Оксана Пивоваренко
Конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свет и тень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
Обучающие:
• Познакомить детей с тем, что Земля вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси и с изменениями в связи с данными явлениями;
• Обогащать представления детей о свойствах света и тени через опытно-исследовательскую деятельность (прозрачные предметы - пропускают свет, полупрозрачные - часть света, непрозрачные - не пропускает свет и образуют тень; от нескольких источников света образуется несколько теней; чем выше источник света, тем короче тень и т. д.);
Публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста „Свет и тень“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
• Совершенствовать умения детей действовать по заданной схеме-перфокарте;
• Активизировать знания детей о временах года посредством интерактивной песочницы.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, мелкую моторику рук;
• Стимулировать речевую активность, совершенствуя навык формулировки элементарных выводов и обобщений.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к незнакомым явлениям и фактам;
• Воспитывать навыки сотрудничества при выполнении совместных действий;
• Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Методы и приемы, используемые в непосредственно-образовательной деятельности :
1) Наглядные – интерактивная песочница, перфокарты, презентация.
2) Словесные – художественное слово (загадка, вопросы констатирующего и поискового характера, мини-рассказы природоведческого характера, указания, пояснения, поощрения.
3) Практические – здоровьесберегающие технологии (физкультурная минутка; оздоровительная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; релаксация, опыты; игровая ситуация.
Оборудование:
1) Технические средства: ноутбук, телевизор, интерактивная песочница.
2) Демонстрационный материал (для педагога) : 6 подставок, 6 солнышек с номером.
Опыт № 1 «Солнце и тепло». Материал: стол, лампа, глобус.
Опыт № 2 «Где ночует Солнце». Материал: глобус, лампа, вырезанный из бумаги человечек.
Опыт № 3 «Кто придумал лето?» Материал: фонарик, глобус.
Раздаточный материал (для детей) : пазлы-картинки 4-х времен года, 6 перфокарт;
Опыт № 1 «Образование теней». Материал: экран на подставках, фонарик, игрушка (машина, фигура животного (собачка, вырезанная из картона.
Опыт № 2 «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы». Материал: экран на подставках, фонарик, книга, лист бумаги (А4, прозрачный лист пластика, картон белого цвета.
Опыт № 3 «Несколько теней». Материал: фонарик – 2-3 шт., экран на подставках, фигурка.
Опыт № 4 «Чем выше источник света, тем короче тень». Материал: фонарик, лист бумаги (А4, фигурка, карандаш.
Опыт № 5 «Тень и свет». Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.
Опыт № 6 «Движение тени». Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.
3) Спецодежда (для детей) : накидка – 12 шт., «Нимбус» (импровизированная метла) – 12 шт.
Предварительная работа:
• беседа «Наш общий дом»;
• наблюдение в природе;
• просмотр презентаций «Смена дня и ночи», «Солнечная система» и «Солнце – звезда».
• рассматривание энциклопедии «Космос», иллюстраций с изображением времен года;
• дидактические игры: «Определи последовательность»; «Скажи правильно»; «Какое время года?»;
• словесные игры: «Доскажи словечко», «Какая погода?»;
• игра малой подвижности «День – ночь сутки прочь».
• прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года».
• чтение литературных произведений о временах года; загадки; разучивание слов для физкультминутки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
Вводная часть.
Организационный момент. Воспитатель приветствует детей.
Дети заходят в кабинет педагога-психолога.
Воспитатель: - Ой, тут гости! (Дети здороваются)
- Мы Вам не помешаем! Тогда мы здесь тихонько поиграем.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку:
Четыре сестрицы на свете живут
И всех их по-разному зовут.
У каждой из них разноцветное платье,
Попробуйте, этих сестёр отгадайте! (Времена года)
Воспитатель: Какие времена года вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)
Воспитатель: Я предлагаю вам стать феями и волшебниками и посетить все четыре времени года. Согласны?
- Кто знает волшебное заклинание? (кто-то из детей предлагает заклинание)
«Бамбара, чуфара, лорики, ерики. Явитесь перед нами 4 времени года!»
Воспитатель: Я включаю волшебный луч, и мы видим. какое время года? (Зима)
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Опишите время года - зима. С какого месяца начнём?
Дети описывают зимнее время года. Предположительные ответы детей :
«Декабрь – первый месяц зимы, и последний месяц года.
Дни стали короткие, а ночи длинными.
Январь – 2 месяц зимы, и самый первый месяц в году, наступает после нового года.
Мороз кусает щеки, щиплет нос.
Февраль -3 месяц зимы, последний месяц зимы.
Сильные морозы и метели.
Воспитатель: Теперь мы видим… какое время года? (Весна)
Дети описывают весеннее время года. Предположительные ответы детей :
«Март – 1 месяц весны.
Снег везде начинает таять.
Апрель – 2 месяц весны.
Цветет мать-мачеха.
Май – 3 месяц весны, последний месяц весны.
Иногда бывает жаркий, а иногда прохладный.
Воспитатель: За Весной идет? (Лето)
Дети описывают летнее время года. Предположительные ответы детей :
«Июнь – 1 месяц лета.
Стали короткие ночи.
Июль – 2 месяц лета, самый жаркий.
Появляются первые ягоды, земляника, клубника, черника, малина и т. д.
Август – 3 месяц, последний месяц лета
Дни становятся короче, ночи удлиняются.
Воспитатель: Теперь мы видим? (Осень)
Дети описывают осеннее время года. Предположительные ответы детей :
«Сентябрь – 1 месяц осени.
Дети идут в школу и сады.
Октябрь – 2 месяц осени.
Листопад украсил землю.
Ноябрь – 3 месяц осени, последний месяц осени.
Небо серое и холодное, затянуто тяжелыми тучами, изредка поглядывает солнце..
Воспитатель: Как называется явление, когда зиму сменяет весна, весну – лето, лето – осень, и снова зима? (Смена времен года)
Воспитатель: Вы получили домашнее задание: дома с родителями обсудить и попробовать ответить на вопрос карточки.
- Вы нашли ответ?
- Легко ли было найти ответ на вопрос?
- Где вы нашли ответы? (Варианты ответов детей : в книге, в интернете, рассказал папа)
Воспитатель: Кто ответит на вопрос: почему происходит смена времен года? ( Вариант ответа: потому что Земля вращается вокруг солнца)
Воспитатель: Почему день сменяется ночью, а когда проходит ночь, то наступает утро, а затем опять день? ( Вариант ответа: земля вращается вокруг своей оси).
Воспитатель: Какие источники света, кроме солнца, вы знаете? ( Вариант ответа: луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т. д.).
Воспитатель: Ребята, все ли вам понятно, что рассказали вам родители? Я предлагаю сегодня проверить ваши ответы с помощью опытов.
Воспитатель: Попрошу вас одеть волшебные плащи и на летающих «Нимбусах» (метлах) перенестись на «Кудыкину гору».
Дети одевают плащи, берут метлы и летят в группу.
Физкультурная минутка – перемещение на метлах
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы на месте. Вижу Кудыкину гору! Добрались. Я предлагаю сложить метлы и снять плащи.
Дети снимают плащи у стульев, ставят метлы в корзину. Воспитатель напоминает о взаимопомощи.
Воспитатель: Ребята, мы в волшебном лесу. Здесь обитают разные животные и птицы, а может и другие невиданные звери. Мы ни в коем случае не должны нарушить их покой. Вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель: У меня есть волшебный хрустальный шар. Будем передавать его друг другу и называть правила поведения в лесу.
Дети, поворачиваясь друг к другу, передают шар и горят одно из правил: «Не шуметь», «Не кричать», «Не отходить друг от друга далеко», «Не трогать диких животных и насекомых», «Не подходить близко к большим муравейникам», «Внимательно смотреть под ноги», «Внимательно слушать взрослых», «Строго выполнять правила»)
Воспитатель: Давайте закроем глаза и прислушаемся к звукам волшебного леса.
Релаксация «Звуки волшебного леса»
Воспитатель: Откройте глаза и расскажите, что каждый из вас почувствовал, когда слушал звуки леса. (Варианта ответов детей : спокойствие, напряжение, страх, покой, успокоение, расслабление, волнение, оживление, радость, тревогу, сказочное, волшебное настроение)
Воспитатель: С лесом мы с вами познакомились, предлагаю перейти к нашим исследованиям. Размещайтесь на скамейке вокруг стола.
Далее воспитатель проводит опыты, дети наблюдают.
Опыт № 1 «Солнце и тепло».
Цель: объяснить детям, зависимость температуры предмета от длины лучей.
Материал: лампа, глобус.
Ход эксперимента:
Воспитатель: Ребята, во время опыта мы будем работать с электроприбором - лампой, поэтому, напоминаю, нельзя касаться лампы руками, можно обжечься.
Представим, что лампа – это Солнце, глобус – макет нашей планеты Земля, а наша рука - поверхность Земли.
Воспитатель: Ребята, выберите сами, кому вы доверяете провести со мной исследование. (Дети выбирают ребенка, участника опыта)
Вы с родителями утверждаете, что чем ближе к Солнцу, тем теплее. Проверим.
Включаем лампу. Поставим руку рядом с лампой. Что ты ощущаешь? (Руке очень тепло).
Воспитатель: Теперь, медленно подними руку вверх. Что ты ощущаешь? (Руке уже не так тепло).
Воспитатель: - Верни в начальное положение. Что теперь? (Руке опять тепло).
Воспитатель: Медленно опусти руку вниз. Тепло ли руке? (Руке не так тепло).
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Расскажи о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях. Одинаково расстояние от руки до лампы в каждом положении?
Вывод: когда рука рядом с лампой, лучи короче и падают прямо на руку. Когда рука выше или ниже лампы, лучи длиннее и падают наискосок.
Презентация (картинка с лучами)
Воспитатель: Проделаем такой же опыт с глобусом - моделью Земли.
Опыт № 2 «Где ночует Солнце».
Цель: объяснить детям, как и почему происходит смена дня и ночи.
Материал: глобус, лампа, вырезанный из бумаги человечек.
Ход эксперимента:
Воспитатель: Вы с родителями утверждаете, что смена дня и ночи зависит от вращения Земли вокруг своей оси. Проверим. Рассмотрим, как происходит смена дня и ночи. Найдем на глобусе место, где мы живем и поместим туда «человечка».
Воспитатель: Планета Земля вращается не только вокруг Солнца, она постоянно вращается сама вокруг своей оси (воспитатель демонстрирует вращение планеты).
Воспитатель: Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте.
Воспитатель: Как вы думаете, в той части глобуса, которую освещает Солнце, будет день или ночь? (ДЕНЬ, а на противоположной? (НОЧЬ).
Воспитатель: Земля движется постоянно, и вращается все, что на ней находится: горы, моря, города, и даже мы с вами тоже вращаемся. Правда, мы сами этого не замечаем.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)
Вывод (делают дети) : Солнце может одновременно освещать только одну часть планеты Земля, вторая часть находится в тени. День наступает в той части планеты Земля, которую освещает солнце. Ночь наступает в той части планеты Земля, которая находится в тени.
Опыт №3 «Кто придумал лето?»
Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.
Оборудование: фонарик, глобус.
Ход эксперимента:
Воспитатель: Вы с родителями утверждаете, что смена времени года зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем передвигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет.
Воспитатель: Планета Земля всегда наклонена в одну сторону и вращается вокруг Солнца. Во время вращения Земля освещается Солнцем по-разному. Если солнечные лучи светят на планету прямо, значит в этом месте наступает лето. Если солнечные лучи светят на планету по косой, значит в этом месте наступает зима. Если обе стороны планеты освещены одинаково, то наступает весна или осень. Из-за того, что Земля постоянно движется и поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой, происходит смена времени года.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам самостоятельно раскрыть тайны света и тени и понять :
- как распространяется свет,
- какие препятствия могут остановить его, какие препятствия он способен преодолевать,
- как образуется тень,
- почему тень меняет форму, от чего это зависит.
Воспитатель: Предлагаю разделиться на подгруппы. Возьмите часть пазла, рассмотрите, найдите у кого вторая часть пазла, чтобы получить целое изображение.
Дети, разбиваются на пары, собрав из двух частей пазл-изображение времени года.
Воспитатель: Итак, все нашли свою пару? Посмотрите на собранный вами пазл. На нем размещена цифра, которая обозначает номер вашего стола для исследования. Находим свой стол и присаживаемся.
Дети парами садятся за столы.
Воспитатель: Мы готовы к исследованиям. Рассмотрим все, что у вас находится на столах. Кто видит непонятный предмет, поднимает руку и спрашивает.
Если у детей возникает вопрос воспитатель переадресует вопрос детям: «Кто может рассказать, что это за предмет?»
Воспитатель: Перед началом исследования разомнем руки.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику
Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года- это все вокруг… Природа.
Воспитатель: Теперь рассмотрите перфокарты, распределите обязанности между собой и приступайте к проведению опыта.
Дети самостоятельно проводят опыты. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Опыт № 1 «Образование теней».
Цель: понять, как образуется тень.
Материал: экран на подставках, фонарик, игрушка (машина, фигура животного, вырезанная из картона (собачка).
Ход опыта. Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, понаблюдать за её тенью. Далее ставить разные предметы поочередно и наблюдать за их тенью.
Результат детей : Тень всегда повторяет силуэт предмета, на который направлен свет.
Вывод: Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Тень всегда повторяет силуэт предмета, на который направлен свет. Тень всегда одного цвета – черного.
Опыт № 2 «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы».
Цель: Понять, какие предметы образуют тень, а какие пропускаю свет.
Материал: Книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон белого цвета, фонарик, экран на подставках.
Ход опыта. Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.
Результат: За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое (нечеткое) изображение появляется позади листа бумаги.
Вывод: Книга, картон - непрозрачные предметы, свет не пропускают. Лучи света, падающие на «непрозрачный» предмет, образуют тень от предмета. Бумага - полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней - расплывчатая тень. Прозрачный предмет свет пропускает и тень не образует.
Опыт № 3 «Несколько теней».
Цель: Понять, как образуется несколько теней.
Материал: фонарик – 2-3 шт., экран на подставках, фигурка.
Ход опыта: установить экран, перед экраном поставить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени. Включить второй фонарик, направить на фигуру, не выключая первый фонарик – посмотреть сколько теней образовалось. Включить третий фонарик, направить на фигуру, не выключая первых два фонарика – понаблюдать сколько теней у фигуры стало.
Результат: Лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду. Не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень. От трех фонариков получилось три тени.
Вывод: От одного предмета, например, от фигурки, может быть несколько теней, если на нее направлено несколько источников света.
Опыт № 4 «Чем выше источник света, тем короче тень».
Цель: Понять зависимость тени от высоты источника света и почему тень исчезает.
Материал: фонарик, лист бумаги (А4, фигурка, карандаш.
Ход опыта: на стол положить лист бумаги, на лист установить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени. На листе бумаги карандашом отметить длину тени от фигуры. Поднять фонарик выше фигуры – посмотреть на тень от фигуры и карандашом отметить её длину. Поднять фонарик над фигурой – понаблюдать за тенью и отметить её длину.
Результат: когда фонарик на уровне фигуры – тень длинная. Если фонарик поднять выше фигуры тень становится короче, а если фонарик поднять над фигурой – тень совсем исчезает.
Вывод: чем выше источник света, тем короче тень (например, утром и вечером тени длиннее, чем днем).
Опыт № 5 «Тень и свет».
Цель: Понять, как меняется тень, в зависимости от расстояния до источника света.
Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.
Ход опыта: установить экран, перед экраном поставить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени. Рассмотреть изменения тени, передвигая фигуру: сначала ближе к экрану и дальше от источника света, затем дальше от экрана и ближе к источнику света.
Результат: Когда фигуру приближаем к экрану, её тень становится четкой; а когда фигуру приблизить к источнику света (фонарику) – её тень увеличивается и становится расплывчатой.
Вывод: Чем ближе предмет к источнику света, тем тень становится больше, её контур расплывчатый; чем дальше предмет от источника света, тем тень становится меньше и четче.
Опыт № 6 «Движение тени».
Цель: Понять, как образуется тень и почему она двигается.
Материал: фонарик, экран на подставках, фигурка.
Ход опыта: установить экран, перед экраном поставить фигуру. Включить фонарик, направить на фигуру на ее уровне и посмотреть на образование тени (убедиться, что тень соответствует очертанию фигуры, имеет черный цвет, тень четкая). Затем водить фонарик то вправо, то влево. Посмотреть, как перемещается тень то в одну сторону, то в другую. Определить: если фонарик перемещается влево, то тень двигается вправо и наоборот.
Вывод: Очертание предмета и тени схожи; если источник света двигается в одну сторону, то тень от предмета будет перемещаться в другую.
Воспитатель: Ребята, заканчиваем наши исследования и собираемся на поляне.
Дети по очереди встают и присаживаются на ковер для обсуждения результатов опытов.
Для создания атмосферы таинственности воспитатель включает звук потрескивания костра, сверчков.
Заключительная часть
Воспитатель: Давайте поделимся результатами опытов друг с другом. Кто первый хочет нам рассказать о результатах своего исследования?
Дети по очереди рассказывают о полученных выводах.
Опыт № 1 «Образование теней».
Вывод: Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Тень всегда повторяет силуэт предмета, на который направлен свет. Тень всегда одного цвета – черного.
Опыт № 2 «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы».
Вывод: Книга, картон - непрозрачные предметы, свет не пропускают. Лучи света, падающие на «непрозрачный» предмет, образуют тень от предмета. Бумага - полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней - расплывчатая тень. Прозрачный предмет свет пропускает и тень не образует.
Опыт № 3 «Несколько теней».
Вывод: От одного предмета, например, от фигурки, может быть несколько теней, если на нее направлено несколько источников света.
Опыт № 4 «Чем выше источник света, тем короче тень».
Вывод: чем выше источник света, тем короче тень (например, утром и вечером тени длиннее, чем днем).
Опыт № 5 «Тень и свет».
Вывод: Чем ближе предмет к источнику света, тем тень становится больше, её контур расплывчатый; чем дальше предмет от источника света, тем тень становится меньше и четче.
Опыт № 6 «Движение тени».
Вывод: Очертание предмета и тени схожи; если источник света двигается в одну сторону, то тень от предмета будет перемещаться в другую.
Воспитатель: Исследования мы провели. Давайте теперь посмотрим, как это происходит на самом деле заглянув в космическое пространство с вершины «Кудыкиной горы».
Воспитатель демонстрирует видео о вращении Земли.
Воспитатель: Мы с вами все выяснили, можно возвращаться домой. Одеваем плащи и отправляемся в обратный путь. Чтобы ваш путь был светлым и безопасным я вам за исследовательскую работу дарю фонарики. Включаем фонарики и за волшебным лучом летим домой!
Скажем всем гостям ДО СВИДАНИЯ!
Под музыку дети выходят из группы.