МААМ-картинки

Конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свет и тень»

Оксана Пивоваренко
Конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свет и тень»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Обучающие:

• Познакомить детей с тем, что Земля вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси и с изменениями в связи с данными явлениями;

• Обогащать представления детей о свойствах света и тени через опытно-исследовательскую деятельность (прозрачные предметы - пропускают свет, полупрозрачные - часть света, непрозрачные - не пропускает свет и образуют тень; от нескольких источников света образуется несколько теней; чем выше источник света, тем короче тень и т. д.);

Публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста „Свет и тень“» размещена в разделах

• Совершенствовать умения детей действовать по заданной схеме-перфокарте;

• Активизировать знания детей о временах года посредством интерактивной песочницы.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, мелкую моторику рук;

• Стимулировать речевую активность, совершенствуя навык формулировки элементарных выводов и обобщений.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к незнакомым явлениям и фактам;

• Воспитывать навыки сотрудничества при выполнении совместных действий;

• Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы и приемы, используемые в непосредственно-образовательной деятельности :

1) Наглядные – интерактивная песочница, перфокарты, презентация.

2) Словесные – художественное слово (загадка, вопросы констатирующего и поискового характера, мини-рассказы природоведческого характера, указания, пояснения, поощрения.

3) Практические – здоровьесберегающие технологии (физкультурная минутка; оздоровительная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; релаксация, опыты; игровая ситуация.

Оборудование:

1) Технические средства: ноутбук, телевизор, интерактивная песочница.

2) Демонстрационный материал (для педагога) : 6 подставок, 6 солнышек с номером.

Опыт № 1 «Солнце и тепло». Материал: стол, лампа, глобус.

Опыт № 2 «Где ночует Солнце». Материал: глобус, лампа, вырезанный из бумаги человечек.

Опыт № 3 «Кто придумал лето?» Материал: фонарик, глобус.

Раздаточный материал (для детей) : пазлы-картинки 4-х времен года, 6 перфокарт;

Опыт № 1 «Образование теней». Материал: экран на подставках, фонарик, игрушка (машина, фигура животного (собачка, вырезанная из картона.

Опыт № 2 «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы». Материал: экран на подставках, фонарик, книга, лист бумаги (А4, прозрачный лист пластика, картон белого цвета.

Опыт № 3 «Несколько теней». Материал: фонарик – 2-3 шт., экран на подставках, фигурка.

Опыт № 4 «Чем выше источник света, тем короче тень». Материал: фонарик, лист бумаги (А4, фигурка, карандаш.

Опыт № 5 «Тень и свет». Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.

Опыт № 6 «Движение тени». Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.

3) Спецодежда (для детей) : накидка – 12 шт., «Нимбус» (импровизированная метла) – 12 шт.

Предварительная работа:

• беседа «Наш общий дом»;

• наблюдение в природе;

• просмотр презентаций «Смена дня и ночи», «Солнечная система» и «Солнце – звезда».

• рассматривание энциклопедии «Космос», иллюстраций с изображением времен года;

дидактические игры: «Определи последовательность»; «Скажи правильно»; «Какое время года?»;

словесные игры: «Доскажи словечко», «Какая погода?»;

• игра малой подвижности «День – ночь сутки прочь».

• прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года».

• чтение литературных произведений о временах года; загадки; разучивание слов для физкультминутки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Вводная часть.

Организационный момент. Воспитатель приветствует детей.

Дети заходят в кабинет педагога-психолога.

Воспитатель: - Ой, тут гости! (Дети здороваются)

- Мы Вам не помешаем! Тогда мы здесь тихонько поиграем.

- Ребята, я хочу вам загадать загадку:

Четыре сестрицы на свете живут

И всех их по-разному зовут.

У каждой из них разноцветное платье,

Попробуйте, этих сестёр отгадайте! (Времена года)

Воспитатель: Какие времена года вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

Воспитатель: Я предлагаю вам стать феями и волшебниками и посетить все четыре времени года. Согласны?

- Кто знает волшебное заклинание? (кто-то из детей предлагает заклинание)

«Бамбара, чуфара, лорики, ерики. Явитесь перед нами 4 времени года!»

Воспитатель: Я включаю волшебный луч, и мы видим. какое время года? (Зима)

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Опишите время года - зима. С какого месяца начнём?

Дети описывают зимнее время года. Предположительные ответы детей :

«Декабрь – первый месяц зимы, и последний месяц года.

Дни стали короткие, а ночи длинными.

Январь – 2 месяц зимы, и самый первый месяц в году, наступает после нового года.

Мороз кусает щеки, щиплет нос.

Февраль -3 месяц зимы, последний месяц зимы.

Сильные морозы и метели.

Воспитатель: Теперь мы видим… какое время года? (Весна)

Дети описывают весеннее время года. Предположительные ответы детей :

«Март – 1 месяц весны.

Снег везде начинает таять.

Апрель – 2 месяц весны.

Цветет мать-мачеха.

Май – 3 месяц весны, последний месяц весны.

Иногда бывает жаркий, а иногда прохладный.

Воспитатель: За Весной идет? (Лето)

Дети описывают летнее время года. Предположительные ответы детей :

«Июнь – 1 месяц лета.

Стали короткие ночи.

Июль – 2 месяц лета, самый жаркий.

Появляются первые ягоды, земляника, клубника, черника, малина и т. д.

Август – 3 месяц, последний месяц лета

Дни становятся короче, ночи удлиняются.

Воспитатель: Теперь мы видим? (Осень)

Дети описывают осеннее время года. Предположительные ответы детей :

«Сентябрь – 1 месяц осени.

Дети идут в школу и сады.

Октябрь – 2 месяц осени.

Листопад украсил землю.

Ноябрь – 3 месяц осени, последний месяц осени.

Небо серое и холодное, затянуто тяжелыми тучами, изредка поглядывает солнце..

Воспитатель: Как называется явление, когда зиму сменяет весна, весну – лето, лето – осень, и снова зима? (Смена времен года)

Воспитатель: Вы получили домашнее задание: дома с родителями обсудить и попробовать ответить на вопрос карточки.

- Вы нашли ответ?

- Легко ли было найти ответ на вопрос?

- Где вы нашли ответы? (Варианты ответов детей : в книге, в интернете, рассказал папа)

Воспитатель: Кто ответит на вопрос: почему происходит смена времен года? ( Вариант ответа: потому что Земля вращается вокруг солнца)

Воспитатель: Почему день сменяется ночью, а когда проходит ночь, то наступает утро, а затем опять день? ( Вариант ответа: земля вращается вокруг своей оси).

Воспитатель: Какие источники света, кроме солнца, вы знаете? ( Вариант ответа: луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т. д.).

Воспитатель: Ребята, все ли вам понятно, что рассказали вам родители? Я предлагаю сегодня проверить ваши ответы с помощью опытов.

Воспитатель: Попрошу вас одеть волшебные плащи и на летающих «Нимбусах» (метлах) перенестись на «Кудыкину гору».

Дети одевают плащи, берут метлы и летят в группу.

Физкультурная минутка – перемещение на метлах

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы на месте. Вижу Кудыкину гору! Добрались. Я предлагаю сложить метлы и снять плащи.

Дети снимают плащи у стульев, ставят метлы в корзину. Воспитатель напоминает о взаимопомощи.

Воспитатель: Ребята, мы в волшебном лесу. Здесь обитают разные животные и птицы, а может и другие невиданные звери. Мы ни в коем случае не должны нарушить их покой. Вспомним правила поведения в лесу.

Воспитатель: У меня есть волшебный хрустальный шар. Будем передавать его друг другу и называть правила поведения в лесу.

Дети, поворачиваясь друг к другу, передают шар и горят одно из правил: «Не шуметь», «Не кричать», «Не отходить друг от друга далеко», «Не трогать диких животных и насекомых», «Не подходить близко к большим муравейникам», «Внимательно смотреть под ноги», «Внимательно слушать взрослых», «Строго выполнять правила»)

Воспитатель: Давайте закроем глаза и прислушаемся к звукам волшебного леса.

Релаксация «Звуки волшебного леса»

Воспитатель: Откройте глаза и расскажите, что каждый из вас почувствовал, когда слушал звуки леса. (Варианта ответов детей : спокойствие, напряжение, страх, покой, успокоение, расслабление, волнение, оживление, радость, тревогу, сказочное, волшебное настроение)

Воспитатель: С лесом мы с вами познакомились, предлагаю перейти к нашим исследованиям. Размещайтесь на скамейке вокруг стола.

Далее воспитатель проводит опыты, дети наблюдают.

Опыт № 1 «Солнце и тепло».

Цель: объяснить детям, зависимость температуры предмета от длины лучей.

Материал: лампа, глобус.

Ход эксперимента:

Воспитатель: Ребята, во время опыта мы будем работать с электроприбором - лампой, поэтому, напоминаю, нельзя касаться лампы руками, можно обжечься.

Представим, что лампа – это Солнце, глобус – макет нашей планеты Земля, а наша рука - поверхность Земли.

Воспитатель: Ребята, выберите сами, кому вы доверяете провести со мной исследование. (Дети выбирают ребенка, участника опыта)

Вы с родителями утверждаете, что чем ближе к Солнцу, тем теплее. Проверим.

Включаем лампу. Поставим руку рядом с лампой. Что ты ощущаешь? (Руке очень тепло).

Воспитатель: Теперь, медленно подними руку вверх. Что ты ощущаешь? (Руке уже не так тепло).

Воспитатель: - Верни в начальное положение. Что теперь? (Руке опять тепло).

Воспитатель: Медленно опусти руку вниз. Тепло ли руке? (Руке не так тепло).

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Расскажи о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях. Одинаково расстояние от руки до лампы в каждом положении?

Вывод: когда рука рядом с лампой, лучи короче и падают прямо на руку. Когда рука выше или ниже лампы, лучи длиннее и падают наискосок.

Презентация (картинка с лучами)

Воспитатель: Проделаем такой же опыт с глобусом - моделью Земли.

Опыт № 2 «Где ночует Солнце».

Цель: объяснить детям, как и почему происходит смена дня и ночи.

Материал: глобус, лампа, вырезанный из бумаги человечек.

Ход эксперимента:

Воспитатель: Вы с родителями утверждаете, что смена дня и ночи зависит от вращения Земли вокруг своей оси. Проверим. Рассмотрим, как происходит смена дня и ночи. Найдем на глобусе место, где мы живем и поместим туда «человечка».

Воспитатель: Планета Земля вращается не только вокруг Солнца, она постоянно вращается сама вокруг своей оси (воспитатель демонстрирует вращение планеты).

Воспитатель: Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте.

Воспитатель: Как вы думаете, в той части глобуса, которую освещает Солнце, будет день или ночь? (ДЕНЬ, а на противоположной? (НОЧЬ).

Воспитатель: Земля движется постоянно, и вращается все, что на ней находится: горы, моря, города, и даже мы с вами тоже вращаемся. Правда, мы сами этого не замечаем.

Воспитатель: Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)

Вывод (делают дети) : Солнце может одновременно освещать только одну часть планеты Земля, вторая часть находится в тени. День наступает в той части планеты Земля, которую освещает солнце. Ночь наступает в той части планеты Земля, которая находится в тени.

Опыт №3 «Кто придумал лето?»

Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.

Оборудование: фонарик, глобус.

Ход эксперимента:

Воспитатель: Вы с родителями утверждаете, что смена времени года зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем передвигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет.

Воспитатель: Планета Земля всегда наклонена в одну сторону и вращается вокруг Солнца. Во время вращения Земля освещается Солнцем по-разному. Если солнечные лучи светят на планету прямо, значит в этом месте наступает лето. Если солнечные лучи светят на планету по косой, значит в этом месте наступает зима. Если обе стороны планеты освещены одинаково, то наступает весна или осень. Из-за того, что Земля постоянно движется и поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой, происходит смена времени года.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам самостоятельно раскрыть тайны света и тени и понять :

- как распространяется свет,

- какие препятствия могут остановить его, какие препятствия он способен преодолевать,

- как образуется тень,

- почему тень меняет форму, от чего это зависит.

Воспитатель: Предлагаю разделиться на подгруппы. Возьмите часть пазла, рассмотрите, найдите у кого вторая часть пазла, чтобы получить целое изображение.

Дети, разбиваются на пары, собрав из двух частей пазл-изображение времени года.

Воспитатель: Итак, все нашли свою пару? Посмотрите на собранный вами пазл. На нем размещена цифра, которая обозначает номер вашего стола для исследования. Находим свой стол и присаживаемся.

Дети парами садятся за столы.

Воспитатель: Мы готовы к исследованиям. Рассмотрим все, что у вас находится на столах. Кто видит непонятный предмет, поднимает руку и спрашивает.

Если у детей возникает вопрос воспитатель переадресует вопрос детям: «Кто может рассказать, что это за предмет?»

Воспитатель: Перед началом исследования разомнем руки.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику

Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.

Человек и время года- это все вокруг… Природа.

Воспитатель: Теперь рассмотрите перфокарты, распределите обязанности между собой и приступайте к проведению опыта.

Дети самостоятельно проводят опыты. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Опыт № 1 «Образование теней».

Цель: понять, как образуется тень.

Материал: экран на подставках, фонарик, игрушка (машина, фигура животного, вырезанная из картона (собачка).

Ход опыта. Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, понаблюдать за её тенью. Далее ставить разные предметы поочередно и наблюдать за их тенью.

Результат детей : Тень всегда повторяет силуэт предмета, на который направлен свет.

Вывод: Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Тень всегда повторяет силуэт предмета, на который направлен свет. Тень всегда одного цвета – черного.

Опыт № 2 «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы».

Цель: Понять, какие предметы образуют тень, а какие пропускаю свет.

Материал: Книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон белого цвета, фонарик, экран на подставках.

Ход опыта. Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.

Результат: За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое (нечеткое) изображение появляется позади листа бумаги.

Вывод: Книга, картон - непрозрачные предметы, свет не пропускают. Лучи света, падающие на «непрозрачный» предмет, образуют тень от предмета. Бумага - полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней - расплывчатая тень. Прозрачный предмет свет пропускает и тень не образует.

Опыт № 3 «Несколько теней».

Цель: Понять, как образуется несколько теней.

Материал: фонарик – 2-3 шт., экран на подставках, фигурка.

Ход опыта: установить экран, перед экраном поставить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени. Включить второй фонарик, направить на фигуру, не выключая первый фонарик – посмотреть сколько теней образовалось. Включить третий фонарик, направить на фигуру, не выключая первых два фонарика – понаблюдать сколько теней у фигуры стало.

Результат: Лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду. Не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень. От трех фонариков получилось три тени.

Вывод: От одного предмета, например, от фигурки, может быть несколько теней, если на нее направлено несколько источников света.

Опыт № 4 «Чем выше источник света, тем короче тень».

Цель: Понять зависимость тени от высоты источника света и почему тень исчезает.

Материал: фонарик, лист бумаги (А4, фигурка, карандаш.

Ход опыта: на стол положить лист бумаги, на лист установить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени. На листе бумаги карандашом отметить длину тени от фигуры. Поднять фонарик выше фигуры – посмотреть на тень от фигуры и карандашом отметить её длину. Поднять фонарик над фигурой – понаблюдать за тенью и отметить её длину.

Результат: когда фонарик на уровне фигуры – тень длинная. Если фонарик поднять выше фигуры тень становится короче, а если фонарик поднять над фигурой – тень совсем исчезает.

Вывод: чем выше источник света, тем короче тень (например, утром и вечером тени длиннее, чем днем).

Опыт № 5 «Тень и свет».

Цель: Понять, как меняется тень, в зависимости от расстояния до источника света.

Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.

Ход опыта: установить экран, перед экраном поставить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени. Рассмотреть изменения тени, передвигая фигуру: сначала ближе к экрану и дальше от источника света, затем дальше от экрана и ближе к источнику света.

Результат: Когда фигуру приближаем к экрану, её тень становится четкой; а когда фигуру приблизить к источнику света (фонарику) – её тень увеличивается и становится расплывчатой.

Вывод: Чем ближе предмет к источнику света, тем тень становится больше, её контур расплывчатый; чем дальше предмет от источника света, тем тень становится меньше и четче.

Опыт № 6 «Движение тени».

Цель: Понять, как образуется тень и почему она двигается.

Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.

Ход опыта: установить экран, перед экраном поставить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени (убедиться, что тень соответствует очертанию фигуры, имеет черный цвет, тень четкая). Затем водить фонарик то вправо, то влево. Посмотреть, как перемещается тень то в одну сторону, то в другую. Определить: если фонарик перемещается влево, то тень двигается вправо и наоборот.

Вывод: Очертание предмета и тени схожи; если источник света двигается в одну сторону, то тень от предмета будет перемещаться в другую.

Воспитатель: Ребята, заканчиваем наши исследования и собираемся на поляне.

Дети по очереди встают и присаживаются на ковер для обсуждения результатов опытов.

Для создания атмосферы таинственности воспитатель включает звук потрескивания костра, сверчков.

Заключительная часть

Воспитатель: Давайте поделимся результатами опытов друг с другом. Кто первый хочет нам рассказать о результатах своего исследования?

Дети по очереди рассказывают о полученных выводах.

Опыт № 1 «Образование теней».

Вывод: Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Тень всегда повторяет силуэт предмета, на который направлен свет. Тень всегда одного цвета – черного.

Опыт № 2 «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы».

Вывод: Книга, картон - непрозрачные предметы, свет не пропускают. Лучи света, падающие на «непрозрачный» предмет, образуют тень от предмета. Бумага - полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней - расплывчатая тень. Прозрачный предмет свет пропускает и тень не образует.

Опыт № 3 «Несколько теней».

Вывод: От одного предмета, например, от фигурки, может быть несколько теней, если на нее направлено несколько источников света.

Опыт № 4 «Чем выше источник света, тем короче тень».

Вывод: чем выше источник света, тем короче тень (например, утром и вечером тени длиннее, чем днем).

Опыт № 5 «Тень и свет».

Вывод: Чем ближе предмет к источнику света, тем тень становится больше, её контур расплывчатый; чем дальше предмет от источника света, тем тень становится меньше и четче.

Опыт № 6 «Движение тени».

Вывод: Очертание предмета и тени схожи; если источник света двигается в одну сторону, то тень от предмета будет перемещаться в другую.

Воспитатель: Исследования мы провели. Давайте теперь посмотрим, как это происходит на самом деле заглянув в космическое пространство с вершины «Кудыкиной горы».

Воспитатель демонстрирует видео о вращении Земли.

Воспитатель: Мы с вами все выяснили, можно возвращаться домой. Одеваем плащи и отправляемся в обратный путь. Чтобы ваш путь был светлым и безопасным я вам за исследовательскую работу дарю фонарики. Включаем фонарики и за волшебным лучом летим домой!

Скажем всем гостям ДО СВИДАНИЯ!

Под музыку дети выходят из группы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Свет и тень: неизведанное рядом» Интегрированное занятие в старшей группе «Свет и тень: неизведанное рядом» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Свойства песка и глины» Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебные свойства магнита» Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Задачи: - познакомить детей с понятием.

Конспект НОД «С голубого ручейка» по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Цель: расширять знания детей о разнообразии водных ресурсов. Обогащение у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении воды.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» .

Конспект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свет и цвет бывает разным» для детей старшего возрастаКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Свет и цвет бывает разным» для детей старшего возраста Цель: Развивать любознательность на основе элементарного экспериментирования. Задачи: - Познакомить детей со свойствами света и возможностью.

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Конспект поисково-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет «Волшебница водица» Культурная практика Поисково-исследовательская деятельность Форма представленности цели /тип исследования Формировать умение рассуждать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свет и тень»
Опубликовано: 22 ноября 2019 в 12:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свет и тень»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пивоваренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД