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -… (Король).
• Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал….(Ферзя)
• Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -… (Слон).
• Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным… (Конем).
• Вперед и назад ходит браво,
Помчится налево, направо,
Ту фигуру знаю я,
Ведь зовут ее… (Ладья).
• Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (Пешка).
-Молодцы. Все мы очень любим слушать сказки, и в сказочном королевстве тоже любят их; и даже играют.
Слайд 14 («Шахматная репка»)
Выходит ребенок и читает стихотворение.
Я знаю от папы,
Я знаю от деда;
Шахматы – лучшие игры на свете;
Ум развивают,
Уму помогают,
Делают лучше друзей.
-Я вам предлагаю сыграть в одну сказку, которая называется «Шахматная репка».
Все вы помните, какими шахматными фигурами вы являетесь. У нас будет две репки: одна – белого короля, другая – черного короля.
Я буду рассказывать сказку, а вы, как услышите название своей шахматной фигуры, выходите и вставайте друг за другом.
Инсценировка сказки «Шахматная репка».
Исполнители:
Черные фигуры Белые фигуры
Король – Ф. И. ребенка Король – Ф. И. ребенка
Ферзь - Ф. И. ребенка Ферзь - Ф. И. ребенка
Слоны - Ф. И. ребенка Слоны - Ф. И. ребенка
Кони – Ф. И. ребенка Кони – Ф. И. ребенка
Ладьи –Ф. И. ребенка Ладьи – Ф. И. ребенка
Пешки – Ф. И. ребенка Пешки – Ф. И. ребенка
Репка -Ф. И. ребенка Репка - Ф. И. ребенка
Воспитатель: В некотором шахматном царстве, в некотором шахматном государстве жил был Король. Однажды Король посадил на своем поле репку. Много ли, мало ли времени прошло, но репка выросла большая, пребольшая. Король обошел репку и призадумался…
Король : Да, репка моя выросла такая огромная, что прокормит всю мою армию!
Пробовал тянуть, да не потянул и позвал своего главного помощника на помощь.
Король : Главный мой помощник – Ферзь, иди сюда на подмогу!
Ферзь прибежал и стали тянуть репку: Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ферзь стал звать на подмогу Слона.
Ферзь: Сильный, могучий наш Слон, иди к нам на подмогу, сила твоя нужна!
Слон прибежал и стали тянуть репку: Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Слон стал звать на подмогу Коня.
Слон: Храбрый, отважный наш Конь, спеши к нам на помощь!
Конь прискакал и стали тянуть репку: Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Конь стал звать на помощь Ладью.
Конь: Верный, стойкий, наш Ладья, ждем тебя на подмогу!
Ладья подоспел и стали тянуть репку: Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ладья стал звать на помощь Пешку.
Ладья: Смелая наша Пешка, беги к нам на помощь!
Прибежала Пешка и стали тянуть репку: Пешка за Ладью, Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули и вытянули!
Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто видел и слушал – Молодец!
-Присаживайтесь на свои места.
А теперь давайте все вместе посмотрим мультфильм про шахматы.
Слайд 15.
Просмотр мультфильма «Шахматы» из цикла «Фиксики».
Слайд 16.
Королева :
-Вы, ребята, все молодцы! Вам понравилось у меня в гостях?
Дети: Да.
Королева :
-Я очень этому рада. Вы многое узнали, познакомились с жителями моего шахматного королевства, и за это я хочу подарить вам игру «Шахматы».
Королева дарит шахматы детям.
- Поблагодарим Шахматную королеву за ее приглашение в свое королевство и за подарок.
Слайд 17.
Королева :
-До свидания, ребята!
Слайд 18.
Картинка «Шахматы».
Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству.
-Что нового вы узнали сегодня?
- Что было интересным для вас?
-В какой стране появились шахматы?
-Какие шахматные фигуры запомнили?
-Вы бы хотели научиться играть в шахматы?
-Почему?
-Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность.
Отправляемся назад в детский сад. Садимся на наш ковер – самолет и полетели.
Слайд 19.
Полет в детский сад.
Слайд 20.
Картинка «Детский сад».
-Вот мы и прилетели, а сейчас пойдем в нашу группу и нарисуем шахматную фигуру, которая вам больше всего понравилась. А вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.