Романова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«Путешествие в осень»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие в осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Коррекционно-развивающие :
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитательные:
5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Методические приемы: словесные (художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы детей); наглядные (использование иллюстраций); игровые (сюрпризные моменты, подвижные и дидактические игры).
Предварительная работа: наблюдения в природе, беседы о птицах, деревьях, насекомых, явлениях природы, о погоде; экскурсии; заучивание стихов; чтение художественной литературы о природе и её обитателях; прослушивание голосов птиц и т. д.
Литература:
И. А. Морозова, Т. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи».
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», «Птицы. Какие они?»
Стихи
Народные приметы.
П. И. Чайковский «Времена года».
Демонстрационный материал:
иллюстрации картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».
Оборудование: игрушка Заяц; письмо; стулья, расставленные полукругом по количеству детей; картинки с изображением осени, разрезанные на несколько частей по количеству детей; кленовые листочки по количеству детей; угощения.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг.
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
Дети: Осень. Слайд № 1
Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
МБУ"ЦППМСП" «Жемчужинка», подготовительная к школе группа «Кораблик».
Обратный адрес: «Заячья поляна городского парка». Слайд № 2
«Здравствуйте! На заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите, когда она будет в лесу?
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».
Воспитатель: Вопрос даже очень интересный. Дети, зайцам повезло, что они отправили письмо именно нам: мы с вами многое знаем про осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение. Для этого, нам надо ответить на вопросы наших друзей зайцев.
1.«НАЗОВИТЕ ПРИМЕТЫ ОСЕНИ».
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.
Воспитатель: Ребята, назовите, признаки ранней осени?
(Осенью листья желтеют, птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. На полях, в огородах люди собирают урожай). Слайд № 3
Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья? Слайд №4
Воспитатель: В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
- Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени?
(Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь. Люди одеваются по-осеннему). Слайд№5
Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?
(Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)
Воспитатель: Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
Воспитатель: Позднюю осень называют «серебряной». Почему, какие признаки поздней осени вы знаете?
(Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.) Слайд№6
Воспитатель: Молодцы, вы точно рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы.
2. «ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ ОБ ОСЕНИ».
«Осень» А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птицы улетели
В теплые края.
«Улетает лето» Е. Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
У калины и рябины,
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
3. «СЛОЖИТЕ КАРТИНКУ» (дети складывают картинку)
- Какое время года изображено у вас на картинках? (осень)
Воспитатель: Ребята, назовите пословицы, и приметы об осени.
Пословицы
1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
4. От осени к лету, поворота нету.
5. Лето со снопами, осень с пирогами.
6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Приметы
1. Осенью паутина на ясную погоду.
2. Гром в сентябре - теплая осень.
3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
5. Когда гусь улетает, снег выпадает.
6. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.
Воспитатель: Вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
4 .«ФИЗМИНУТКА «ЛИСТОЧКИ».
Мы листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил,
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков», соответствуя тексту стихотворения.
Воспитатель: Ребята, давайте соберём осенний букет.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём (загибать поочерёдно пальцы)
В вазу осенний букет отнесём. (сжимать и разжимать кулачки)
5.«ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ».
- Назовите осенние месяцы. Сколько их? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой месяц означает середину осени? (Октябрь)
- Какого цвета осень? (Желтого, красного, оранжевого коричневого)
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна и кедр)
- Какое дерево живет дольше других деревьев? (Дуб)
- Кто любит лакомиться корой осины и яблони? (Зайцы)
- Ягодами, какого дерева любят лакомиться птицы? (Рябины)
- Какие вкусные блюда можно приготовить из лесных ягод? Назовите эти ягоды. (Земляника, морошка, малина, брусника, черника, голубика, клюква)
- Почему птицы улетают на юг? (Мало корма, нет насекомых)
- Назовите птиц, которые остаются зимовать вместе с нами (Вороны, синицы, сороки, воробьи и т. д.)
Воспитатель: Ну что ж, мы справились со всеми заданиями.
Подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
- Осень заканчивается. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые, жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город Подпорожье и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.
Воспитатель: Молодцы, вы старались, и осень прислала нам гостинец.