Папки-передвижки

Конспект НОД «С голубого ручейка» по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Наталья Ахметшина
Конспект НОД «С голубого ручейка» по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять знания детей о разнообразии водных ресурсов. Обогащение у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении воды и возникновении реки в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой. Формировать элементарные представления о реках, о том, как появляется река, о речных обитателях. Знание рек родного края;

Публикация «Конспект НОД „С голубого ручейка“ по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, а так же умению наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки исследуемого объекта. Развивать познавательные способности, мышление, коммуникативные навыки;

- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, экологическую культуру.

Словарная работа: глобус, родник, исток, русло реки.

Методические приемы:

Словесные (беседа, рассказ, загадки, указания).

Наглядные (ИКТ, рассматривание, показ, сюрпризный момент).

Практические (опытно-экспериментальная деятельность).

Игровые (физкультминутка, динамическая пауза).

Материалы к занятию: глобус, звукозапись журчания воды, презентация «Какие бывают реки?; оборудование для проведения опытов; сюрпризный момент – «Капитошка».

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов о водных ресурсах родного края; макеты водоемов, рассматривание иллюстраций из книги «Мой Ямал»; разучивание физминуток; игры «Ручеек», «Мы – капельки», рассматривание энциклопедий, занятия по социальному и природному миру.

I. Организационный момент.

(звучит журчание воды)

- Ребята, что слышите?

- Приятно журчит вода? (Когда мы слышим журчание воды, нам становится спокойно, мы успокаиваемся.)

1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня наше занятие будет очень содержательным, интересным, много узнаем нового. И для этого вы должны внимательно слушать, принимать участие в беседах.

2. Беседа о воде. Сюрпризный момент.

- Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды. И к нам на занятие из этого журчания воды попала одна капелька. Вот она. Ее зовут – Капитошка. (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.

- Ребята, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? (На листочках цветов, которые мы опрыскивали, в кране.)

- Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнавать много интересного.

- Ребята, когда капельки воды собираются вместе, то получается много воды.

- Скажите, где живет вода в природе? (в реках, озерах, в морях, океанах)

- Посмотрите, ребята, у нас здесь стоит глобус – модель нашей планеты Земля.

- Каким цветом обозначается вода на глобусе? (синим)

(показ слайдов- 1,2,3,4)

- Реки нашего края впадают в великую реку России – в Волгу.. Истоками речек являются родники, дающие начало ручьям. От слияния маленьких ручейков образуются мелкие речушки и речки, а из них постепенно появляется мощная, сильная, полноводная река, несущая свои воды в море. Весной реки широко разливаются, затопляя поймы рек. Летом воды в реках становится меньше, и они текут более спокойно.

Д/Игра «Я начну, а ты продолжи» (игра с мячом).

- Наша Родина – Россия.

- Мы с вами – россияне.

- Столица нашей Родины – город Москва.

- Наш край называется … – Ямал.

- Мы живем в поселоке --- Ханымей.

- Столица нашего края – город Салехард.

Продолжение беседы. (показ слайдов – 5,6,7)

- Ребята, говорят «Где вода – там жизнь». Как вы понимаете эту поговорку? (высказывания детей)

- Всему живому, в том числе, и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет.

(слайды - «Пустыня», «Берег реки»).

- Взгляните на эти картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так – берег реки.

- Отличаются эти картинки? Чем отличаются (высказывания детей)

- Из этого можно сделать вывод. Какой? (рассуждения детей) Правильно, там, где вода – растут травы, деревья, цветут сады, живут разные животные, насекомые, птицы. И люди селились около рек, т. к. вода в реках – это источник жизни. (слайд – 8,9)

Наш поселок Ханымей, тоже построен у маленькой реки, которую коренные жители ненцы называют Чучу – яха, что в переводе означает «темная вода». А вода в реке действительно темная, потому что на её дне много торфа. (слайд-10,11)

- Ну, а теперь, мы с вами сами побудем ручейками и реками.

Физкультминутка. («Ручейки – река»)

(Дети- «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)

д/и «Какие бывают реки». (Игра «Наоборот», Слайд -12,13)

- Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка)

- Речки и реки бывают разные. Есть реки равнинные, а противоположное – горные.

Тихие – быстрые.

Широкие – узкие.

Прозрачные – мутные.

Короткие – длинные

I. Экспериментальная деятельность.

Опыт «От чистого истока»

- Ребята, подойдите ко мне, посмотрите, что я для вас приготовила. (показывает поднос)

- А теперь, возьмите пакет с манной крупой и высыпьте на поднос, сейчас мы с вами будем создавать свою маленькую реку.

_ Как вы думаете, что ещё нам нужно для создания нашей реки? (ответы детей : вода, песок, растения, камни, рыбы и др.)

- Правильно. Нужна вода (емкость с водой, лучше пластиковая бутылка, песок нам заменит крупа, есть у нас и кумушки, которые мы с вами собирали для нашей коллекции камней и речные обитатели (мелкие игрушки рыб)

- С чего начинается любая река? (ответы детей)

_ Правильно, с истока.

_ А как называется место, где протекает река? (русло реки).

- Давайте с вами сделаем русло нашей будущей реки. (действия детей)

- Подумайте, что еще можно добавить? (камушки, растения,)

- А теперь, внимание! Теперь, аккуратно начинаем поливать и нас смотрите: с маленькой струйки начинает появляться река.

(Дети самостоятельно поправляют «берега» для реки, её русло, дополняя камушками и рыбками).

VII. Итог занятия.

Воспитатель:

- Посмотрите, какая чудесная речка у нас получилась! Чистая, с берегами и с речными жителями! Молодцы, ребята! А теперь, давайте поиграем в игру:

Д/Игра «Если бы ты был рекой».

- Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)

• Не бросать в реки разный мусор.

• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.

• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.

• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.

• Не рвать водные растения.

Воспитатель:

- Ребята, понравилось вам наше занятие?

- Что интересное вы узнали?

- Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы так много знаем о реках, и как беречь воду в реках и в других разных водоемах.

Литература:

1. Ануфриева Н. А. Родиноведение. Саранск, 1991.

2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа). М. ,2004.

3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет М. ,2010.

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-7 лет. В. ,2002.

5. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир. М. ,2001.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе д\с. Экология. В. ,2004.

7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе д\с. Познавательное развитие. В. ,2004.

8. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С. -П. ,2004.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС» (выступление.

Активизация познавательно — исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Активизация познавательно – исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Слайд 2 «…Познание входит в мир детства.

Игровой час «С голубого ручейка» по экологическому воспитанию детей старшей группы Цель: Формирование уважительного отношения к природе. Задачи: Обучающие :учить культуре поведения на природе. Развивающие: Закрепление знаний.

Инновационные подходы в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» .

Конспект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Про утку и курицу» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности.

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет «Вода, водичка…» Культурная практика Познавательно – исследовательская деятельность. Форма представленности цели /тип исследования Закреплять знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «С голубого ручейка» по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 19:37
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «С голубого ручейка» по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ахметшина (УИ 249423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД