Войчук Елена Сергеевна
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Войчук Елена Сергеевна (подготовительная группа)
Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Форма работы: Познавательно-речевая деятельность
Цель: Развитие творческих познавательных способностей в процессе разрешения противоречивых ситуаций при изучении времени года – осень.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программные задачи: 1) Познакомить детей с названиями осенних месяцев в старину.
2) Формировать умение делать выводы в ходе исследовательской деятельности.
3) Развивать познавательную мотивацию и умственную активность через опыты; развивать речь.
4) Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. (Дети встают в круг, улыбаются)
- Я хочу загадать вам загадку. Послушайте, пожалуйста.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень)
- Правильно, осень. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
- Ребята, послушайте замечательное стихотворение про осень, которое нам прочитает Машенька.
***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Спасибо, очень красивое стихотворение)
- Ребята, а вся ли осень одинакова, как вы думаете? (ответы детей)
Подходят к трем изображениям осени (ранней, «золотой», поздней)
-Давайте посмотрим, что изображено на картинках? Скажите, отличаются ли они друг от друга? А можно ли дать каждой из этих картинок название? А можно ли назвать их по месяцам? (называем месяца)
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда присаживайтесь и внимательно слушайте!
1. Сентябрь называли рябинником. Как вы думаете, почему придумали такое название? (потому что в это время появляются плоды рябины). Еще одно название сентября – хмурень. Он как бы намекает на изменение погодных условий, пасмурное, хмурое небо, частые дожди.
2. Октябрь – листопадник. (потому что опадают листья). Это месяц, в котором начинается обильное опадание листьев. Из-за частых дождей и сырой погоды можно услышать ещё одно название – грязник. Октябрь на Руси называли и листобоем, желтнем из-за золотой осени. Он пропах капустой, поэтому – капустник.
3. Ноябрь называли снеговей и зимник. От первого снежка в начале, месяц переходит к настоящим сугробам и морозам (становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и сейчас я предлагаю поиграть.
Игра с картинками (по 4 картинки на каждый месяц).
До занятия прикрепить на одежду детям круги (красные, желтые и голубые).
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением осени.
- Вы, наверное, обратили внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3-х цветов: у кого-то они красные, у кого-то желтые, у кого-то голубые. Сейчас я вам объясню задание, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до 3-х.
Задание: тем, у кого красный круг, тот выбирает себе картинку сентября; желтый – октября; голубой – ноября.
Итак, 1, 2, 3.
Дети под музыку выбирают картинки.
Проверяется правильность выполнения задания. Похвалить детей. Если ребенок ошибся, уточнить, почему он так решил?
(Слышится шум ветра) Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо, (машем руками на лицо)
Закачалось деревцо. (поднимаем руки, качаем над головой)
Ветер тише, тише, тише. (приседаем)
Деревцо все выше, выше. (поднимаемся на носки)
Дети проходят, садятся на стульчики.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам описать, что происходит осенью, какие явления, погода, настроение.
- Я буду называть начало предложения, а вам необходимо его закончить. А за ваш правильный ответ я дам вам листик. Поможете мне?
Игра «Осенние слова»
Осенью листья какие? (пестрые, осенние, золотые, бордовые, багряные,)
Осенью настроение… (хорошее, веселое, бодрое, печальное, грустное)
Осенью часто погода бывает… (ветряной, холодной)
Небо покрывают тучи какие… (серые, темные, дождливые)
В начале осени бывают дни… (ясные, светлые, безоблачные)
Поздней осенью дни бывают… (пасмурные, ветреные, холодные)
- Посмотрите, у нас у каждого есть красивый лист.
Физкультминутка:
Мы, листики осенние,
На веточках сидели. (плавное покачивание руками вверху над головой)
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели. (руки в стороны)
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (плавное покачивание руками вверху над головой)
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (присели)
Дети отдают листья воспитателю.
- Посмотрите, какой красивый букет получился!
Проблемный вопрос:
- Ребята, скажите, а когда листья растут на дереве, они питаются чем-нибудь или нет?
Как вы думаете? (ответы детей, столкновение мнений)
- Кто же прав?
Проводим опыт с лупой.
Дети подходят к столу и рассматривают строения листа с помощью лупы.
- Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа.
Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка».
Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
- Как я уже сказала, у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и через жилки листочек питаются влагой.
- Какой делаем вывод, питаются листья или нет? (листья по жилкам и черешок питаются от дерева) Кто оказался прав?
Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
- Как вы думаете, сухие листья – это мусор? Нужно их сжигать или нет? (ответы детей. Столкновение мнений)
Кто прав?
Показ презентации про то, что листья нельзя сжигать.
Какой делаем вывод? (листья сжигать нельзя, их необходимо закапывать) Кто оказался прав?
Какие вы молодцы.
Скажите, пожалуйста, а что интересного, нового вы сегодня узнали?
А какое настроение у вас от нашей работы? Попрошу взять желтый лист, если настроение хорошее, красный – грустное. Посмотрите, какой получился букет и какое настроение в группе.