Валентина Козлова
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов технологии проблемного обучения
▼ Скачать +Заказ
Тема «Поможем Медвежонку»
Цель: формирование познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром
Задачи:
Образовательные задачи:
* Закрепить представление о дожде и его формах (сильный дождь – ливень, мелкий дождь – ситничек, наклонный дождь – косохлёст)
* Расширять представление детей о зонтике, истории его возникновения, использовании
* Формировать представления о свойстве разных материалов – пропускать воду
(водопроницаемость)
Развивающие задачи:
* Развивать интерес к экспериментальной деятельности
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов технологии проблемного обучения» размещена в разделах
* Развивать умение сравнивать, делать выводы
*Развивать умение работать в группе, выслушивать ответы других детей, не перебивать
* Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей
* Продолжать работу по формированию связной речи у детей (ответы на вопросы
взрослого полным предложением)
Воспитательные задачи:
* Воспитывать у детей чувство уважения к сверстникам, к их мнению
* Создавать условия для воспитания интереса к экспериментальной деятельности
Оборудование и материалы: карточки - модели «Какой бывает дождь?», складной зонт в коробке, карточки для игры «Выбери нужный предмет» (обувь, одежда, предметы рукотворного мира, модели зонтов (зонт – грибок, зонт – купол, медвежонок с игрушечным зонтом, материалы для экспериментирования: пластиковые прозрачные стаканы – 3 шт., тарелки – подставки, бумага, ткань х/б, ткань с водоотталкивающей пропиткой, вода.
Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», чтение стихов и загадок о дожде и зонтике, наблюдение за дождём (сильный, слабый, моросящий, капли падают прямо, наклонно); наблюдение за падением капель с крыши; за одеждой людей в дождливую погоду; просмотр презентации «Какие бывают зонтики», опытно-экспериментальная деятельность «Борьба с наводнением», аудиозаписи со звуками природы «Какой бывает дождь»
Ход занятия: Дети здороваются с гостями. После этого встают в круг на коврике вместе с воспитателем (настрой на занятие)
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Да! – поглаживают пальцами веки
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? Да! – поглаживают ушки
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? Да! – хлопаем в ладоши
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Да! – притопываем
С добрым утром, солнце! Мы проснулись! Руки вверх с раскрытыми пальцами
Вос-ль: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Солнышко сегодня приготовило для вас сюрприз. Он находится в этой коробочке. Хотите узнать, что в коробочке?
Дети: Да
Вос-ль: Чтобы это узнать, нам с вами нужно постараться.
Отгадайте мою загадку.
Он прошёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Погулял по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле. (Дождик)
Вос-ль: Давайте послушаем звуки природы и узнаем, правильно ли мы отгадали загадку (используем музыкальную загадку. Звуки природы «Дождь»)
Вос-ль: Молодцы, правильно отгадали загадку. Ребята, подскажите мне, какой бывает дождь?
Дети: Ответы детей (используются карточки – модели – сильный дождь – ливень, мелкий дождь – ситничек, косой дождь – косохлёст).
Вос-ль: Ребята, что нас может защитить от дождя?
Игра «Выбери нужный предмет» (резиновые сапоги, плащ, зонтик)
Вос-ль: Как вы думаете, какой предмет самый нужный в дождь?
Дети: Зонтик.
Вос-ль: Теперь откроем коробочку и посмотрим, что там лежит.
(Дети открывают коробку, в ней зонтик).
Вос-ль: Ребята, на что похож зонтик?
Дети: ответы детей
Вос-ль: (уточняет, обобщает и дополняет ответы детей)
Слово «Зонтик» в переводе с голландского означает «навес от солнца, защита от солнца». Зонтик действительно похож на крышу дома, парашют, блин, гриб, купол (демонстрирует зонтик и схожий предмет).
Люди придумали такую форму не случайно. Они заметили: кода идёт дождь, капли скатываются с зонтика вниз. Человек под зонтом не намокает, остаётся сухим.
Игра «Зонтик, зонтик, не беги» (можно использовать бубен)
Зонтик, зонтик, не беги,
С нами зонтик посиди,
Мы гуляем, веселимся.
И дождя мы не боимся.
(У кого в руках зонтик, выходит в центр круга)
Зонтик прыгает на ножке,
Мы попрыгаем немножко.
Зонтик, зонтик, не беги,
С нами зонтик посиди,
Мы гуляем, веселимся.
И дождя мы не боимся.
(У кого в руках зонтик, выходит в центр круга)
Будет зонтик петь, плясать.
А мы ножки выставлять.
Зонтик, зонтик, не беги,
С нами зонтик посиди,
Мы гуляем, веселимся.
И дождя мы не боимся.
(У кого в руках зонтик, выходит в центр круга)
Будет зонтик наш кружиться,
А мы топать, веселиться.
Дети садятся на стульчики.
Раздаётся музыка – «ВЫХОД МЕДВЕЖОНКА»
Вос-ль: Ребята, кто-то к нам идёт. Как вы думаете, кто же это?
Дети: ответы детей.
Вос-ль: Сейчас посмотрим. (вносит игрушечного медведя, в руках у него зонтик (бумажный).
Медвежонок: Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришёл из леса я.
Вос-ль: Мишка. Ты грустный. Что случилось?
Медвежонок: Я собрался утром погулять. Посмотрел в окошко – на улице дождь. Я обул сапожки, взял зонтик и вышел из домика. Гулял по лесу, весь промок, даже зонтик не помог. Не знаю, как домой возвращаться.
Воспитатель: Мишка, ты не переживай. Присаживайся на стульчик.
Вос-ль: Ребята, нужно мишке помочь. Согласны?
Дети: Да
Вос-ль: Для этого нам нужно ответить на вопрос - у медвежонка есть зонтик, но он промок. Почему так случилось? Как вы думаете?
Дети: выслушать ответы детей. Если ответа нет, задать наводящие вопросы.
Вос-ль: Зонтик – это крыша. Крыша нужна для того, чтобы защитить от дождя. Крыша зонтика должна быть непромокаемой. Из чего сделана крыша (покрышка) зонтика у медвежонка?
Дети: из бумаги
Вос-ль: А теперь посмотрите на наш зонтик. Из чего (из какого материала) у него крыша?
Дети: Из ткани
Вос-ль: Давайте пройдём в нашу лабораторию и проверить, какой материал подходит для зонтика, а какой нет.
На столе подготовлены оборудование и материалы для проведения эксперимента:
Пластиковые прозрачные стаканы – 3 шт., тарелки – подставки, бумага, ткань х/б, ткань с водоотталкивающей пропиткой, вода.
Кусочки материалов натянуты на ёмкости и закреплены резинкой. Ёмкости пронумерованы.
Перед тем, как мы проведём наше исследование, давайте вспомним «Правила поведения в лаборатории (с использованием опорных картинок)
Ход исследования:
Дети по очереди наливают воду в стаканы №1, 2, 3. Наблюдают, что происходит с материалом – намокает или нет, пропускает воду или нет.
Вос-ль: Ребята, что мы с вами увидели.
Дети: Материалы № 1 и № 2 намокают, вода через них проходит, материал № 3 не пропускает воду, вода с него скатывается.
Вос-ль: Какой материал подойдёт для зонтика?
Дети мы выбираем материал № 3.
Вос-ль: На этом стаканчике крыша из водонепроницаемого материала. Материал называется полиэстер. Он не пропускает воду.
Вос-ль: Почему же промок медвежонок?
Дети: У него был бумажный зонтик. Бумага намокает и пропускает воду.
Вос-ль: Для чего можно использовать бумажный зонтик? (когда)
Дети: его используют для защиты от солнца.
Вос-ль: Ребята. мы ответили на вопрос медвежонка, решили его задачку?
Дети: Да
Вос-ль: Ребята, медвежонку надо возвращаться домой. Чтобы он не промок, давайте подарим ему зонтик. Согласны?
Дети: Да
Медвежонок благодарит детей и уходит.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, вот и солнышко появилось из-за тучки. Приглашает нас погулять. Вставайте в кружок.
Музыкальная разминка, «Утром солнышко встаёт»
Утром солнышко встает
(медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
(медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
(«Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем
(хлопают в ладоши)
Весело поется.
Вос-ль: Ребята, вот и заканчивается наша с вами совместная деятельность. Вы все молодцы, спасибо вам!