Анна Карпенко
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Беречь воду — беречь жизнь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Беречь воду — беречь жизнь!
МБДОУ №106 «Лазурный»
Симферопольского городского округа
Республики Крым
Конспект НОД по познавательному развитию
«БЕРЕЧЬ ВОДУ – БЕРЕЧЬ ЖИЗНЬ!».
Конспект подготовила :
воспитатель МБДОУ №106
Карпенко Анна Михайловна
г. Симферополь, 2020 г.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Беречь воду — беречь жизнь!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста бережного и экономного отношения к воде как к важному природному ресурсу.
Задачи:
1. Развивающие :
1.1. Совершенствовать познавательный интерес к свойствам воды, ее роли в жизни человека и живых организмов.
1.2. Развивать представления детей об основных источниках загрязнения воды, о процессе фильтрации.
1.3. Продолжать развивать логическое мышление детей, умение делать выводы и умозаключения.
1.4. Пополнять словарь детей: фильтр, фильтрация, пресная вода, химикаты.
1.5. Развивать связную речь.
2. Обучающие:
2.1. Учить проводить детей несложные опыты с водой (фильтрация воды).
2.2. Совершенствовать у детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
3. Воспитывающие:
3.1. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, потребность и желание экономить воду, сохранять ее.
3.2. Формировать у детей активную жизненную позицию по природосбережению, экономии природных ресурсов, денежных ресурсов семьи и ДОУ.
Оборудование: Презентационное оборудование (ноутбук, штатив с экраном, проектор, белые халаты, шапочки на каждого ребенка, пластиковые стаканчики 12 шт., 3 ёмкости с грязной водой, ситечки 3 шт., марлевые фильтры, 3 ватные диска, воронки 6 шт., графин с чистой водой, глобус, геоконты, аквариум с рыбкой, оригами: рыбки, бабочки, тучки и капельки)
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений: Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Как люди обидели реку», «Волшебница вода»; Б. Заходер «Что случилось с водой».
2. Просмотр ЦОРов: презентации: «Вода в морях и океанах, в реках и озерах»,«Соленая и пресная вода»; Путешествие Капитошки: «От речки до дома»; «Защита водных ресурсов»);
3. Беседы: «Профессия «Эколог»; «Для чего нам вода?»; «Где используют пресную воду?»; «Обитатели соленых и пресных вод»; «Ручейки и озера»; «Кому нужна вода»;«Вода, бережем ресурсы»
5. Опытно экспериментальная деятельность: «Экспериментирование с водой»(прозрачная, нет вкуса, запаха, хорошо растворяет); «Вода в разных состояниях: пар, вода, лед»; «Вода не имеет формы»; «Вода нужна всем», «Растения пьют воду»; «Очищение воды» (фильтрация).
6. Решение проблемных и игровых ситуаций: «Что будет, если исчезнет вода?»,«Нужно ли экономить ресурсы?», и др., позволяющие детям рассуждать, высказывать свою точку зрения, умозаключения, показать уровень нравственности и воспитанности.
7. Дидактические игры «Для чего нужна вода»; «Где снежинки?»; «Береги природу»; «Что происходит в природе?».
8. Подвижные игры «Ручеек»; игра «Водяной»
9. Творческая продуктивная деятельность: «Цветные льдинки»; Конкурс рисунков детей на тему: «Бережем ресурсы; Оформление коллективных плакатов «Бережем ресурсы!»
10. Проведение экологической викторины;
11. Отгадывание загадок, ребусов о воде.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в этом зале не просто так! На протяжении многих дней, мы с вами говорили о том, как необходимо вести себя в окружающей вас природе, знакомились с живой и неживой природой!. А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!»
Ответы детей (вода) (слайд)
Воспитатель: Тема нашего занятия сегодня «Беречь воду – беречь жизнь!».
Сегодня нам предстоит доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.
А начнем мы наше занятие со стихотворения, в котором говорится о важности воды на Земле!
София Федосиенко: «Вы слыхали о воде?»
1. - Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране!
2. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
3. Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на экран и угадать, в каких же состояниях у нас встречается вода: (слайд)
Дети: твёрдом (снег, лёд); газообразном (пар, облака, тучи); жидком.
Игра «Да – нет».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нет». Я вам буду задавать вопросы, а вы должны ответить «да» или «нет».(отвечают с помощью карточек)
• Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном?
• Вода превращается в лед?
• Лед – это вода в твердом состоянии?
• Снег при таянии превращается в лёд?
• Вода имеет запах и цвет?
• Вода имеет вкус?
• Вода прозрачная?
• Источником загрязнения воды являются фабрики и заводы?
• Морская вода имеет кислый вкус?
• Можно пить воду из реки?
• В реке вода пресная?
• Полезно ли пить воду из крана?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием!
А сейчас, я предлагаю вам послушать звуки воды и угадать, что именно издает эти звуки:
(Включается запись со звуком журчащего ручейка, плеск волн, шум волн, шторм.)
С последним звуком появляется Золотая Рыбка:
Рыбка: Здравствуйте, ребята! Я – Золотая Рыбка! Я живу в морских глубинах, а обитатели этих глубин – мои друзья! Узнали меня?
Ответы детей: Да!
Ведущий: Здравствуй, Золотая Рыбка! С чем пожаловала к нам?
Рыбка: Я узнала, что вы очень способные детки и что как раз сегодня, собираетесь говорить о важности Воды на нашей планете! Хочу загадать вам несколько задач, ответите на них, получите от меня подарок! Справитесь с заданием?
Ведущая: Справимся ребята?
Ответы детей: Да!
Рыбка: Но, перед тем, как задать вам задания, а они очень тяжелые. Мне необходимо узнать, на сколько вы подготовлены! Вот мой первый вам вопрос:
1. Сколько морей омывает ваш полуостров?
2. Как называются эти моря?
3. И последний мой вопрос: как называется самая главная река вашего полуострова, которая протекает в вашем городе?
Молодцы! Вижу, что с заданиями вы должны справиться! Передаю их вашему воспитателю! Если найдете ответы, получите от меня подарок! До скорой встречи!
Ведущий: Итак, ребята, давайте познакомимся с заданиями от Золотой Рыбки! первая задача, это:
1. Загрязнение воды Вторая:
2. Запасы пресной воды не безграничные. И третья:
3. Как беречь воду.
Воспитатель на доске выставляет 3 знака-символа с обозначением проблем.
А чтобы их решить, нам необходим будет пройти все испытания. Сегодня мы с вами узнаем о значении воды в жизни природы, обсудим, как бережно и разумно использовать воду и заботиться о ней.
Появляется Водяной под музыку «Песенка Водяного», он очень расстроен. В руках у Водяного – пакет с мусором (пластиковые бутылки, пакеты, бумага и др. мусор).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Водяной.
Воспитатель: Почему его так называют?
Дети: Потому, что он живет в воде.
Воспитатель: Давайте спросим, почему он плачет?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Здравствуй, водяной! Ты почему такой печальный, что случилось?
Водяной: Ох, здравствуйте, ребята… Беда ко мне пришла: гибнуть стали растения в моем подводном царстве, а рыбы стали покидать его. Не знаю, что мне теперь делать? Вот что я стал находить в своей реке вместо рыбы! (Достает из мешка и показывает пустые консервные банки и прочий мусор). Почему все это происходит? Может быть, вы, ребята, знаете, как мне помочь?
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем помочь Водяному.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ты, Водяной, не переживай, мы тебе обязательно поможем.
Водяной: Ну, раз говорите, что поможете, значит я спокоен. (Водяной присаживается на трон)
Воспитатель: Ребята, ну что поможем Водяному?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в реке у Водяного стали гибнуть растения и рыбы?
Дети: Потому что люди загрязняют реки.
Воспитатель: А как они их загрязняют?
Дети: Бросают туда мусор, моют автомобили, выпускают грязную воду, химикаты и т. д.
Воспитатель: Значит, загрязнение воды приводит к исчезновению растений, что в свою очередь не дает жить обитателям водоёмов.
А что нужно сделать, чтобы река Водяного снова ожила?
Дети: Очистить воду в ней, и водоём начнет жизнь сначала. Можно взять большой сачок и собрать им мусор с воды.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, достаточно ли будет этого? Полностью ли очистится вода после сачка?
Дети: химические отходы, нефть и бензин.
Воспитатель: Тогда давайте попробуем очистить воду в этой реке. Проведем с вами опыт по фильтрованию воды.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего можно очистить воду? С помощью чего ваши родители очищают воду дома?
Дети: С помощью фильтра.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу экологическую лабораторию и попробуем очистить воду разными способами.
---
(Дети отправляются в лабораторию, надевают халаты, шапочки, садятся за столы)
Первый опыт «Фильтрование воды».
Для опыта нам понадобится: чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (марля, ткань, ватный диск).
Воспитатель: Опыт будем проводить тремя способами.
1 группа - очищает воду с помощью марли.
2 группа - очищает воду через ткань.
3 группа – очищает воду через ватный диск
Воспитатель: Аккуратно вкладываем фильтр в воронку, постепенно переливаем грязную воду в фильтр, чтобы не разлить её.
(Дети выполняют опыт)
Воспитатель: (обращается к 1- группе.) Что у вас происходит?
Дети: Вода очищается.
Воспитатель: Почему мусор не поступает в стакан?
Дети: Крупный мусор остаётся в марле, а вода и мелкий мусор проходит, но вода мутная.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли после такой очистки употреблять воду?
Дети: Нет, она мутная, а значит, ещё не очистилась полностью.
Воспитатель: (обращается ко 2-группе) У вас вода очистилась?
Дети: Очистилась, ткань не пропускает песчинки и соринки, но вода мутная, на фильтре из ткани осталась грязь.
Воспитатель: Тканевый фильтр полностью очистил воду? Можно ли назвать её чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: (обращается к 3-й группе) Как у вас проходит процесс фильтрации?
Дети: Вода после фильтра из диска чистая, только медленно проходит, ватный диск не пропускает даже самые мелкие соринки.
Воспитатель: Как вы думаете, у вас получается чистая вода? Можно ли её назвать чистой? Можно ли употреблять её в пищу?
Дети: Нет, потому что она, хоть и прозрачная, всё равно грязная. В пищу её употреблять нельзя, в ней могут быть микробы.
Воспитатель: Правильно, воду можно употреблять в пищу только после кипячения.
Воспитатель: Так какие же из 3-х видов фильтров более надё жны: из марли, ткани или ватного диска?
Дети: Из ватного диска.
Воспитатель: Водяной, ты всё понял? Вот тебе дети очистили воду, бери.
Водяной: Ой, спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем Царстве снова будет чисто и весело! Спасибо вам, ребята! Ну, а мне пора обратно. До свидания!
Приходите ко мне в гости, я вам покажу мое подводное Царство! (Уходит).
Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, помогли Водяному. А кто догадался, о какой проблеме мы сейчас говорили?
Дети: Загрязнение воды!
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились! А сейчас снимайте халаты, и давайте немного отдохнём.
Динамическая пауза «Дождь»
Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва. Хлопки руками на каждое слово
А потом- потом- потом - все бегом-бегом-бегом. Бег по кругу
Стали капли поспевать, капля - каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Свободные движения пальчиками по телу
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. Соединить руки над головой
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
«На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны?» (глобус).
Дети: Да, это глобус – модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…
Воспитатель: А что показывает на глобусе синий цвет?
Дети: Синий цвет – это вода: моря, реки, океаны, озера.
Воспитатель: Для чего мы ежедневно используем воду? - Кому нужна вода?
Воспитатель: Действительно, вода имеет очень важное значение в жизни всего живого. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое. Поэтому вода – наше главное богатство, ее надо беречь!
Воспитатель: А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. О какой воде идет речь?
Дети: О соленой!
Воспитатель: А где находится соленая вода?
Дети: В морях и океанах!
Воспитатель: А какая вода нам полезна?
Дети: Пресная!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, откуда к нам в краны поступает пресная вода?
Дети: рек, озер, водохранилищ.
Воспитатель: Молодцы! Соленая вода наносит вред нашему организму, поэтому пить ее нельзя!
А как вы думаете, какой воды на Земле больше пресной или соленой?
Дети: Соленой, а пресной всего 3%
Воспитатель: Умнички! В морской воде живут морские обитатели, которым соленая вода стала родным домом! Кто может назвать этих жильцов?
Дети: Рыбы, медузы, моллюски, морская звезда!
Воспитатель: Сейчас, я предлагаю нам подойти к столам и на геоконтах нарисовать морскую звездочку!
(Дети выполняют задание и присаживаются на свои места)
Молодцы! Но подскажите мне, если морскую воду пить нельзя. То мы можем пить пресную водичку из рек и озер?
Дети: Нет! В ней микробы, мы можем заболеть! Ее необходимо отчистить!
Воспитатель: Ребята, вы видели, когда капает вода из крана? (или кран неисправен или кто-то забыл хорошо выключить воду) (слайд №14)
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, потеря одной капли – это много или мало?
Дети: Мало.
Воспитатель: А сколько воды утечет за день?
Дети: Много.
Воспитатель: Можем ли мы сами беречь воду? Каким образом?
Дети: Не оставлять открытым кран.
Дети: Когда чистишь зубы пользоваться стаканчиком.
Дети: Мыться под душем, не наполняя ванны.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наши плакаты. Они разные, но говорят об одном. О чём они говорят?
Дети: Воду надо беречь!
Ребенок читает стихотворение:
«Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
Закрывай покрепче кран.
Чтоб не вытек океан!»
Воспитатель: Какие проблему мы решили на этот раз?
Дети: Запасы пресной воды не безграничны и Берегите воду!
Воспитатель: Как уберечь воду от загрязнения и кто ее загрязняет?
Дети:
Воспитатель: Какой из трёх фильтров был лучше?
Дети: Фильтр из ватного диска.
Воспитатель: Много ли у нас пресной вода на планете?
Дети: много соленой воды, а пресной – мало (3%)
Воспитатель: К чему мы пришли в конце нашего занятия?
Дети: Воду надо беречь!
Под шум моря появляется Золотая Рыбка!
Золотая Рыбка: Молодцы ребята! Вижу, справились с моими заданиями! А вот вам и мой подарок! (дарит деткам золотую рыбку)
Прощайте! И не забывайте о том, что ВОДУ НАДО БЕРЕЧЬ!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Какой замечательный подарок преподнесла нам Рыбка! Нравится?
Дети:
Воспитатель: Мы с вами тоже трудились на занятиях и сейчас, я предлагаю нам сделать коллективную работу, которая будет нам напоминать о том, как прекрасна наша Земля и что все ее запасы необходимо беречь!
Наклеиваем свои оригами на ЗЕРКАЛО!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня рассмотрели такие важные вопросы и показали свои знания и умения по охране природы, запомнили правила экономии воды. (Рефлексия)Оцените свои впечатления на сегодняшнем заседании с помощью капелек. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, полезны и пригодятся в жизни, приклейте на доску голубую капельку. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, вам в жизни не пригодятся, приклейте белую капельку.
Дети производят самооценку своей деятельности (капли голубого и белого цвета, белая и голубая тучки на магнитной доске).
Под музыку уходим из зала!