Кудинова Елена Владимировна
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 5–6 лет «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад
Задачи:
1. Образовательные:
Обобщить представления о характерных признаках зимы, весны, лета, осени.
Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (почва, вода, тепло, свет).
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Время года» (явления природы; названия птиц: грач, скворец, соловей, аист, ласточка и т. д. ; признаки предмета и действия. Закрепить приметы всех времён года. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 5–6 лет „Новые приключения Дюймовочки, Сказка на новый лад“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
2. Развивающие :
Развивать зрительное внимание, мышление, диалогическую речь, тактильную чувствительность.
3. Воспитательные:
Воспитание эмоционально - положительного, бережного отношения к природе. ---Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, карта для путешествия по сказке, зерна пшеницы, 2 горшка с землёй в 1- луковица цветка, во 2 – цветок, лейка с водой, картинки – признаки времён года, медиа проектор, записи песен и звуков природы.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», наблюдение за изменениями в природе на участке, беседа о признаках зимы, рассматривание и обсуждение иллюстраций времён года.
Ход.
Организационный момент.
Воспитатель. «Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть давайте все вместе возьмёмся за руки, улыбнё мся и скажем друг другу: Доброе утро! Молодцы!
Я приглашаю вас увлекательное путешествие в мир сказок и фантазии. Сегодня наш путь лежит в хорошо вам известную сказку, а какую вы догадаетесь сами.
Ребята, посмотрите, какой чудесный, волшебный цветок стоит у нас на столе! Как вы думаете из какой он сказки?
Дети: «Дюймовочка!»
Воспитатель: «Как же мы проверим, правильно ли мы догадались или нет?»
Дети: «Цветок должен открыться.»
Воспитатель: «Правильно, молодцы! Но цветок, же у нас волшебный, поэтому надо сказать волшебные слова и выполнить волшебные движения. (1,2,3 – хлопки в ладоши, цветочек расцвети ладони в «бутоне» и раскрываются). Цветок раскрылся внутри Дюймовочка,Эльф и Колобошка.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, Дюймовачка не одна! Она пришла к нам вместе с Эльфом. Именно так заканчивается сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Но у них появился новый друг - Колобошка.
Мне кажется у нас получиться новая сказка и я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников и сочинить новую сказку «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад». Согласны?
Тогда давайтеприсядем на сказочнуюполянку смотрите, слушайте, что произойдёт дальше и помогайте сочинять сказку».
Запись «Голоса природы, весенняя. Капель, птицы поют, т. д.».
Воспитатель: Ой, Чьи это голоса?
Дети: «Птицы поют….»
Воспитатель: «В какое время года привела нас сказка?»
Дети: «В весну!»
Воспитатель: «Пришла Весна, солнышком растопила снег и побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез на солнышко погреться. Вернулись птицы из теплых стран.
Вот и начало нашей сказки. Чтобы она была интересней надо вспомнить, какие птицы вернулись с юга?
Дети: «Ласточки, грачи, соловьи, иволги, кукушки и т. д.»
Воспитатель: «Как вы думаете, какой перелётной птице Дюймовочка обрадуется больше всего?»
Дети: «Ласточке!»
Воспитатель: «Почему?»
Дети: «Ласточка и девочка помогли друг другу и стали друзьями.»
Воспитатель: «Правильно, молодцы! А вы знаете, как птицы разговаривают?
Ласточка - щебечет, кукушка - кукует, сова – ухает, воробей – чирикает.
Ласточка в подарок принесла корзинку с волшебными зернышками и карту.
Ребята посмотрите внимательно на карту. Что на ней нарисовано?
Дети: «Времена года.»
Воспитатель: «Верно, мы с вами отправляемся в путешествие по временам года!»
Воспитатель: «В какое время года мы попали в первую очередь, посмотрите на карту?»
Дети: «В весну.»
Воспитатель: какие месяцы мы встретим на пути?
Дети: «Март, апрель, май.»
Воспитатель: «Молодцы! Дюймовочка хочет поиграть с вами в интересную игру, которая называется «Как весной меняется природа».
Я начну а вы продолжите (зернышко передают по кругу и называют приметы весны).
• Тает снег, бегут ручьи,
• На деревьях набухают почки, появляются первые цветы,
• Появляются первые листочки,
• Прилетают птицы,
• Появляются первые насекомые,
• Распускаются первые цветы,
• Люди сажают цветы, деревья, сеют семена.
Воспитатель: «Молодцы, очень хорошо!»
Воспитатель: «Посмотрите в нашей корзинке семена разного цвета, а я знаю, что у Дюймовочки есть подружка Золушка, и Дюймовочке нужна наша помощь. Нам нужно рассортировать разные семена в разные корзинки (на дне корзинки изображение ромашки).»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите: какой цветок спрятался на дне корзинки? Как он называется?
Дети: «Ромашка».
Воспитатель: «Дюймовочка очень любит ромашки, но весной их не находит, почему? Какие цветы распускаются первыми?
Дети: «Подснежники, и т. д.»
Воспитатель: «А когда появляются ромашки?» (Ответ детей).
Воспитатель: «Да, ребята, мы попали в следующий временной период - лето.»
Воспитатель: «И я предлагаю вам сейчас пройти за столы и выполнить небольшое задание. Нам нужно записать с помощью волшебных «зернышек» сколько слогов в слове ромашка.
Дидактическая игра «Чем лето отличается от весны»
Воспитатель: «А еще летом появляется много лягушек.»
Воспитатель: «Посмотрите, (на экране лягушки танцуют) наша лягушка весёлая и добрая, приглашает все на полянку веселиться и танцевать.»
Физкультминутка Песенка из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Уважаемые сказочники скажите, пожалуйста, какое время года наступает после лета?
Звучит музыка осеннего дождя, падает осенний листок.
Воспитатель: «Ой, ребята, как вы думаете, это листочки из нашего весёлого лета?»
Дети: «Нет, это осенние листочки.»
Воспитатель: «В какое время года мы попали?»
Дети: «Осень».
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, что происходит с природой осенью?
А для тог чтобы вспомнить, я предлагаю заглянуть в наши волшебные зернышки, в них спрятаны небольшие подсказки. Что внутри? (буквы) нам с вами нужно вспомнить как можно больше явлений или осенних примет на эти буквы. (листопад, становится холодно, солнце светит реже, много грибов, заготовки на зиму, частый дождь, слякоть.)»
Воспитатель: «Ребята, а кто помог Дюймовочке весной? Приютила ее и спасла от холода и голода?».
Дети: «Мышка приютила девочку и спасла её от голода и холода?»
Воспитатель: «Почему девочке было тепло, уютно, сытно в норке у мышки?»
Дети: «Она делает запасы на зиму и утепляет норку.»
Воспитатель: «Какие еще животные делаю запасы на зиму. Как они готовятся к зиме?»
Дети: «Белка, суслик, крот, ежик делаю запасы на зиму».
Воспитатель: «Дело в том, что животные все вместе собирали припасы и запутались где чьи находки. Я предлагаю нам с вами им помочь. Разделить запасы в соответствии с ростом животного. У меня есть вот такие зернышки они разного размера. Обратите внимание кто из животных самый большой, а кто самый маленький. Расставьте зернышки в правильном порядке».
Падает снежинка, звучит музыка «вьюга».
Воспитатель: «Ой, как холодно, завывает вьюга, какое время года нас ждёт впереди?»
Дети: «Зима».
Воспитатель: «Интересно, кого же мы встретим зимой? Ребята, посмотрите, здесь чей-то портрет. Давайте подумаем, кого из героев сказки мы сможем встретить зимой? Ласточку встретим? Почему? А мышку? И т. д.
Но все же чей это портрет. Это зайчик. А почему мы его встретили зимой в лесу?»
Воспитатель: «Наш зайчик очень любит петь песенки. Он меня чуть-чуть научил. У него есть даже помощники певцы, они нам с вами помогут научиться. Сейчас мы попробуем попеть с каждым из них. (Детям раздаются «смайлики-певцы» с изображением гласных звуков [а], [о], [у], [и].)Давайте повторим за ними! Как первый смайлик поет свою песенку? Посмотрите на его рот: он широко открыт «(окошко»). Второй певец: при [о] – губы немного округлены и выдвинуты вперёд («хоботок», третий: при [у] – губы максимально выдвинуты вперёд («трубочка», четвертый: при [и] – губы в улыбке, видны зубки («заборчик»).
Воспитатель: «Молодцы ребята!Наше путешествие по временам года подходит к концу. Все четыре времени года не заметно пролетели. Но пока мы путешествовали некоторые приметы перепутались и их надо срочно вернуть в свои сказки : весну, лето, осень, зиму. (Рефлексия ИКТ игра «Что когда»).
Теперь всё в порядке.
Воспитатель: «У нашей Дюймовочки скоро день рождения, ведь она родилась прекрасным весенним днём. Её друзья Эльф и Колобашка, решили сделать ей подарок, вырастить из луковицы цветок. Они посадил его сейчас зимой, полили и спрятали в тёмное место, что бы Дюймовочка не нашла. Как вы думаете когда они собираться его дарить, цветок вырастет? Почему? Что Эльф и Колобашка сделали не правильно?»
Дети: «Надо поставить цветок на свет и поливать.»
Воспитатель: «Как вы думаете, куда надо поставить цветок, что бы он быстрее вырос?»
Дети: «На подоконник.»
Воспитатель: «Совершенно верно. Ребята мне кажется, что мы тоже можем сделать ко дню рождения Дюймовочки- букетик ее любимых ромашек.
На картинке Колобашка начал рисовать ромашки. А вы в группе их дорисуете и раскрасите. До новых встреч!»