Елена Чумакова
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний о времени года "Весна", правилах безопасного поведения в природе посредством игры - путешествие. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: - закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;
- воспитывать интерес у детей к жизни леса;
- формировать умения вести себя в лесу, проявлять заботу ко всему живому; - закрепить счет в пределах 5;
- развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
- побуждать детей вступать в диалогическую речь.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в весенний лес“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Беседы о диких животных, о лесных птицах, о насекомых.
чтение стихов и рассказов о природе, загадывание загадок, просмотр иллюстраций о лесе, животных, насекомых, дидактические игры: «Правила поведения в лесу, на лугу, водоёме» «Дикие животные», «Птицы»,
Оборудование: панорама весеннего леса, иллюстрации правил поведения в лесу, запись голосов птиц, 2 магнитных мольберта, иллюстрация «сердитая тучка», два обруча, макет «костра». аудиозапись музыкальной игры «Паровоз», аудиозапись «Весна" из цикла "Времена года" Петр Чайковский, аудиозапись песни «Злая тучка».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Звучит спокойная музыка. Дети сидят на ковре в кругу с закрытыми глазами («спят»).
Игра «Пора вставать»
Воспитатель: (говорит шепотом).
- Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят
Мои детки, мои детки,
Потихонечку сопят. Вот так!
Воспитатель делает шумный вдох носом, затем выдох ртом со звуком хо-о-о. Дети подражают.
Воспитатель (громко).
- Солнце встало!
Хватит спать!
Хватит спать!
Пора вставать!
(Дети «просыпаются» и, встав на носки с поднятыми вверх руками, делают вдох. Затем, опустив руки вдоль туловища и опустившись на полную ступню, делают выдох).
Воспитатель:
- Проснулись!
Улыбнулись!
Здравствуйте (протяжно). Дети: здороваются с гостями.
II. Основная часть.
Воспитатель:– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я очень рада видеть вас.
Воспитатель: (предлагаю детям встать в круг)
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнусь я тебе,
Улыбнусь я себе,
Улыбаться целый день
Нам не лень.
Давайте подарим друг другу и гостям наши улыбки. Сегодня на улице пасмурно и сыро, у нас в зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Начнём день с улыбки. Для чего мы улыбаемся друг другу, что нам даёт улыбка?
Дети: Дарим друг другу хорошее настроение
Воспитатель: Конечно! Пусть у нас у всех целый день будет хорошее настроение! (предлагаю детям сесть на стульчики).
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? (Весна).
- После какого времени года наступает весна? (после зимы).
- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
А сколько весенних месяцев? (Три).
Какой сейчас месяц весны?
Солнышко ярче светит, веселей запели птицы. Послушайте, ребята, как радуется природа приходу весны:
Звучит аудиозапись «Весна" из цикла "Времена года" Петр Чайковский.
Воспитатель:
- Вся природа радуется приходу весны! Просыпаются деревья и растения, животные и насекомые, возвращаются перелетные птицы. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Ждёт нас в гости друг зелёный,
Ждут берёзки, липы, клёны,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты,
Сосны, ели до небес… .
Друг зелёный – это… .
Дети: Лес!
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы отправимся в путешествие в весенний лес. Скажите, а что же такое лес? (ответы детей)
Воспитатель:
-лес – это зеленый наряд нашей земли.
-лес – это дом для птиц и животных.
-лес – это наше богатство.
-лес – это красота нашей природы.
-лес – это врач, который очищает воздух, дает кислород.
Но прежде чем отправится в путешествие, нам надо повторить правила поведения в лесу. Ведь нельзя идти в лес, не зная как правильно себя вести в нём.
Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
Презентация на тему: «Правила поведения в лесу».
Воспитатель: Правильно, молодцы! Теперь можно оправляться в путь. Только как же нам добраться в лес? На чём мы можем отправиться в путешествие? (на транспорте перечисляют на каком). Ребята, нам с вами предстоит долгий путь, с остановками, поэтому я предлагаю отправиться на поезде. Ну что ж, пора оправляться в путь.
Музыкальная игра – зарядка «Паровоз».
(Помощники ставят деревья).
Воспитатель:
Вот мы с вами и в лесу! Посмотрите как красиво!
Мы пришли в весенний лес.
Много он таит чудес.
Почему светло и чисто
Блещет солнышко с небес?
Почему зелёный листик
Вверх стремиться там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что к нам, ребята,
В гости вновь пришла …. весна!
(предлагаю детям сесть на стульчики)
Воспитатель: В какой лес мы с вами пришли? (Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.)
Воспитатель: Какое время года изображено на картинках? (Весна.) Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето? Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки, а затем составляют рассказ.
Воспитатель: Ребята, давайте составим рассказ по картинкам “Весна в лесу”. (Весной ярко светит солнце. В лесу тает снег, бегут ручейки. Появляются проталины. Распускаются подснежники. На деревьях набухают почки. Возвращаются птицы с юга. Весной просыпаются медведь и еж. Дикие животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши).
Воспитатель: Ребята, посмотрите везде наступила весна, а наше дерево без листочков. (Дети клеят листочки на дерево в уголке природы).
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что это за шум?
Вбегает медведь под музыку.
Медведь: Помогите! Помогите!
Воспитатель: Что случилось, медведь?
Медведь:
В лесу беда случилась,
Вокруг всё изменилось:
Птицы не поют,
Цветы не цветут,
Ветер не шумит,
Речка не журчит….
Воспитатель: Ребята, что же делать? Давайте поможем Медведю спасти лес!
-Не расстраивайся, Медведь! Мы поможем всё исправить! Расскажи, что случилось?
Медведь:
Люди мусор раскидали,
За собою не убрали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали…
Воспитатель: Ребята, давайте уберём мусор на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!
Проводится игра-соревнование «Уберём мусор на полянке»
На полу лежат два обруча, в каждом из них «мусор» кубики, пакетики, палочки, бумажки и др. По сигналу ведущего дети собирают «мусор» каждый в свою корзинку.
(Помощники располагают цветы и 5 бабочек на полянке).
Медведь: Спасибо вам, ребята. Ой, на полянке стало так чисто, посмотрите, и бабочки вернулись на полянку.
Воспитатель: Ребята, а давайте посчитаем с Вами, сколько к нам прилетело бабочек? (считают бабочек, бабочки разного размера и разного цвета).
Под музыку появляется сорока
Сорока:
Ой, беда-беда-беда!
Собирайтесь все сюда!
Ой, Ой, Ой, какой кошмар,
Начинается пожар!
Костёр не потушили,
Все правила забыли!
Воспитатель: Ребята, можно разжигать костёр в лесу? Конечно нет, потому что от огня все в лесу погибнут! Давайте поможем потушить костёр в лесу. Чем можно потушить огонь? Правильно, водой. Но где же нам в лесу взять воду? (Дождик может помочь).
(Обращаю внимание детей на изображение «сердитой» тучки.)
-Ой, посмотрите, какая сердитая тучка на небе. Она увидела беспорядок в лесу и очень рассердилась, потому что люди не соблюдают правила поведения в природе!
Давайте станцуем танец для тучки и она поможет нам потушить пожар.
Танец «Сердитая тучка»
(Дети садятся на стульчики)
Включается аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: Прислушайтесь, в лесу весеннем шум и гам,
Вернулись птицы снова к нам!
Воспитатель:
Вести себя достойно просим,
В лесу, запомним, мы лишь гости!
Лес - богатство и краса,
Береги свои леса!
Воспитатель: Вот и пришла пора прощаться с Медведем. Медведь вам очень благодарен за помощь.
Медведь: Ребята, большое вам спасибо. Вы очень помогли мне и лесу! Вы настоящие друзья природы, и я предлагаю на прощание поиграть со мною.
III. Заключительная часть.
- Ребята, какое у нас сейчас время года?
- Ребята, расскажите мне о весне?
- Ребята, кого мы с вами встретили в лесу?
- Что мы с медведем делали на полянке?
- Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Игра «У медведя во бору»
- Молодцы, ребята, а на память о нашей встрече медведь хочет угостить вас вкусным, ароматным, лесным медом.
Воспитатель: Ну что ж, пора возвращаться. Наш весёлый паровоз «Букашка» уже ждёт нас. Занимайте места и отправляемся в наш любимый детский сад!
Звучит зарядка «Паровоз».
Воспитатель: Ребята, так давайте с вами вспомним где мы сегодня с вами были? Кого встретили? Что вы для себя запомнили? (ответы детей)
Дети покидают под музыку зал.