Елена Савченко
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с понятием «воздух» и его свойствами.
Задачи:
1. Образовательные: знакомить с понятием «воздух», его ролью в жизни человека; формировать представление о ветре, как о движении воздуха.
2. Развивающие: расширять кругозор.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, игровые.
Оборудование и материалы: пластиковые стаканчики, емкости с водой, соломинки, картофель, игрушечные кораблики, трубочки – по числу детей.
Предварительная работа: беседа о воздухе и ветре.
Воздух – это то, чем дышат люди, животные, растения. Воздух нужен всему живому. Если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей. Воздух мы не видим и не чувствуем, он не имеет запаха, но окружает нас повсюду. Когда он приходит в движение вокруг нас, мы можем его ощутить. В разных местах воздух будет разным. Теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает более холодный. Так образуется ветер. Движущийся воздух называется ветром.
Итак, ветер – это движение воздуха. В зависимости от погоды ветер бывает сухим, теплым, холодным. В теплый день ветер может быть прохладным и приятным, но когда на улице холодно, сильный ветер сделает погоду еще холоднее. Без ветра птицы не смогли бы летать, исчезли бы некоторые растения, семена которых разносит ветер.
ПЛАН:
Вопросы к детям
- Что такое воздух? (Это то, чем мы дышим. )
- Как образуется ветер? (Ветер образуется движением воздуха.)
- Какой бывает воздух? (В зависимости от погоды - теплый, холодный, сухой.)
- Кто нуждается в воздухе? (Все живое нуждается в воздухе. Он нужен для того, чтобы дышать. )
- Как растения используют ветер? (Он разносит их семена.)
- Для чего им нужен воздух? (Чтобы дышать. )
- Можем ли мы увидеть воздух? (Воздух невидим.)
- Имеет ли воздух запах? (Нет.)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо – Помахать кистями рук на лицо.
Закачалось деревцо – Покачаться из стороны в сторону.
Ветер тише, тише, тише – Присесть, помахать руками вверх – вниз.
Деревцо все выше, выше – Потянуться вверх.
Воспитатель. Приглашаю всех вас, ребята, в лабораторию. Здесь мы проведем опыты. Вы согласны?
Дети. Да!
Опыт № 1: «Воздух – невидимка»
Воспитатель. Вы хотите увидеть воздух? Возьмите в руки стаканчик. Переверните его вверх дном и медленно, аккуратно опустите его в воду. Есть ли вода в стакане?
Дети. Нет!
Воспитатель. Теперь наклоните стаканчик и опускайте его в воду. Что происходит?
Дети. Появились пузыри. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и он наполняется водой.
Опыт № 2: «Соломенный буравчик»
Воспитатель. Подумайте и скажите, можно ли проткнуть соломинкой картофель? (Предположение детей.) Давайте проверим. Возьмите соломинку и попробуйте воткнуть ее в картофель. Что произошло?
Дети. Соломинка согнулась, не воткнулась.
Воспитатель. Теперь возьмите вторую соломинку и, закрыв пальцем верхнее отверстие, попробуйте воткнуть ее в картофель. Что произошло?
Дети. Она воткнулась.
Воспитатель. Почему это произошло? (Предположения детей.) Потому что в соломинке был воздух, и он давил на стенки соломинки и не дал ей согнуться.
Опыт № 3: «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель. Представьте, что в каждом тазике – море, а вы – ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается?
Дети. Волны.
Воспитатель. Чем сильнее дуть, тем выше будут волны. Возьмите кораблики и опустите их на воду. Подуйте на кораблики. Что с ними происходит?
Дети. Они плывут.
Воспитатель. Что произойдет с корабликом, если не будет ветра?
Дети. Он будет стоять на месте.
Воспитатель. А если подуть очень сильно, то что произойдет?
Дети. Начнется буря, и может произойти кораблекрушение.
Опыт № 4: «Воздух можно услышать»
Воспитатель. Вы слышали воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель. Хотите услышать?
Дети. Да.
Воспитатель. Возьмите трубочку и подуйте в нее. Что вы слышите?
Дети. Свист.
Воспитатель. Сделаем вывод: воздух, попадая в трубочку, издает звук.
Итог:
Воспитатель. На этом работа в нашей лаборатории заканчивается, но не заканчивается наша с вами работа по теме «Воздух». На следующем занятии мы продолжим знакомиться с его свойствами. А сейчас давайте еще раз вспомним, что мы узнали о воздухе.
Дети. Воздух невидим, ветер – это движение воздуха, воздух может издавать звук, воздух заполняет все пространство между предметами и внутри них.