Марина Зинкина
Конспект НООД по математическому развитию «Путешествие в космос» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление математических знаний на основе познавательной активности и любознательности, развитие логического мышления.
Задачи:
Обучающие: (образовательные)
• Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических заданиях;
• Закрепить умение детей считать в пределах 10, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
• Совершенствовать навыки количественного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
Публикация «Конспект НООД по математическому развитию „Путешествие в космос“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать умения ориентироваться на плоскости листа;
• Закрeпить представление о свoйствах геометрических фигyр (цвет, форма, размер);
• Продолжать формировать временные представления (времена года, дни недели, части суток). Упражнять в умении определять точное время по часам.
Развивающие :
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
• Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать;
• Совершенствовать навыки учебной деятельности;
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к математическим заданиям;
• Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
• Формировать организованность, целеустремлённость, самостоятельность, усидчивость;
• Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, формировать умение работать в коллективе.
Методические приемы:
• Игровые (использование сюрпризных моментов, игра-приветствие, игра-путешествие, игра - имитация, малоподвижные игры, игра-сюрприз; проблемно-поисковые задания).
• Наглядные (использование иллюстраций, карточек, часов, слайдов).
• Словесные (напоминание, уточнение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, оценка детской деятельности, создание воображаемой ситуации, художественное слово, отгадывание загадок, поощрение).
• Практические: (графический диктант, конструирование из геометрических фигур, самостоятельная работа по карточкам, задание с блоками Дьенеша).
Предварительная работа: составление и решение задач, примеров, отгадывание загадок, ребусов, знакомство с геометрическими фигурами; логические игры: «Найди закономерность», «Дорисуй узор», «Какой фигуры не хватает?»; дидактические игры: «Назови соседей», «Назови пропущенное число», «День- ночь», «Числовые домики». Изготовление пособий, карточек, раздаточного материала. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос». Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос», чтение книг и энциклопедий, разучивание стихотворений. Беседы о космическом пространстве, космонавтах, инопланетянах.
Оборудование и материалы : экран с мультимедиа, презентация о космосе, магнитофон, флешка с музыкой, магнитная доска, карточки с цифрами, знаки больше, меньше, равно, часы, большой набор геометрических фигур для игры «Танграм», большой набор геометрических фигур для игрового упражнения «Почини монитор», указка.
Раздаточный материал : листочки в клетку, простой карандаш, набор блоков Дьенеша для работы в паре, карточки –домики с символами для упражнения «Рассели жильцов», карточки для сравнения чисел, карточки с примерами для игры «Найди свое место», карточки с геометрическими фигурами для игры «Почини монитор», набор геометрических фигур для игры «Почини монитор», набор геометрических фигур для игры «Танграм», лист А4.
I Вводная часть:
Организационный момент.
Загадывание загадки;
II Основная часть:
Загадывание загадки;
Беседа;
Математические вопросы-задачи;
Игровое упражнение на ориентировку времени;
Игровое упражнение «Домики Дьенеша»;
Игровое упражнение «Построй ракету»;
Физкультминутка ритмическая гимнастика «Ракета»;
Игровое упражнение «Найди своё место»;
Пальчиковая гимнастика;
Игровое упражнение «Поставь знак»;
Игровое упражнение «Назови геометрические тела»;
Игровое упражнение «Почини монитор»;
Игровое упражнение «Космическая задача»;
Математический диктант по клеткам «Домик»;
III Заключительная часть.
Беседа (восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха).
Ход НОД:
I Вводная часть:
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся,
В круг широкий соберёмся.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружат дети все вокруг.
Подарите свои улыбки друг другу, мне и нашим гостям. Вот таких добрых и улыбающихся детей приглашаю поиграть.
Отгадайте загадку: Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
Дети: Звёзды (Слайд звёздное небо)
Воспитатель: Дети, вы любите смотреть на звёзды?
Дети: Да
II Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели отправиться в космическое путешествие к далёким звёздам?
Дети: Да.
Воспитатель: А на чем мы полетим, отгадайте загадку: Чудо-птица синий хвост,
Прилетела в стаю звёзд.
Дети: Ракета.
Воспитатель: Да, полетим мы с вами ребята на ракете. Но в путь могут отправиться только самые дружные и сообразительные ребята. Кто летает на ракетах?
Дети: Космонавты.
Воспитатель: Какими должны быть космонавты?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ещё космонавты хорошо знают математику и точно выполняют задания.
Воспитатель: Внимание космонавты! Начинаются учебные занятия.
Будем отвечать на вопросы.
1. Сколько ушей у двух мышей?
2. Сколько лап у двух медвежат?
3. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг).
4. Из-под ворот видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (2)
6. Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой ослик 10 кг ваты. У кого груз тяжелее?
Воспитатель: Молодцы космонавты, были внимательными.
Игровое упражнение на ориентировку во времени.
Воспитатель: В космосе постоянно темно и поэтому космонавту нужно хорошо знать время. Скажите, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Какой месяц идет сейчас? Сколько дней в неделе? Кто назовет их по порядку? Какой день недели сегодня, какой будет завтра, был вчера. Сколько частей суток, назовите их. Дети, скажите, как космонавт может определить, когда кушать, ложиться спать, тренироваться?
Дети: Смотрят на часы.
Воспитатель: А вы умеете определять время? Давайте проверим, смотрим на часы и определяем время. (Воспитатель передвигает стрелки на бутафорских часах)
Ответы детей:
Воспитатель: Представьте, что наша группа – это «Звёздный городок» и нам необходимо подготовиться к полёту. Но вот проблема в звёздном городке построили дома для будущих космонавтов, но не успели заселить всех жильцов.
Игровое упражнение «Рассели жильцов» (Блоки Дьенеша). Для выполнения этого задания нужно разделиться по парам. Каждая пара получает карточку - трехэтажный дом, на каждом этаже две квартиры, нужно заселить жильцов по квартирам, а нарисованные символы помогут вам в этом.
Воспитатель: Молодцы, все справились на отлично.
Воспитатель: Чтобы полететь в космос, нам нужно построить ракету. Представьте, что вы сейчас работаете в конструкторском бюро и строите летательный аппарат из геометрических фигур (деталей от игры «Танграм») (слайд схема «Ракета»)
Игровое упражнение «Построй ракету» «Танграм»
Дети выполняют задание из индивидуальных наборов для игры «Танграм», один ребенок работает у доски.
Воспитатель: Молодцы, космонавты, все справились с заданием.
Физкультминутка: Ритмическая гимнастика «Ракета»
Воспитатель: Для совершения полёта нам нужно найти свое место на борту корабля, а помогут нам в этом карточки с примерами.
Воспитатель: Места в космическом корабле обозначены цифрами. Каждый из вас должен взять карточку с примером и найти свое посадочное место с правильным ответом.
Игровое упражнение «Найди своё место»
Примерные ответы детей: К 2 прибавить 4, получится 6. Мое место номер 6.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием.
Воспитатель: И так к полёту всё готово! Космонавты встали, слушаем команду! Надеть скафандры! Застегнуть шлемы! Сесть в космическое кресло, пристегнуться! Начинаем отсчет времени в обратном порядке от 10 до 1. Пуск! (Звучит космическая музыка)
Воспитатель: Наш полет начался. Мы оторвались от Земли, летим в космосе.
Пальчиковая гимнастика:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков кручу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Игровое упражнение «Поставь знак» (слайд «Звезды с цифрами»)
Воспитатель: Обратите внимание на разнообразие звёзд в космосе, а на них различные цифры. Нужно сравнить числа, расставив знаки: больше, меньше или равно.
Дети выполняют задание на карточках, один ребенок выполняет задание у доски.
Игровое упражнение «Назови геометрические тела»
Воспитатель: Внимание! Поступил сигнал тревоги! К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Их много. Мы спасёмся, если правильно назовём, на какую фигуру похож каждый осколок. (Слайды с геометрическими фигурами).
Дети называют геометрические тела: конус, цилиндр, шар, куб, параллелепипед, пирамиды.
Воспитатель: Сколько всего было осколков. Молодцы космонавты, нам удалось избежать столкновения с осколками метеорита.
Воспитатель: Летим дальше. Скажите космонавты, нравится ли вам наше путешествие?
Ответы детей:
Воспитатель: И мне очень нравиться.
Воспитатель: Полет продолжается. Внимание к нам приближается неопознанный объект. (Слайд Метеорит) Из за него произошел сбой в компьютере, нужно срочно починить монитор на компьютере, какая фигура должна быть в пустой клетке.
Игровое упражнение «Почини монитор»
Дети работают по индивидуальным карточкам:
Воспитатель: Молодцы, справились с поломкой. Благодаря вам ракеты работают исправно. Наша ракета летит дальше.
Воспитатель: Скажите, космонавты, кого можно встретить в космосе?
Дети: Инопланетян.
Воспитатель: Слышите голоса инопланетян? (Слайд)
Звучит запись: «Здравствуйте, Земляне! Это марсианин Тор. С нами случилась беда. Мы не можем решить космические задачи, и все жители планеты Марс стали несчастны. Помогите нам!»
Игровое упражнение «Космическая задача» (Слайды с задачами)
Воспитатель: Решите космическую задачу
1. На Марс прилетели 3 летающие тарелки, а затем прилетели еще 2. Сколько летающих тарелок. Прилетело на Марс?
2. В темном небе десять звезд ярко засияли, две из них сорвались вниз – мы желанья загадали… Теперь слушайте вопрос: сколько же осталось звезд.
3. На орбитальной станции " Байконур" было 5 ракет, 3 ракеты улетели в
космос. Сколько ракет осталось на станции?
4. На тренировку пришли 5 космонавтов, потом пришли ещё 2 космонавта. Сколько всего космонавтов стало тренироваться?
Воспитатель: Молодцы, космонавты! Вы помогли марсианам решить их математические задачи!
( Звучит запись: «Вы помогли решить нам задачи. Теперь жители Марса будут жить счастливо. Вы очень умные, смышленые дети. У вас очень дружная команда. Спасибо вам, земляне! Получите от нас подарки! До новых встреч)
Воспитатель: А сейчас узнаем, куда мы дальше полетим.
Математический диктант по клеткам «Домик»
Воспитатель: Вот и закончилось наше космическое путешествие. Мы справились со всеми заданиями и можем отправляться обратно на землю. Пристегните ремни. Начинаем отсчет времени. Опускаемся на землю. (Звучит музыка)
Воспитатель: С мягкой посадкой вас.
III Заключительная часть.
Восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель: Путешествие наше закончилось. Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Чему вы научились в полете?
Ответы детей:
Воспитатель: А в память о нашем путешествии получите космические раскраски.