Козлова Алена Николаевна
Конспект НОД по познавательному развитию «Изучение снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования представлений о свойствах снега, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей со свойствами снега. Определить значение снега в природе и для человека.
Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.
Развивающие : Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к природе, людям, формировать экологическую культуру детей.
Темочки:
Оборудование:
Мини-лаборатория, содержащая пластиковые стаканчики, тарелки, ложки, бумажные салфетки, цветовую палитру; клеенки; поднос со снегом, стаканчики со снегом.
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение сказки "Зачем снег зимой"
Методы и приемы: метод игрового проблемного обучения, наглядный, словесный, практический.
Ход НОД:
Дети гуляют на улице (появляется Инопланетянин)
Инопланетянин - Здравствуйте, дети! Меня зовут Марсик. Я был в гостях у друга на планете Юпитер. И когда возвращался к себе домой на Марс, пролетел метеорит, и я сбился с курса. Пришлось приземлиться на вашу планету Земля. Домой я вернуться не могу, потому что потерял компас. Помогите мне, пожалуйста, найти компас.
Воспитатель – Поможем, конечно!
Инопланетянин– Спасибо, как только вы поможете мне найти компас, я смогу вернуться домой на Марс. (плачет)
Воспитатель – Ну, что, ребята, поможем Марсику вернуться домой?
Дети – Да!
Инопланетянин– Я очень верю в ваши способности! Ой, ребята, я так
разволновался, что мне даже жарко стало. (пытается поесть снег)
Воспитатель – Марсик, снег есть нельзя.
Инопланетянин –Что такое снег? А почему нельзя? Он такой прохладный, белыйи, чисый наверное вкусный!
Дети – Может заболеть горло и к тому же снег очень грязный.
Инопланетянин –А зачем тогда нужен снег, если его нельзя кушать?
Воспитатель: - Мы тебе это покажем, возьмём снег в лабораторию. и проведём с ним опыты.
Идут в лабораторию.
Детей встречает лаборант.
Лаборант - Здравствуйте ребята! Я лаборант Елена Николаевна, провожу лабораторные исследования.
Дети – Здравствуйте! Мы принесли вам снег с нашего участка.
Воспитатель - Наш друг Марсик не знает, что такое снег и хотел его съесть. Мы хотим ему рассказать, что такое снег доказать, что снег очень грязный и непригоден для еды. Вы нам поможете?
Лаборант – С удовольствием! Проведем несколько опытов, и определим свойства снега. Результаты наших исследований будем отмечать на доске
Проходите к столу, но прежде чем начать наши опыты, вспомните о правилах поведения в лаборатории. (дети отвечают)
Лаборант -Давайте сначала расскажем Марсику что такое снег? (ответы детей)
Опыт №1. «Какой на ощупь».
- У вас на столах в подносе лежит снег, который вы принесли с улицы. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, пушистый, легкий, белый.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под комочек снега цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку.
Ответы детей: «Под снегом не видно.
Значит снег – непрозрачный.
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Вы утверждаете, что снег - это вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите снег в стаканчик. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.
Давайте оставим в покое снег, а сами поиграем.
Динамическая пауза
- А теперь давайте поиграем.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Лаборант: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).
Что можно сказать про снег? Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуются из воды под воздействием мороза
Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег это замерзшая вода.
Опыт №4. "Фильтрация талой воды"
Лаборант: Обратите внимание на то,какая вода!
(Ответы детей)
Растаявший снег превратился в грязную воду.
Давайте попробуем профильтровать талую воду и узнать сколько грязи в воде.
Вывод: значит снег грязный и снег есть нельзя!
Инопланетянин– Какая грязная вода, а снег казался чистым! Даже страшно подумать, что я мог это всё съесть!
Воспитатель – Что вам показали опыты?
Дети – Мы убедились, что снег грязный!
Воспитатель - можно ли есть снег? Почему?
А можно пить талую воду? Почему?
Какая вода пригодна для питья?
Инопланетянин – Отвечает, дети помогают.
Инопланетянин -Зачем же нужен снег и вода если их нельзя есть и пить?
Лаборант - Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?
- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.
Дыхательная гимнастика:
А сейчас представьте, что вы на улице во время снегопада и многочисленные снежинки опускаются прямо на ваши щечки и носики. Тихонечко подуйте на них, чтобы они не сели вам на лицо.
Возвращаемся на свои рабочие места.
Воспитатель - Помните, мы читали сказку: "Зачем снег зимой"? Вспомните и ответьте Марсику. (ответы детей)
Дети - Снег – источник влаги и тепла для растений и деревьев.
Без воды все растения, деревья и цветы не смогут расти. А без деревьев и цветов наша планета будет некрасивая и непривлекательная.
Лаборант – Ребята, я в снегу нашла какой то странный предмет.
Инопланетянин – Да это же мой компас! Теперь я смогу вернутся на свою планету. Спасибо вам дети я узнал так много интересного находясь на вашей планете! У меня для вас подарок, это семена красивых цветов "Венерин башмачок" посадите их у себя на участке, поливайте водой и у вас всегда будет красиво.
А теперь я могу возвращаться домой, спасибо вам. До свидания!
Рефлексия:
-У меня в корзинке снежинки. Я предлагаю вам выбрать одну снежинку: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную снежинку.
Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами.
-Вы очень порадовали Марсика своим трудолюбием и любознательностью. Сегодня все ребята были активными и все получают подарки.