Надежда Панурина
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией — лесничий»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
«Знакомство с профессией – лесничий»
Составитель:
Панурина Надежда Евгеньевна
Задачи
Образовательные- Формирование у дошкольников представлений о профессии «лесничий»: профессио-нальные умения, инструменты.
- Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем ми-ре.
- Закреплять знания о деревьях, животных, об осени.
Развивающие
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Знакомство с профессией — лесничий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- Развивать внимание, воображение, мышление, память.
- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
- Закреплять умение употреблять предлог «под».
- Развивать умение слушать ответы сверстников.
Воспитательные
- Воспитывать уважение к труду, интерес к природе, умение бережно расходовать всё, что даёт природа.
Предварительная работа:
-Чтение рассказов: Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лес-ной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу».
- Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением лесничего и лесных живот-ных в разное время года.
- Беседа на тему «Лес – наше богатство», «Сохраним нашу природу».
- Просмотр презентации «Кто в лесу главный?»
Оборудование: ноутбук; дерево; аудиозапись голосов птиц и животных; видеозапись об-ращения лесничего к детям; лист бумаги формата А3; фломастер; листья деревьев; макеты рябины, березы, клена, дуба, осины; картинки с изображением: лесничего в разных видах деятельности, животных, жилищ животных, инструментов, запрещающих знаков («Нельзя разорять муравейники», «Нельзя ломать ветки деревьев», «Нельзя разорять гнезда»); листы (по количеству детей) с изображением зимующих и перелетных птиц (см. Приложение); поварёшка, топор, пила, линейка, молоток, компас, нитки с иголкой
Ход
Воспитатель: Ребята, когда вы пришли после лета в детский сад то много рассказывали о своих летних путешествиях, и я предлагаю вам сегодня тоже отправиться в путешествие. Закройте глаза. (дети закрывают глаза и слушают аудиозапись голосов птиц и живот-ных)
Воспитатель: Откройте глаза, где же мы оказались? (в лесу)
- Ребята, а кто мне скажет, что такое лес?
Ответы детей: В лесу много деревьев, трав, кустарников. Там растут грибы и ягоды. Живет много диких зверей.
Воспитатель: Молодцы ребята. (заглядывает под дерево) Ой, а что это лежит под дере-вом?
Воспитатель достает письмо: Это письмо. Давайте прочитаем его и узнаем от кого же оно.
«Ребята, срочно помогите, в нашем лесу творится беспорядок. Везде лежит мусор, старые деревья и ветки. Ходят какие-то непонятные люди с оружием и губят животных. Все звери боятся и убегают из леса».
Лесные звери.
Воспитатель: Ребята, как же нам быть, что же делать, как помочь животным?
Ответы детей: Нужно им помочь, почистить лес от мусора. Поймать злых охотников.
Воспитатель: А кто же может помочь? Знаете ли вы как называется профессия человека, который следит за жизнью в лесу?
Ответы детей: Лесничий. (обязательно попросить 2-3 детей повторить это новое слово)
Видеозапись на экране – лесничий, который обращается к детям:
- Здравствуйте, дорогие гости леса. Я пришел сегодня на работу в лес и увидел какой здесь творится беспорядок. А всё потому что люди не соблюдают правила поведения в лесу. А вы их знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Что ж, давайте разберемся.
Показывает первый знак (повесить знак на доску) - «Нельзя разорять муравейники».
Воспитатель: Как думаете, что обозначает этот знак?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему это нельзя делать?
Ответы детей: Если разорить муравейник, муравьям негде будет жить.
Воспитатель: В лесу у каждого зверя свой дом. Давайте расселим зверей по их жилищам.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Воспитатель: Посмотрите какие разные жилища на этой лесной поляне (на доске выве-шены картинки с изображением жилищ животных). Назовите их.
Дети перечисляют названия изображенных жилищ.
Воспитатель: Кому из животных подходит это дупло? И т. п.
Белка – дупло; лиса – нора, волк – логово, медведь – берлога; ёж – под корягой; птица в гнезде и т. д.
Воспитатель: Лесничий ухаживает за обитателями леса. Что значит «ухаживает»? (на экране/доске появляется картинка с изображением лесничего кормящего животных)
Ответы детей: Кормит зимой птиц и животных.
Воспитатель зарисовывает схематично на лист А3 (который весит на мольберте) как лесничий кормит животных и показывает второй знак (повесить знак на доску) – «Нельзя ломать ветки деревьев».
Воспитатель: Как думаете, что обозначает этот знак?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему это нельзя делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Дерево перестанет расти если у него обломать все ветви. А вы знаете какие бывают деревья?
Ответы детей: ель, сосна, дуб, береза, клен, рябина, осина…
Воспитатель: лесничий ухаживает за деревьями – вырубает больные деревья, высаживает новые (зарисовывает схематично на лист А3 как лесничий сажает дерево). А для того чтобы делать это правильно он должен уметь различать деревья. А вы умеете?
Дидактическая игра «С какого дерева листочек»
Воспитатель: Посмотрите ребята, в лесу был сильный ветер, с деревьев попадало много листьев. Как называется такое явление, когда от ветра с деревьев сразу же опадает много листьев?
Ответы детей: Листопад. (обязательно попросить 2-3 детей повторить это новое слово)
На полу разбросаны листья, а на столе стоят макеты деревьев (может быть картинка на подставке).
Воспитатель: Давайте определим с каких деревьев эти листья. (Каждый ребенок берет по листочку) Какой лист взял ты?
Ответ ребенка: Березовый.
Воспитатель: С какого дерева он упал?
Ответ ребенка: Он упал с березы.
Воспитатель: Положи березовый лист под березу.
Ребенок кладет лист под березу.
Воспитатель: Куда ты положил лист?
Ответ ребенка: Я положил лист под березу.
Воспитатель: Много мы с вами уже сделали.
Физминутка
Вдохните полной грудью свежий лесной воздух. Предлагаю прогуляться по лесу. Идём тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки. По-тянитесь к солнышку, погрейтесь его ласковыми лучами. Идём дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы рассмотреть их. Идём дальше. Перед нами бьёт родник, помойте руки в прохладной воде, встряхните их. Выходим из леса. Какой свежий воздух в лесу! (на полу нужно разложить «препятствия» - перешагнуть кубик, перепрыгнуть ленту, обойти стул и т. п.)
Показывает третий знак (повесить знак на доску) - «Нельзя разорять гнезда».
Воспитатель: Как думаете, что обозначает этот знак?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему это нельзя делать?
Ответы детей.
Воспитатель: А каких вы знаете птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие птицы осенью улетают в теплые края?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему они улетают?
Ответы детей: Потому что они питаются насекомыми, а осенью насекомых уже нет. Вот птицы и летят в те края где тепло, и они смогут найти себе еду.
Воспитатель: Правильно, а с нами зимовать – зимующие птицы.
Воспитатель: Лесничий следит за птицами – зимой сыпет им разный корм в кормушки (зарисовывает схематично на лист А3). Какие же птицы перелетные, какие зимующие?
Предлагает сесть за столы на которых у каждого лист бумаги с изображением зимующих и перелетных птиц.
Воспитатель: зимующих птиц с помощью линии присоедините к снежинке, а перелетных к солнцу.
Дети выполняют задание.
Воспитатель (обращаясь к одному из детей): Каких ты нашел перелетных птиц?
Ответ ребенка.
Воспитатель (обращаясь к другому ребенку): Как называются эти птицы?
Ответ ребенка: Перелетные.
Воспитатель (обращаясь к другому ребенку): Каких ты нашел зимующих птиц?
Ответ ребенка.
Воспитатель (обращаясь к другому ребенку): Как называются эти птицы?
Ответ ребенка: Зимующие.
Воспитатель: И птиц лесничий умеет различать.
Воспитатель, показывая на лист А3 с изображением профессиональных действий лесни-чего: Так что же делает лесничий? В чем заключается его работа?
Просит кого-то из детей повторить с опорой на заполненный лист А3.
- Воспитатель: Теперь ребята вы знаете, какая это трудная, но очень интересная и нужная профессия лесничий.
Воспитатель: Мы с вами теперь знаем, что должен уметь делать лесничий. А какие инст-рументы пригодятся ему для работы?
Давайте с вами выберем предметы, необходимые лесничему.
(на столе разложены (настоящие предметы, не картинки): поварёшка, топор, пила, линей-ка, молоток, компас, нитки с иголкой). Дети выбирают те предметы, которыми работает лесничий.
- Топор и пила нужны лесничему, чтобы срубать уже старые, засохшие деревья, а на их место сажать новые.
- Компас. Ребята, вы же знаете, что в лесу очень много деревьев, и можно очень легко за-блудится. Компас всегда помогает лесничему найти дорогу.
Молодцы ребята.
На экране появляется лесничий: Ребята, какие вы молодцы – со всеми заданиями справи-лись, а главное вы узнали, что нельзя делать в лесу. Давайте вместе беречь и охранять лес. До новых встреч.
Рефлексия.
Воспитатель:
- С какой профессией вы сегодня познакомились?
- Кто такой лесничий?
- Что тебе сегодня понравилось? (обращаясь к конкретному ребенку)
- Какие задания были для тебя трудными