Светлана Владимировна Федотова
Конспект НОД по познавательному развитию детей 4–5 лет «Путаница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие ценностного, гуманного отношения к диким животным.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления детей об особенностях внешнего вида диких животных
- закреплять представления о потребностях диких животных
- упражнять детей в классификации диких и домашних животных
- продолжать развивать представления о правилах поведения в лесу
Развивающие :
- продолжать развивать перцептивные (действия восприятия) действия
- действия сравнение, обобщение, классификация (мышление)
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей 4–5 лет „Путаница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- продолжать развивать наблюдательность и внимание
Воспитательные:
- продолжать воспитывать гуманное, ценностное отношение к диким животным: понимание значимости диких животных и соблюдение правил поведения в лесу, не наносящих вред окружающей среде.
Словарная работа:
- закреплять понятие «дикие и домашние» животные
-закреплять знание названий «жилья» диких животных (дупло, нора, берлога)
Предварительная работа:
- система занятий по ознакомлению детей с дикими животными
- рассматривание иллюстраций тематического альбома «Дикие животные»
- дидактические игры и упражнения: «Кто где живёт?», «Подбери картинку», «Хвосты», «Путаница».
- чтение художественной литературы: М. Пришвин «Ёж», В. Бианки «Купание медвежат», И. Соколов-Микитов «Год в лесу», «Белки», «Медвежья семья», «В берлоге», Е. Чарушин «Кто как живёт», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы зайки», «Ёж», русские народные сказки.
- наблюдение за ежом в Комнате природы
Методы и приё мы:
- игровой персонаж «волшебник Путалкин»
- игровые упражнения: «Домашнее или дикое животное», «Что напутал художник», «Кто, где живёт?»
-физкультминутка «Заяц Егорка»
- художественно слово «Лесные правила», Д. Хармс «Совершенно непонятные животные»
- использование моделей «Как вести себя в лесу»
- поощрение, похвала детей
- оценка детьми деятельности друг друга
Оборудование:
- фигура (картон) с изображением «волшебника Путалкина», фланелеграф, мольберт; фигурки с изображением домашних и диких животных, ёлки, домика; панно «Кто, где живёт?», раздаточный материал для задания «кто, где живёт?» (альбомные листы с изображением леса, фигурки диких животных, клеящий карандаш); модели «Как вести себя в лесу»; маска заяц.
Ход занятия:
1 часть
Дети сидят на стульчиках. На фланелеграфе фигуры с изображением диких и домашних животных вперемешку.
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас в группе побывал волшебник Путалкин. Он всё перепутывает и делает наоборот (показывает изображение «волшебника»). Посмотрите, что он натворил (показывает на фланелеграф, я готовилась к занятию с вами, а он взял и перепутал всех животных. Посмотрите, что случилось с животными: волк с коровой, лиса и собака… бывает такое? Почему так не бывает?»
Дети: «Не бывает. Потому, что корова, коза, собака…- домашние животные, а волк, лиса, медведь… - дикие. Они не могут жить вместе, т. к. дикие животные могут съесть домашних. Дикие живут в лесу, а домашние рядом с человеком»
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель задаё т вопросы: могут ли жить рядом корова и волк, лиса и коза.? почему не могут? Корова, собака, коза…-это какие животные? Волк, лиса…-это какие животные?
Воспитатель: «Почему диких животных называют дикими?»
Дети: «Потому, что они живут в лесу, сами заботятся о своих детях. Добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себя лечат».
Воспитатель: «А почему домашних животных называют домашними?»
Дети: «Живут рядом с человеком, у хозяина. Хозяин заботится о них. Домашние животные приносят человеку пользу».
Воспитатель: «Давайте наших животных «поселим» там, где они живут. Где живут дикие животные? (в лесу) А где домашние? (в доме или около дома хозяина)»
Воспитатель прикрепляет изображение домика и ёлки на фланелеграф.
Воспитатель: «Ребята, сейчас вы по одному будете брать фигурку животного, называть его, говорить дикое или домашнее. Если оно дикое, то «поселить» его в лесу (около ёлочки, если домашнее, то около домика»
Воспитатель следит за правильностью выполнения задания. При необходимости обращается к другим детям, чтобы исправить ошибку.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, справились с моим заданием. Ой, наш весёлый волшебник решил нарисовать животных, посмотрите, что у него получилось!» (показывает на мольберт, где расположены изображения животных с перепутанными частями тела)
Воспитатель читает стихотворение Д. Хармса «Совершенно непонятные животные»
«Я смотрю – глазам не верю:
Что за птицы?
Что за звери?
То ли лошадь?
То ли слон?
То ли сказочный дракон?.
Помогите мне скорей,
Объясните мне зверей!»
Дидактическое упражнение «Что напутал художник». Дети рассматривают картинки, находят и называют ошибки.
Воспитатель: «Молодцы, ребятки, все ошибки нашли! А сейчас пойдемте со мной поиграем!»
2 часть
Физкультминутка «Заяц Егорка».
Считалкой выбирается заяц – Егорка.
«Заяц Егорка
Свалился в озёрко»
Дети бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит ребёнок в маске зайца.
«Бегите под горку!
Спасайте Егорку!»
Дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать. Игра повторяется 2 – 3 раза, каждый раз выбирается новый заяц – Егорка.
3 часть
Дети садятся за столы.
Дидактическое упражнение «Кто, где живёт?»
Воспитатель: «Ребята, перед каждым из вас лежит лист бумаги с изображением леса и фигуры диких животных. Ой, что я вижу! И здесь побывал волшебник Путалкин, опять всё перепутал! Что напутал волшебник?»
Дети: «Медведь сидит в дупле, заяц в норе, лиса в берлоге, белка под кустом»
Воспитатель: «Может быть такое? (нет). Давайте поможем животным найти свой дом, исправим ошибки Путалкина. Возьмите клей – карандаш и приклейте животных в свои «дома»
Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует правильность выполнения.
Воспитатель: «Медведь, лиса, заяц, белка – это какие животные? (дикие) они живут в лесу. Лес – их общий дом и мы должны позаботиться о том, чтобы им в нём жилось хорошо. А что для этого мы должны делать?»
Воспитатель на фланелеграфе размещает модели «Как вести себя в лесу»
Дети: «Не разжигать костры, потому что лес может загореться, животные и растения могут погибнуть. Не уносить из леса зверей и птиц домой, дома они могут погибнуть. Мы не знаем, как за ними ухаживать, им будет одиноко без своих родных. Нельзя сорить в лесу, лес станет грязным, звери могут пораниться и заболеть. Нельзя ломать деревья, они очищают воздух, деревья – дома птиц и многих зверей. Нельзя убивать животных».
Воспитатель: «Правильно, ребятки, молодцы! Надо беречь лес и лесных обитателей! Послушайте, какое я прочитаю вам стихотворение про «лесные правила»
«Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!»
Воспитатель: «Молодцы мы с вами! Все путаницы разобрали! Пусть волшебник Путалкин ещё приходит к нам в гости, мы опять решим все его задачки!»