Нина Дудорова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие с Капитошкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Познавательное развитие.
Основная образовательная программа МБДОУ д/сад «Берёзка» с учётом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
Воспитатель: Дудорова Нина Викторовна
Возрастная группа : средняя Тема НОД : «Путешествие с Капитошкой» Цель: Формирование представлений о разнообразных состояниях воды, вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность. Задачи: ознакомление с причинами возникновения дождя; развитие умений понимать речь взрослого и активно реагировать на неё; поддержка стремлений детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы; воспитывать умение работать в группе, воспитывать аккуратность при работе с водой. Виды деятельности: игровая, игры-экспериментирования, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Формы реализации детских видов деятельности: исследование, опыт, игра. Оборудование: раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: губки, глубокая тарелка, ёмкости с грязной водой, воронка, салфетки для рук, кукла Капелька, схема-картинка «Появление дождя», аудиозапись «Шум дождя», «Ручей», «Река», «Океан». Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок познавательного характера. «Про серую тучку», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка». Чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Путешествие с Капитошкой“» размещена в разделах
Ход НОД.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Вводная часть (мотивация)
1. Воспитатель с детьми:
«Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!»
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся. ДОБРОЕ УТРО!»
-Доброе утро, ребята! Сегодня у нас в гостях наш любимый друг Капитошка. Дети стоят в кругу
Дети здороваются.
Звучит аудиозапись «Шум дождя».
Основная часть
2.- Ребята, а что у нас за звуки раздаются?
-Правильно! Это шумит дождь. Дождик, дождик, хватит лить. Наших детушек мочить!
-А ты знаешь, Капитошка, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, сколько знаем мы дождей.
Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей
Капитошка : Мне очень понравилась ваша игра, как много вы знаете. А вот интересно, ребята, а откуда на вас льется дождик? Как вы думаете?
- Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
- Ребята, наш друг Капитошка любезно согласился помочь нам узнать тайны дождя. Он приглашает нас к столам. Присаживаетесь на стульчики. У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь?
А в тарелочках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Теперь скажите, какая тучка стала? А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь.
Соня, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? А у тебя, Лёша?
Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.
- Так откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя
- Спасибо нашему другу Капитошке, он помог нам узнать, какие тайны хранит дождик.
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу сказку о капельке.
Вы мне в этом поможете.
Физминутка:
«Жила-была мама – Тучка, и были у нее детки маленькие капельки. Однажды мама-Тучка сказала своим капелькам: - Капельки, вам пора отправиться в путь. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. Плавали, плавали капельки, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме – Тучке.
- Молодцы ребята! Где встречается капелька воды?
- Ребята, после дождя водоёмы наполняются водой, такую воду можно пить? - Почему? (Вода грязная).
Воспитатель приглашает детей подойти к демонстрационному столу. - Воду можно очистить. Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? Нет. Одна - чистая, а другая – грязная.
Чтобы её очисть – я для этого возьму воронку, вложу в нее салфетку и начну пропускать грязную воду через воронку. Что у нас получается?
- Вода становится чистой.
- А что стало с нашей салфеткой? - Грязная стала.
- Ребята, что-то наш Капитошка заскучал, ему пора улетать, его ждут сестрички- капельки на тучках.
Алёша, расскажи стихотворение Капитошке на прощание.
Капитошка : Мне очень понравилось стихотворение, спасибо вам ребята. Мне с вами так интересно было. Я обязательно прилечу к вам еще.
Ответы детей
Дети загибают пальцы на обеих руках поочерёдно.
Ответы детей.
Дети садятся за столы, берут губки, определяют, какие они на ощупь.
Дети опускают губки в воду, определяют, какая стала губка (мокрая, тяжёлая, затем отжимают губку.
Ответы детей.
Дети рассматривают схему образования дождя.
Дети прыгают
Дети составляют ручейки, взявшись за руки парами.
Ручейки соединяются в одну цепочку.
Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу.
Дети поднимают руки вверх
Ответы детей.
Дети берут стаканчики с грязной водой, выливают в воронку с фильтром, чистая вода течёт в графин.
Рассказывает стихотворение. Все ругают дождик, а ему обидно: Он же так старался! Разве вам не видно? Вымыл все дорожки, крыши и машины, Парки, стадионы, окна и витрины. Стало всё блестящим, и таким красивым! Но никто за это не сказал: "Спасибо". Вот, и плачет дождик, моросит уныло - Он же так старался добрым быть и милым!
Шум дождя прекращается
Звучит аудиозапись со звуками дождя.
Звучит шум ручья.
Звучит шум реки.
Звучит шум океана.
Капитошка прощается, уходит.
Заключительная часть (рефлексия)
3. Ребята, мы сегодня узнали много интересного - откуда в тучке появляются капельки дождя, почему идет дождь, узнали, как можно очистить воду, чтобы она стала чистой. Мы вместе с нашим другом Капитошкой открыли тайну дождя. Мне с вами было очень интересно, молодцы, ребята.
«Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!»
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся. ДОБРОЕ УТРО!»
-Доброе утро, ребята! Сегодня у нас в гостях наш любимый друг Капитошка.
Правильно! Это шумит дождь. Дождик, дождик, хватит лить. Наших детушек мочить!
-А ты знаешь, Капитошка, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, сколько знаем мы дождей.
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей
Капитошка : Мне очень понравилась ваша игра, как много вы знаете. А вот интересно, ребята, а откуда на вас льется дождик? Как вы думаете?
- Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
Ребята, наш друг Капитошка согласился помочь нам узнать тайны. Присаживаетесь на стульчики. ОСАНКА У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, какие они на ощупь? ОСАНКА А в тарелочках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых тучка пьет водичку. Опускаем в воду свои тучки, тучка наполняется. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Теперь скажите, какая тучка стала? А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите, из тучки польётся дождь.
Соня, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? А у тебя, Лёша? ОСАНКА Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. ОСАНКА
Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.
- Так откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя
- Спасибо нашему другу Капитошке, он помог нам узнать, какие тайны хранит дождик.
Сказка Физминутка: «Жила-была мама – Тучка, и были у нее детки маленькие капельки. Однажды мама-Тучка сказала своим капелькам: - Капельки, вам пора отправиться в путь. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. Плавали, плавали капельки, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме – Тучке.
- Молодцы ребята! Где встречается капелька воды?
Очистить воду
Все ругают дождик, а ему обидно:
Он же так старался! Разве вам не видно?
Вымыл все дорожки, крыши и машины,
Парки, стадионы, окна и витрины.
Стало всё блестящим, и таким красивым!
Но никто за это не сказал: "Спасибо".
Вот, и плачет дождик, моросит уныло -
Он же так старался добрым быть и милым!
Капитошка прощается.
3. Итог