Татьяна Самусева
Конспект по познавательному развитию «В гостях у Архимеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать целостную картину мира
2. Развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).
3. Развивать слуховое внимание.
4. Развивать познавательную активность детей в ходе проведения экспериментов
Публикация «Конспект по познавательному развитию „В гостях у Архимеда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование: воздушный шарик, внутри которого приглашение от Архимеда, написанное молоком, стеклянные банки, сырые яйца, стакан соли, столовая ложка, кувшин с водой, термос с горячей водой, яйца киндер – сюрприза, зеркала, пластиковая бутылка.
Ход занятия
Воспитатель: Давным-давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете, кто такой Архимед?
Дети: Жил в древнем мире.
- Жил в Греции.
- Он математик.
- Это ученый.
- Он делал опыты, много знал.
Воспитатель: Правильно! Этот человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумывал много полезных и нужных вещей… А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Дети: Да!
В группу влетает воздушный шар, внутри него – письмо.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте прочитаем его послание… (Открывает письмо, а там чистый лист. Показывает детям) Чем же написано это письмо? Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила. У кого есть варианты?
Дети: Это написано молоком.
- Лимонным соком.
- Надо нагреть над свечой.
-А можно над лампой.
Воспитатель: Вот мы и разгадали секретное послание от Архимеда! Письмо написано молоком: оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым. Вот что написано в письме «Ребята, приглашаю вас в гости в мою волшебную лабораторию. Не забудьте произнести волшебные слова: Крибле – крабле - бумс.
Вот мы и очутились в лаборатории Архимеда, как здесь интересно. Архимед приготовил вам места для совместной работы. Он предлагает вам их получить с помощью одного простого задания.
Игра «Одинаковые звуки»
В киндер – яйце находятся различные предметы, крупы. У кого звуки совпали, с тем они образуют пару.
- Ну, а теперь, прошу занять свои места. Архимед мы уже готовы! Где же ты? Что за странные звуки? Кто это? А это Мышонок - Удивленок. А вы знаете, ребята, почему его так называют? (потому, что он любопытный, любознательный, всему новому удивляется и сам любит удивлять). Он предлагает нам разгадать секрет «яйца – попрыгунчика».
Опыт:
На столе пустые стеклянные банки – 4 пол-литровые, одна двухлитровая. На блюдце – 5 сырых яйца, стакан поваренной соли, сахара, 2 столовые ложки, кувшин с водой, молоко.
- В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонет.
-Во вторую банку налить воды и добавить 2 ложки сахара яйцо утонет.
-В третью банку налить молока, что произойдет с яйцом?
-В четвертую банку налить воды и добавить 2 ложки соли, яйцо будет плавать на поверхности.
-В двухлитровую банку перелить воду из первой банки, потом из второй – яйцо будет плавать посередине.
Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца-попрыгунчика.
Дети: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель: Ну как мышонок, молодцы мы с ребятами.
Мышонок-Удивленок: Молодцы, молодцы, а вот скажите мне, как вы надуваете шарики? А, что внутри у шариков? А не в надутых шариках есть воздух? Какой из шариков будет тяжелее? Как проверить? (взвесить, воздух имеет вес) А вы, знаете, как можно еще надуть шарик? (с помощью насоса, смешать уксус с содой и лимоном). А, я хочу вас удивить, внимание фокус.
Опыт с шариком:
Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать ее в горячей воде. Что происходит, почему шарик надувается? (воздух при нагревании расширяется).
- Как можно теперь сдуть шарик? (снять с бутылки).
Воспитатель: Ну, Мышонок ты нас удивил, даже я не знала, что так можно надуть шарик!
Мышонок-Удивленок: Вы еще много не знаете. Засиделись мы что-то с вами, давайте отдохнем.
Физминутка с воздушными шариками.
Я с утра сегодня встал
С полки шар воздушный взял
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще
Дую толще, дую толще!
Вдруг услышал я хлопок,
Лопнул шарик, мой дружок!
Мышонок-Удивленок: А, я хочу вас удивить еще одним предметом, а каким догадайтесь сами:
Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет (зеркало).
Воспитатель: Ну и что, в нем удивительного, зеркал у нас полно, всяких разных, правда ребята?
Мышонок-Удивленок: А вы знаете, что с помощью зеркала можно победить целое войско? Как это?
Мышонок-Удивленок рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар.
Воспитатель: Ничего себе, мы этого не знали, да ребята?
Мышонок-Удивленок: А еще зеркала могу увеличивать количество предметов, не верите? Давайте проведем опыт. Детям берут зеркало.
Мышонок-Удивленок: Положите перед зеркалом две конфетки, а теперь сколько конфет?
Дети: Четыре
Два зеркала стоят под углом 90 градусов, уменьшая угол между зеркалами, увеличивается количество конфет.
Мышонок-Удивленок: Кто догадался и сможет объяснить, в чем тут секрет?
Воспитатель: Удивил ты нас Мышонок, жаль, что мы так и не дождались Архимеда, теперь вы приходите к нам в гости, и мы тоже найдем, чем вас удивить, правда, ребята? А на прощание мы хотим подарить тебе китайскую пословицу:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Подумай на досуге над ее смыслом. До новых встреч!