Нина Радионова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Встреча с Лунтиком»
Радионова Нина Алексеевна
Цель:
Создать обстановку доверия, хорошего настроения, заинтересованности. Развивать познавательные интересы детей, совершенствовать навыки связной речи.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
Задачи:
Образовательные
• Активизировать словарь.
• Продолжить формировать представления о жизни людей на Земле.
• Закрепить умение ориентироваться на карте и глобусе.
• Воспитывать любовь к своей стране.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе „Встреча с Лунтиком“» размещена в разделах
• Продолжить формировать умение оформлять свои высказывания
грамматически правильно.
• Развивать связную речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности, доброжелательного отношения друг к
другу.
Предварительная работа: чтение сказок про Лунтика и его друзей, просмотр мультфильма о Лунтике, игры с глобусом, дидактические игры по экологии
"Можно-нельзя".
Материал и оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальное сопровождение, глобус, мягкая игрушка -Лунтик, мяч, презентация "Планета в опасности!", игра "Собери цветы", макет полянки и речки, бабочки для игры на речевое дыхание, два прозрачных контейнера с почвой, 2 стакана водой (в одном - вода чистая, в другом - грязная). 2 ведерка, мелкий мусор для игры, макет планеты с картинками, витаминки на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.
На лице она цветёт,
И от радости растёт.
Что это? (Улыбка)
- Правильно! Давайте улыбнёмся друг другу и подарим нашим гостям радостное настроение!
Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры. А сейчас
послушайте одну интересную историю.
"Однажды на Луне родился малыш. "
Воспитатель: О ком идет, речь?
Дети: о Лунтике.
Воспитатель: А как Лунтик попал на нашу планету? (упал с Луны)
Воспитатель: А вы, ребята все смотрели мультфильм о Лунтике?
Каким был Лунтик в мультфильме? (веселый, очень добрый, честный и
справедливый).
Воспитатель: Ой! Что это за шум? (звучит музыка выхода Лунтика)
(воспитатель заносит и показывает детям Лунтика)
Сегодня Лунтик решил посетить наш детский сад и нашу группу.
Давайте поздороваемся с Лунтиком! Здравствуй Лунтик! А как еще можно его поприветствовать (добрый день, мы рады тебя видеть, здравствуй,
приветствуем тебя, добро пожаловать к нам в гости и т. д.)
Сегодня Лунтик попал к нам в детский сад. Лунтик ещё ничего не знает о вас, но хочет подружиться с вами. Хочет чтобы вы рассказали ему о себе, о
планете на которой живете. Он просит вас научить его тому, что вы уже знаете и умеете. Поможем?
Воспитатель: Лунтик, а вот наши детки, самые лучшие на свете.
В нашей группе малыши, до одного все хороши. Ребята, расскажите Лунтику о своих друзьях. (Рассказы детей).
(Саша) Лиза самая добрая и красивая. Мы всегда находим для себя интересные занятия. Она всегда делится со мной игрушками.
(Лиза) Саша самая веселая девочка! Мы с ней никогда не обижаем друг друга.
(Ваня) Данил очень умный, любит придумывать веселые истории. Знает
больше всех стихотворений. Он всегда мне помогает если я что-то не умею делать.
(Алена) Моя подруга Алиса самая веселая у нас девочка в группе. Каждое утро она одевает костюм какого-либо героя. Мы весело играем.
(Алиса) Когда у меня плохое настроение, Алена всегда приходит ко мне на
помощь, выручает. Иногда мы ссорились, но обиды проходили очень быстро,
потому что мы лучшие друзья.
(Саша) Я очень рада, что у меня есть такая хорошая, умная. Ей можно
доверить все свои секреты и тайны.
(Лиза) Саша хорошая, добрая. Она всегда мне помогает и с ней никогда не
бывает скучно. Если мы встречаемся вместе, мы часто смеемся, потому что нам хорошо. Мы с ней любим рисовать, играть в куклы, бегать.
Данил. Мой друг Артем. С ним интересно играть. Ему 4 года, а мне 5. Я ему во всем помогаю.
(Мирон) Тимофей самый сильный в группе, добрый, веселый. У него много игрушек. Он всегда дает мне ими поиграть. Он не жадина.
Воспитатель: Так живем и не тужим. Все вместе крепко дружим!
Воспитатель: Дети, а расскажите Лунтику, куда он попал. Как называется наша планета?
И как же нам быть, ребята? А как можно посмотреть на нашу планету? (вносится глобус)
Воспитатель.
Глобус - это уменьшенная модель нашей планеты. Посмотрите, какая наша планета красивая, разноцветная. Это не только наш с вами дом, но это еще дом для животных, птиц, насекомых. Ребята, кто хочет рассказать о нашей планете? (Земля очень большая и круглая. На ней есть реки, озера, моря. Океаны, реки и моря обозначены синим или голубым цветом, а белым ледяные пустыни. Есть суша. Зелёный цвет обозначает равнины; жёлтый - возвышенности. Наша Земля очень красивая. А красивая она, потому что
живая. На ней живут люди. Обитают животные, растут растения. Почему они все могут жить на нашей планете (есть воздух, вода, пища, тепло и свет).
Игра с мячом.
• Кто живет на планете Земля? (люди, животные, насекомые, рыбы, птицы)
• Сколько на ней времен года (зима, весна, лето, осень)
• Зачем нужен воздух? Вода? (пить, купаться, умываться, поливать растения и т. д.)
• Какое дерево и летом и зимой зелёное? (сосна, ель)
• Самое высокое животное на планете? (жираф)
• Самое быстрое? (гепард)
• Какая птица самая большая? (страус)
• Почему нашу планету называют Голубой планетой?
• Какой из материков самый жаркий на планете?
• Какое животное называют кораблем пустыни?
• Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
Воспитатель: Ребята, Лунтик увидел из космоса что планета грустная.
Он услышал что она тихонько плачет. Может она болеет?
А давайте посмотрим картинки, которые хочет показать нам Лунтик.
Презентация (Показ картинок с изображением загрязнения окружающей среды).
Воспитатель: Всё понятно, на лицо глобальные загрязнения воздуха, воды, почвы. Планета в большой опасности. Она болеет.
Как вы думаете? Почему это случилось? (построили много заводов, фабрик, которые сливают отходы в реки и моря. Дым выходит из труб и загрязняет воздух. Нефть из танкеров сливается в моря и океаны. Увеличивается количество свалок мусора вблизи городов)
Воспитатель. Планета наша загрязняется. Нужно это прекратить!
Ребята, а чтобы стать настоящими любителями природы надо много знать и уметь.
Игра "Можно- нельзя" (можно- хлопать, нельзя - топать)
• Вырубать деревья и кустарники? (нельзя).
• Сажать цветы? Деревья? (можно).
•Забирать домой детёнышей животных? (нельзя).
• Бросать в речку мусор, бутылки? (нельзя)
• Собирать мусор в ямку и закапывать? (можно).
• Рвать большие букеты полевых цветов? (нельзя)
• Любоваться полевыми цветами? (можно).
• Разжигать в лесу костер? (нельзя)
• Беречь лес от пожара? (можно).
• Бросать в лесу мусор? (нельзя)
• Слушать в лесу громкую музыку? (нельзя)
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете правила поведения в природе.
Ребята, посмотрите. На этой полянке совсем недавно росли красивые цветы, порхали бабочки. А что с ней случилось? Вы бы захотели отдыхать на этой полянке? Чем она вам не нравится? Что необходимо сделать, чтобы полянка стала красивой (собрать на полянке мусор и вновь посадить цветы).
Воспитатель. Давайте соберем мусор в ведра и посадим цветы.
Игры: "Собери мусор", "Посади цветы" (дети складывают из частей цветочки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите как стало красиво! Растут яркие цветочки, летают бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим как они красиво кружатся.
Гимнастика на речевое дыхание " Бабочки".
Зарядка с Лунтиком.
(дети идут дальше подходят к речке)
Речка: Я болею, я мелею, погибаю, умираю.
У меня беда – грязная вода.
Люди, как не стыдно вам,
Набросали всякий хлам:
Доски и опилки, ведра и бутылки.
Не ступить ногой на дно все засорено оно.
Помощь ваша мне нужна,
Умираю, гибну я…
Воспитатель: Дети, что надо сделать чтобы речка не погибла?
Дети: собрать мусор и больше не бросать его в воду.
Игра "Помоги речке".
Воспитатель. Как еще можно заботиться о воде?
(Не оставлять мусор на берегах рек и озер, не бросать его в воду. Экономить воду, не забывать закрывать кран).
Опыт. Загрязнение почвы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите у меня два контейнера с почвой и два стакана с водой.
Чем отличается вода в стаканах? (в одном - чистая, в другом - грязная)
Воспитатель: эта грязная вода осталась после стирки белья. Она со стиральным порошком.
Куда сливают грязную воду после стирки ваши родители? (в раковину)
Воспитатель. По длинным трубам эта грязная вода выливается за городом.
А что будет с землей, если ее полить такой грязной водой? Полейте один контейнер с почвой чистой водой, а другой грязной. Что изменилось? (в первой емкости почва стала влажной, но чистой, а в другом побелела, покрылась белым осадком).
Ребята, а если бы вы стали цветочком или деревцем, какую бы вы выбрали водичку чтобы напиться. Что бы вы сказали людям, которые загрязняют почву? О чем бы их попросили?
Воспитатель:
Чему научил нас этот опыт? (Почву загрязнять нельзя. Это приносит вред животным, насекомым, червячкам, кротам.
Воспитатель: Ребята посмотрите это макет нашей планеты Земля. Рядом с ней на столе много разных картинок. Выберите и наклейте на макет только те, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии (бабочки, грибы, цветы, птицы и т. д.).
Дети наклеивают картинки-пожелания, воспитатель помогает. Коллаж рассматривают все вместе.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Какая игра вам понравилась больше всего?
Воспитатель: Ребята, Лунтику очень понравилось у вас в гостях. Он просит вас разрешить ему остаться в группе. Он узнал от вас много нового и интересного о вашей планете.
(Лунтик угощает детей "лунными" витаминками)