Светлана Иженякова
Конспект НОД по познавательному развитию «В поисках эха» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию "В поисках эха" с детьми старшей группы
Цель: познакомить детей с эхом как физическим явлением.
Задачи:
Образовательная:
1. Подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук.
2. Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
3. Активизировать словарь: лаборатория, научный опыт, эксперимент, открытие, колебание.
4. Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В поисках эха“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Развивающие:
1. Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности.
2. Развивать мыслительную деятельность, внимание, память умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость.
2. Дать детям почувствовать радость открытий.
3. Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: интерактивная доска, слайд с изображением мест, где можно услышать эхо, слайд с объяснением возникновения эха, ведро, трёхлитровая банка, кастрюля, маленькие мягкие игрушки, тряпочки, мяч, подушка, карточки-символы для характеристики эха, мультфильм «Эхо», конверт с письмом от Лесовичка.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие.
Ход деятельности
Воспитатель : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом-
Станет радостно кругом!
Здравствуйте!
Стук в дверь. Приносят письмо от Лесовичка.
Воспитатель: Ребята, это письмо от Лесовичка. Вот, что он пишет:
«Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня гуляя в лесу, я обнаружил, что потерялся мой друг-озорник. А без него я не смогу сообщить лесным жителям, что пора готовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, найти моего друга, буду вам очень признателен. Лесовичок»
Воспитатель: О каком друге –озорнике пишет Лесовичок? (предположения детей)
Воспитатель: Ребята, в конверте лежит дубовый листочек с загадкой. Может загадка поможет нам понять, кого ищет Лесовичок:
Я молчу – оно молчит.
Я кричу – оно кричит.
Ну потеха, ну потеха!
Дразнит нас с тобою (Эхо)
Воспитатель: Да, без эха трудно придётся Лесовичку. Ребята, а мы сможем ему помочь? Что нам нужно сделать, чтобы помочь Лесовичку?
Ответы детей.
Воспитатель: Прежде чем начнем искать эхо, давайте послушаем, что нам про эхо расскажут дети.
1ребенок:
Эхо, как лесное чудо,
Раздаётся ниоткуда.
Повторяет всё за мной,
Словно микрофон лесной
2 ребёнок:
Эхо прячется в горах,
За камнями и в кустах.
Кто-то громко засмеётся,
Эхо сразу отзовётся,
Кто-то громко закричит,
Эхо тоже не молчит.
Воспитатель: Что такое эхо? (ответ детей)
Воспитатель: Эхо - это природное явление, когда сказанное слово слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.
Воспитатель: Поиграем в игру под названьем «ЭХО», где вы будете «эхом». Я буду говорить громко, а вы будете повторять тихо.
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
— Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: «Ты-ы!»
— С чем ты ходишь там? Постой!
Эхо мне в ответ: «Пустой-ой!»
— Выйди! Я хоть погляжу!
Отвечает: «Погожу-у!»
— Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»
— Перееду за реку!
Эхо мне в ответ: «Ку-ку!»
— И найду тебя в кустах!
Отвечает эхо: «А-ах!»
— От меня не убежишь!
Отвечает эхо: «Ши-ш-ш!»
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, подумаем, где может жить эхо. Где мы можем его услышать? (картинки на слайде)
Ответы детей: в лесу, в арке, пустой комнате, в колодце, в подъезде.
Воспитатель: Ребята, а можно увидеть эхо? Правильно, увидеть мы его не можем, а можем только услышать. Оно повторяет всё, даже самые странные звуки.
Воспитатель: Ребята, а эхо везде живет? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам при помощи опыта узнать, где живет эхо и как образуется эхо. Для этого нам нужно отправиться в научную лабораторию.
Воспитатель: Скажите, что такое лаборатория? (Лаборатория -место, где работают ученые, исследователи, проводят опыты) Отправляемся в лабораторию.
Воспитатель: Закройте глаза, покружитесь.
Раз, два, три- покружитесь,
В лаборатории очутитесь!
(На экране появляется слайд с изображением лаборатории)
Воспитатель: Проходим в научную лабораторию.
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться, аккуратно работать с оборудованием, точно выполнять указания старшего исследователя)
Воспитатель: Работать мы сегодня будем в 3х группах. Вам нужно разделиться на 3 группы и пройти к столам. Каждая группа работает со своим оборудованием: (1 группа – с ведром, 2 группа- с трехлитровой банкой, 3 группа –с кастрюлей)
Опыт №1
На 1м столе стоит пустое вёдро, на 2м столе трёхлитровая банка, на 3м столе кастрюля. Каждый ребёнок подходит к своей емкости. Сначала произносят свое имя в свою емкость. Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить ведро мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в ведре эхо.
Вывод: Эхо можно услышать только в пустом пространстве.
Воспитатель: А как же образуется эхо? На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Опыт№ 2
Воспитатель берёт мяч и ударяет им по крышке стола. Обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.
Воспитатель: Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Воспитатель: Посмотрите на экран (слайд с изображением кричащего человека):
Человек что-то крикнул. Звук невидимой волной побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвратился обратно. Человек услышал эхо.
Воспитатель : Давайте отдохнем, разомнемся немного, поиграем.
Проводится физкультминутка.
Заблудились мы в лесу 1 Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.
Стало не до смеха.
Маму мы зовем: «Ау!» - 2 повороты в стороны, руки у рта рупором.
Отвечает эхо.
Эхо, эхо, почему 3 Хлопок перед грудью, руки в стороны, наклоны вперед,
Отвечаешь ты «Ау»? посмотреть вперед.
Мы под кустики глядели 4 Руки на поясе. Приседание с поворотом в сторону.
Эхо отыскать хотели.
Где ты, отвечай скорей! 5 Повороты вокруг себя влево, вправо.
Отвечало эхо: «Эй!»
Воспитатель: Ребята, теперь, вам, как настоящим ученым, нужно сделать выводы по результатам наших исследований. У вас на столах лежат карточки-символы. Вам нужно выбрать только те карточки, которые подходят для эха.
Каждая группа знакомит с выводами. 1. Эхо слышим, но не видим.
2. Эхо встречается там, где звук встречает препятствие.
3. Эхо нельзя услышать в поле.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Нашли мы с вами эхо? А теперь нужно написать письмо Лесовичку, рассказать, где он может найти Эхо.
Воспитатель под диктовку детей пишет письмо на листике от дерева: «Дорогой Лесовичок, эхо можно услышать в лесу, в горах, в пустой комнате, в тоннели, даже в пустом ведре. Надеемся, что мы тебе помогли. Ребята группы «Капелька».
Воспитатель: Дети, положим наш листик за окошко, сорока унесет его Лесовичку.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много говорили про эхо, слышали его, а теперь я предлагаю вам посмотреть увлекательный мультфильм «Эхо»
Просмотр мультфильма «Эхо»