Елена Будюкина
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Путешествие по сказкам» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации: групповая, парная, индивидуальная, использование взаимопроверки.
Цель: развитие интегративных качеств личности воспитанников старшей группы через игру-путешествие: любознательности, интереса к исследовательской познавательной деятельности.
Задачи:
• Обучающие:[/i]
- расширять представления о свойствах воды, паре, снеге;
- познакомить с процессом появления снежинок;
- обобщать знания детей о зиме;
- учить подбирать однокоренные слова к слову СНЕГ;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ „Путешествие по сказкам“ в старшей группе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- закреплять порядковый счет;
- закреплять знания о сказках и сказочных героях;
- продолжать учить работать с интерактивным оборудованием.
• Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, логику, воображение, образное мышление;
- развивать активность, внимание, способность рассуждать;
- развивать коммуникативные навыки и речь, мелкую моторику рук;
- развивать жесты, мимику, пантомимику детей, выразительность их движений в целом.
• Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к людям, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату;
- воспитывать любовь к сказкам;
- воспитывать чувство сплоченности;
- воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы;
- закреплять умение работать в парах, учить элементам взаимопроверки;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Применяемые педагогические технологии:
ИКТ, технология проблемного обучения, «Елочка знаний».
Предварительная работа: беседы о зиме, о свойствах воды и льда, наблюдение за снежинками, экспериментальная деятельность со льдом, чтение и просмотр сказок Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Снеговик», русских народных сказок «Снегурочка», «По щучьему велению», «Морозко», разучивание пословиц и поговорок о труде и лени, беседа о QR-коде, работа с интерактивным оборудованием.
Оборудование: коробка-льдинка; волшебная палочка; снежинки - картинки с цифрами от 1 до 4 с заданиями (загадка, QR-код, пословицы и поговорки); елочка с набором карточек (снегурочка, снеговик, снегирь, снежинки, снежки, снегопад, сосульки, шишки, санки, лыжи) для дидактической игры «Елочка знаний»; 6 снежинок разной формы, разрезанных пополам с красной и синей половинкой на обратной стороне; видео: «Снежная Королева», «Откуда появляются снежинки», фрагмент сказки «Морозко», «В замке Снежной Королевы»; планшет; интерактивное пособие «Финансовый гений» с игрой-пазлом «Снеговик»; картинка самолета с четырьмя иллюминаторами; картинки сказочных героев (Снегурочка, Емеля, Морозко, Снеговик, зеркала по количеству детей, покрывало, мольберт, музыкальное сопровождение.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, мои друзья!
Гостьей вашей буду я.
Елена Александровна меня зовут.
Лица добрые я вижу тут.
По пути, пока к вам шла,
Коробку-льдинку я нашла.
Интересно стало вдруг,
Посмотрела я вокруг:
Снег ложится на дома,
Наступила вновь зима.
Скоро праздник к нам придет –
Чудо вдруг произойдет!
Может, чудо-то в коробке?
Или сказка в ней живет?
Ну-ка, дайте мне ответ –
Будем открывать коробку или нет?
Дети. Да.
Воспитатель. (Открывает коробку, достает волшебную палочку) Что это, как вы думаете? (Ответы детей). Интересно, а что будет, если я ей взмахну? (Делает взмах, звучит волшебная музыка и на экране появляется Снежная Королева).
Снежная Королева. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, конечно, узнали, я - Снежная Королева. Доброта маленькой девочки Герды растопила мое ледяное сердце, и я отпустила Кая домой. И опять осталась одна в своем таком же ледяном замке: грустно. А ведь скоро Новый год, и мне совсем не хочется встречать его в таком настроении. Может быть, вы мне поможете?
Воспитатель. Поможем, ребята? А как мы сможем помочь? (Рассуждения детей). А я предлагаю пригласить в замок Снежной Королевы гостей – героев разных сказок. Но все ли сказочные герои смогут быть гостями в ее холодной стране? Как вы думаете? (Подводит детей к тому, что гостями смогут быть только герои из сказок о зиме). А что вы знаете о зиме, расскажите? (Ответы детей). Молодцы, все правильно рассказали. Ну что, вы готовы отправиться со мной в волшебное путешествие по зимним сказкам за гостями для Снежной Королевы? (Ответы детей). Нам предстоит нелегкий путь. Впереди нас ждут много препятствий и трудностей. И чтобы нам со всеми справиться, мы должны быть одной сплоченной командой, помогать и поддерживать друг друга. Давайте оденемся потеплее – и в путь (Звучит музыка).
Этюд. (Имитация движений)
В путь-дорогу собираемся,
Не спеша мы одеваемся:
Ручки…. Ножки (обуваем мы сапожки…. ,
Шапку… Куртку застегнем….
Рукава мы подвернем….
Покружились-покружились…
Вот и в сказке очутились….
Воспитатель. Ой, ребята, мы с вами оказались в Снежной стране! Как много здесь снега! Ой и снежинки какие красивые!
А вы знаете, как появляются снежинки? Хотите узнать? (Воспитатель делает взмах волшебной палочкой) Посмотрите на экран.
(Просмотр видео «Откуда появляются снежинки»)
Воспитатель. Вам понравился фильм? Как же появляются снежинки? (из пара, пар поднимается высоко и превращается в льдинки, льдинки сталкиваются и получаются снежинки, так они растут, получаются все больше и больше и падают на землю красивыми звездочками). Вывод: из снежинок состоит снег, а снег — это мягкое покрывало, которым зимой укрывается земля и под ним надежно укрыты от холодов все травинки и корни деревьев.
А у нас на столах снежинки не простые, на них какие-то знаки… Что это? Давайте назовем их. А снежинки помогут нам разгадать название сказки, в которой мы оказались, и узнать героя, который станет гостем Снежной Королевы. Для этого мы должны выполнить задания.
Ребята, я предлагаю пойти к первой снежинке.
№ 1 сказка «Снегурочка»
Воспитатель. Ребята, перед нами елочка Знаний, на которой висят карточки. Назовите их. Работать мы будем в парах. Какие у нас правила работы в парах? (работать дружно, уступать друг другу, не ссориться, выполнять задание вместе, договорившись). Возьмите по одной половинке снежинки из коробки. А теперь найдите себе пару так, чтобы снежинка стала целой. (Работа детей). Один человек из пары возьмет целую снежинку, а другой подойдет к елочке Знаний, но только после того, как я объясню задание.
Готовы? Тогда давайте узнаем, что за задание нам приготовила наша красивая снежинка: нужно найти картинки, родственные слову СНЕГ. Подсказка: во всех этих словах будет слышно СНЕГ или СНЕЖ. У кого нет в руках снежинки, подойдите к елочке и снимите только одну карточку, на которой изображен нужный предмет. После того, как у каждой пары будет по картинке, второй проверяет – если задание выполнено правильно, поднимаете синюю половинку снежинки, если обнаружил ошибку — красную.
(Дети выполняют задание, производят взаимопроверку, доказывают правильность выполнения задания)
Молодцы, правильно справились с заданием. А на волшебной снежинке есть загадка. Если отгадаем ее правильно – узнаем сказку и героя, который первый отправится к Снежной Королеве.
Молода и весела,
Белокожа и стройна,
В голубой нарядной шубке,
Обожает танцы, шутки,
Любит петь и веселиться,
Но огня она боится.
Правильно – это Снегурочка. Давайте вспомним, из какой она сказки? Все верно, сказка называется «Снегурочка».
А полетят наши герои к Снежной Королеве на самолете.
(Размещает картинку Снегурочки на самолете)
Ребята, к какой по счету снежинке мы теперь пойдем? (№ 2)
№ 2 сказка «Морозко»
Воспитатель. Ребята, а эта снежинка нам предлагает посмотреть на экран. (Видеофрагмент сказки «Морозко»)
Узнали, кто это? (Ответы детей). В какой же сказке мы с вами сейчас? Какой герой полетит к Снежной Королеве? (Ответы детей) (Размещает картинку Морозко на самолете). Вы заметили, что когда Настенька говорит, у нее изо рта идет пар? Как вы думаете, почему? А где вы еще пар видели? (Высказывания детей). Морозко со снежинкой предлагает провести опыт. Хотите? (Опыт с зеркалами – дети дышат на зеркало и наблюдают пар) Давайте вернемся назад, присаживайтесь, возьмите зеркала. Какая поверхность у зеркала? (холодная). А давайте согреем зеркало, поднесем его ко рту и подышим на него. Какие изменения вы увидели? Какой вывод мы можем сделать? (Пар, остывая, превращается в капельки воды, которые мы можем видеть.)
К какой волшебной снежинке мы с вами теперь пойдем? (№ 3)
№ 3 сказка «По щучьему веленью»
Воспитатель. Ребята, на этой снежинке задание – вспомнить пословицы и поговорки о труде и лени. Какие вы можете назвать? (Ответы детей)
• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
• Делу время – потехе час.
• Дело мастера боится.
• Кто не работает, тот не ест.
• Поспешишь – людей насмешишь.
Молодцы, много пословиц и поговорок вы знаете! Как вы думаете, какой герой из сказки о зиме не хотел трудиться? (Предположения детей)
На снежинке есть подсказка – вот такой необычный квадрат. Кто знает, как он называется? (QR-код) Правильно QR-код. Это изображение, состоящее из белых и темных участков, в котором может быть скрыта любая информация. Давайте посмотрим, что нам покажет QR-код. (Наводит планшет на QR-код, картинка оживает). Узнали героя? Из какой он сказки? (Ответы детей). Правильно.
(Размещает картинку Емели на самолете)
У нас осталась последняя снежинка - № 4.
№ 4 сказка «Снеговик»
Воспитатель. А эта снежинка нам предлагает поиграть, давайте подойдем к нашему помощнику-экрану. (Интерактивная игра-пазл «Снеговик»)
А эта игра нам подсказала сказку и героя, который полетит к Снежной Королеве. Кто же это? (Высказывания детей) Правильно, это снеговик из сказки «Снеговик».
(Размещает картинку снеговика на самолете)
Вот и все наши гости в сборе. Осталось только отправить их в далекую страну – Лапландию – к Снежной Королеве. (Делает взмах волшебной палочкой, и на экране появляется разноцветный замок Снежной Королевы со всеми героями)
Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и покружимся. (Звучит музыка)
Раз, два, три, четыре, пять –
вот мы и в детском саду опять.
•
• Поспешишь – людей насмешишь.
Молодцы, много пословиц и поговорок вы знаете! Как вы думаете, какой герой из сказки о зиме не хотел трудиться? (Предположения детей)
На снежинке есть подсказка – вот такой необычный квадрат. Кто знает, как он называется? (QR-код) Правильно QR-код. Это изображение, состоящее из белых и темных участков, в котором может быть скрыта любая информация. Давайте посмотрим, что нам покажет QR-код. (Наводит планшет на QR-код, картинка оживает). Узнали героя? Из какой он сказки? (Ответы детей). Правильно.
(Размещает картинку Емели на самолете)
У нас осталась последняя снежинка - № 4.
№ 4 сказка «Снеговик»
Воспитатель. А эта снежинка нам предлагает поиграть, давайте подойдем к нашему помощнику-экрану. (Интерактивная игра-пазл «Снеговик»)
А эта игра нам подсказала сказку и героя, который полетит к Снежной Королеве. Кто же это? (Высказывания детей) Правильно, это снеговик из сказки «Снеговик».
(Размещает картинку снеговика на самолете)
Вот и все наши гости в сборе. Осталось только отправить их в далекую страну – Лапландию – к Снежной Королеве. (Делает взмах волшебной палочкой, и на экране появляется разноцветный замок Снежной Королевы со всеми героями)
Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и покружимся. (Звучит музыка) На экране появляется замок со Снежной королевой и гостями.
Раз, два, три, четыре, пять–
вот мы и в детском саду…
Ребята, понравилось вам наше сказочное путешествие? Что больше всего понравилось в вашем путешествии? Где мы сегодня побывали? А что больше всего удивило? Где возникли трудности?
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. У нас с вами все получилось, только потому что мы были сплоченной и дружной командой. Спасибо, вам ребята!