Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир света» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «Путешествие в мир света».
Задачи.
- Уточнить и расширить представление детей об истории развития источников света с древнейших времен по настоящее время.
- Продолжать знакомить с изменением быта человека в зависимости от развития цивилизации.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие в мир света“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.
- Познакомить с видами осветительных приборов.
- Развивать мышление, память, внимание, воображение, речь через расширение обиходного словаря, разгадывание кроссворда, выполнение занимательных заданий.
- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде, бережное и экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.
Оборудование: Загадки, компьютер, картинки «Береги электричество».
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята! Нам предстоит увлекательное путешествие в загадочный мир, а куда, вам предстоит узнать.
Задание: «Отгадай слово».
Воспитатель: По первой букве каждого слова необходимо выложить слово – тему нашего путешествия (Собака, верблюд, енот, тигр - СВЕТ).
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы отправляемся в мир света. Что такое свет? Подберите родственные слова (светло, светит, светится, светлый, светлячок, светильник).
Воспитатель: Давайте рассмотрим источники света. ( естественные: молния, солнце, сияние; искусственные: огонь, лампочка, свеча). (Слайд 1 - 4).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в музей света. Что такое музей? (Это здание, в котором собраны, изучаются и хранятся экспонаты, т. е. предметы истории, культуры прошлого и настоящего).
- А кто работает в музее? (экскурсоводы).
Воспитатель: Мы с вами будем экскурсоводами, а наши гости - посетителями. (Слайд 5).
Воспитатель: Пока человек не изобрел способ, как получить СВЕТ, он получал его от солнца. И так как люди не могли управлять его работой, то очень зависели от него в борьбе с темнотой.
Воспитатель: Первый экспонат нашего музея. Загадывает загадку.
В «красном кафтане»
Лежит на поляне,
И ест без всякой лени
Из берёзок поленья!
Воспитатель: Как вы думаете, что это?
Дети: Костер. (Слайд 6).
Воспитатель: Давным - давно люди жили в пещерах, по ночам светил лишь огонь костра. От костра в пещере становилось светлее.
Воспитатель: А почему костёр не очень удобен в применении? (Его приходится поддерживать, чтобы не погас от ветра и дождя, его нельзя перенести в другое место).
Воспитатель: Загадывает загадку.
Не жжет ладонь
Переносной огонь.
Дети: Факел. (Слайд 7).
Воспитатель: Со временем люди догадались, что если в костер опустить палку, она загорится и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет от костра. Так появился факел. А если обмакнуть любую ветку в смолу, то факелы горели очень ярко.
Воспитатель: А как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? Мне кажется, что нет. Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар!
Воспитатель: Загадывает загадку.
При ней детей качали,
Вязали, шили, пряли
И пели про кручину
Под мерный треск.
Дети: Лучина. (Слайд 8).
Воспитатель: В домах стали использовать палочки поменьше. Люди стали использовать лучину. Это самая обычная щепка, заостренная на конце. Ставили лучину на специальную подставку - светец. Под светец ставили ванночку с водой.
Воспитатель: Чем удобна лучина в обращении? (Лучина даёт свет, её можно переносить). А чем лучина неудобна? (Мало света, быстро сгорает, сильно коптит).
Воспитатель: Люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Такой светильник горел долго и ровно. Так появились масляные лампы. (Слайд 9).
Воспитатель: Загадывает загадку.
Таять может, Да не лед.
Не фонарь, А свет дает.
Дети: Свеча. (Слайд 10).
Воспитатель: Прошли годы и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Ее делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, он и зажигает свечу. В наше время мы зажигаем свечи только под Новый год, чтобы создать праздничную атмосферу. А много лет назад свечи горели в домах и во дворцах каждый вечер. Во дворцах были красивые дорогие подсвечники, которые являлись символом богатства.
Воспитатель: Чем хороши свечи? (По сравнению с лучиной даёт больше света, её можно переносить). А что не очень хорошо в свече? (Света не так много, коптит пользоваться ею небезопасно).
Воспитатель: Загадывает загадку.
Стоит терем, в тереме - то горит,
А на тереме труба стоит.
Дети: Керосиновая лампа. (Слайд 11).
Воспитатель: Люди стремились придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.
Воспитатель: Что же хорошего было в лампе? (Она безопаснее, чем лучина или свеча, светят ярко, лампу можно переносить. С такой лампой можно выходить в дождь и ветер). А что не устраивало в такой лампе человека? (Света хотелось больше, в лампу приходилось добавлять постоянно керосина, от неё могли загореться находящиеся рядом предметы.
Воспитатель: Загадывает загадку.
Внутри вольфрамовую нить
Не может ветер затушить!
Что под стеклянным куполком
Сияет тёмным вечерком?
Дети: Лампочка (Слайд 12).
Воспитатель: Человек несколько десятилетий искал новые способы удобного освещения своего жилища. В разное время были совершены различные открытия, которые приближали лампу к современному, всем знакомому виду. Прошло много лет. Когда появилось электричество, тогда и придумали электрическую лампочку. Лампочку изобрел один умный человек. Она сделана из стекла и металла. Бывают лампочки разного размера, разной формы и цвета. Сегодня электричество пришло в каждый дом и успешно служит людям!
(Слайд 13).
Воспитатель: В результате прослужившую последние 135 лет человечеству электрическую лампочку накаливания вскоре можно будет увидеть лишь в историческом музее. В наши дни появились энергосберегающие лампы, которые позволяют экономить до 80% энергии и дольше служат.
(Слайд 14).
Физминутка.
Мы веселые жучки
Золотые светлячки
Мы жужжим, жужжим, жужжим,
В небо улететь хотим
Мы с цветочков пьём нектар
Солнечный медовый дар.
Воспитатель: Загадывает загадку.
Мету, мету - не вымету,
Несу, несу - не вынесу,
Стемнеет - сама уйдет.
Дети: Тень. (Слайд 15).
Воспитатель: Что такое тень? (затемнение света, которое происходит, когда на пути солнечных лучей появляется предмет или животное или человек). Может появиться тень без света?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где используют тени? (теневой театр). Предлагаю вам познакомиться, как правильно расставлять руки для красивых теней.
Воспитатель: Загадывает загадку.
Слуги его Величества,
Светлейшего Электричества.
В поклонах стоят вдоль дороги,
И светят прохожим под ноги.
Дети: Фонари. (Слайд 16).
Воспитатель: Хочу познакомить вас с осветительными приборами. Почему они так называются? На основе электрической лампочки изобрели фонарики и различные фонари.
Воспитатель: Небольшой осветительный прибор, подвешенный на стенке. Дети: Бра. (Слайд 17).
Воспитатель: Источник направленного света, стоящий на столе.
Дети: Настольная лампа. (Слайд 18).
Воспитатель: Загадывает загадку.
Висит Планета
Золотого света.
На стенке - выключатель
Планеты друг - приятель.
Дети: Люстра. (Слайд 19).
Воспитатель: Загадывает загадку.
Осветительно - напольный,
Отгоняет темноту,
Мне удобно и коту!
Дети: Торшер. (Слайд 20).
Воспитатель: А вы знаете, что для выработки электроэнергии используются природные запасы: нефть, газ, уголь. Поэтому необходимо беречь электроэнергию и выключать свет.
Воспитатель: Есть такая акция называется «Час Земли» - это особенная международная акция, из года в год проводимая в последнюю субботу марта. Участвовать в акции может каждый достаточно выключить свет и все электрические приборы всего лишь на один час. Такой шаг расценивается как голос в борьбе за охрану окружающей среды.
Воспитатель: Предлагаю и нам, в конце нашего путешествия в мир света, подключится к этой акции.
Итог.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.
Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).
Что вы сегодня узнали интересного узнал? (Ответы детей).
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Занятие окончено.