Светлана Симонова
НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Взаимосвязь организмов в природе. Пищевые цепочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста
Тема: «Взаимосвязь организмов в природе. Пищевые цепочки»
Цель:
Расширение кругозора детей представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках.
Публикация «НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста „Взаимосвязь организмов в природе, Пищевые цепочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Задачи:
Образовательные:
1. Дать знания о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
2. Познакомить с понятиями «эколог», «пищевые цепочки» или «пищевая пирамида».
3. Учить составлять экологическую пищевую цепочку в подгруппах самостоятельно.
Развивающие:
4. Развивать связную речь воспитанников.
5. Обогатить словарь: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка, всеядные, хищники, травоядные, насекомоядные, сообщество, питание, равновесие и др.
6. Развивать внимание детей, логическое мышление, память.
7. Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
8. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе.
Оздоровительные:
9. Воспитывать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении.
Оборудование: Музыкальное сопровождение «звуки леса», таблица «пищевой цепочки», фланелеграф фигурки - гусеницы, мышки, жук – усача, синички, ласки, сокола, ястреба, совы, волка, рысь, лисы; схема пищевой пирамиды с лесными обитателями для подгрупп, Шапочка волка для подвижно игры «Зайцы и волк», рассказы «Цепочки в лесу», «Невидимые весы», оформление полянки и леса, руль, эмблемы, зелёные галстуки для всех.
Ход:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие в лес. Вы будете настоящими экологами.
А кто такие экологи? Это люди – специалисты, которые пытаются защитить природу, пытаются объяснить: почему высыхают реки, гибнет рыба и т. д.
Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: На чём же мы все вместе отправимся в путешествие? (на автобусе).
Музыкальная игра «Едем на автобусе» (дети изображают автобус и под муз. сопровождение едут в лес)
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Давайте ляжем на полянке и послушаем звуки леса.
II. Основная часть.
1. Релаксирующая музыка
(дети ложатся на ковёр и слушают «звуки леса»)
Воспитатель: Ребята, какие звуки вы услышали? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Это на первый взгляд лес кажется пустым. Но на самом деле, он полон живыми организмами. А сейчас садитесь поудобней на лесной полянке, и послушайте рассказ «Цепочки в лесу». (Рассказ сопровождается показом на фланелеграфе)
2. Чтение рассказа «Цепочки в лесу»
https://profilib.net/chtenie/146245/svetlana-nikolaeva-yunyy-ekolog-sistema-raboty-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-detskogo-36.php
Показ таблицы «Цепи питания»
3. Работа в подгруппах «Пищевые пирамиды».
Воспитатель: Давайте разделимся на 4 команды и построим свои пищевые цепочки (пищевые пирамиды). (Дети расходятся на 4 команды по своим эмблемам – крупные хищники, мелкие хищники, травоядные, насекомоядные).
Воспитанники в командах выстраивают свои пищевые цепочки, а потом объясняют своё построение поочерёдно, обсуждая со всеми детьми.
Воспитатель: Ребята вы хорошо поняли, что все животные и растения связаны друг с другом. Трава, листва, коренья. Плоды - это пища для травоядных животных – оленей, зайцев, полёвок, а также для насекомых, которые становятся пище для ежей. Хищники (мелкие, средние и крупные) – тигры, волки, лисы, куницы и т. д. - питаются мясом убитых ими животных. Чаще всего - это травоядные. Но мелкие хищники могут стать добычей крупного хищника. Всеядные животные, например медведь, питаются и травяной пищей (шишки, малина, и животной пищей (поймать может оленя). Так выстраивается пищевая пирамида. В природе все взаимосвязано. Растения и животные друг без друга не проживут.
4. Подвижная игра «Зайцы и волк».
Слова: Скачут зайцы – скок, скок, скок.
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают:
Не идёт ли волк?
5."Невидимые весы"
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая цепочка звена самая важная? (ответы детей)
Чтение рассказа"Невидимые весы" https://profilib.net/chtenie/146245/svetlana-nikolaeva-yunyy-ekolog-sistema-raboty-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-detskogo-36.php
Воспитатель: так какое звено самое важное в цепи?
6. Дидактическая игра: «Что будет если?»
(Дети убирают одно из звеньев пищевой цепи и объясняют, что может произойти.)
Воспитатель: А что нужно делать людям, чтобы эти цепочки сохранялись и не исчезли?
Дети: Нужно беречь природу.
Воспитатель: А что мы должны для этого делать? (садить деревья, на рвать много цветов, грибов, не ломать деревья, не разжигать костры, сохранять в лесу тишину и т. д.)
III.Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Наше путешествие по лесу подошло к концу.
- Что нового узнали вы сегодня?
-Что понравилось больше всего?
- Какое звено в цепи самое важное?
- А что произойдёт, если исчезнет одно из звеньев?
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Вы были сегодня настоящими знатоками леса – экологами – дошколятами. Вы хорошо работали и многое узнали. За это я посвящаю вас в экологов – дошколят и дарю вам зелёные галстуки. Теперь вы достойные защитники природы.
Список литературы:
1. Николаева, С. Юный эколог. Учебное пособие. – 38 с.
2. Школьник, Ю. К. Животные наших лесов. Все лесные звери России. –М: Эскимо, 2017 – 64 с.