Ирина Карпухина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
с детьми 6 лет
Тема: «По следам осени»
Форма проведения: игра-путешествие
Место проведения: музыкальный зал
Цель: Развитие связной речи, формирование интеллектуальных познавательно - речевых умений детей.
Программные задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- развивать внимание, чувство ритма, остроты слуха, чувство выразительно - речевого интонирования, рече - двигательную координацию;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
-закрепить знания о характерных свойствах овощей и фруктов;
-закрепить навык образования прилагательных от существительных;
- активизировать словарный запас детей;
- воспитывать отзывчивость, целеустремлённость, самостоятельность;
- продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;
- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
Интегрируемые образовательные области:
1. Познавательное развитие
2. Речевое развитие
3. Художественно-эстетическое развитие
4. Физическое развитие.
Методы и приё мы:
Словесный: пояснения, указания, рассказ, беседа;
Наглядный: рассматривание;
Игровой: игровая мотивация, использование игровых ситуаций Практический: собственная речевая деятельность детей.
Словарная работа.
Закрепление и активизация в речи детей названий осенних месяцев, примет, изменений в природе, прилагательных, образованных от существительных; закрепление умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными, уметь подбирать слова – действия по содержанию предложений, отвечать на вопросы полным ответом.
Оборудование и материал:
Гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, муляжи овощей и фруктов, два обруча, кубики с изображением овощей и фруктов с цифрами, волшебный мешочек с раскрасками осени, красками и кисточками, емкость с волшебной водой для рассекречивания надписи в письме - (вода + йод, толстая кисть, карандаши, цветные листы с осенними листьями разных деревьев, магнитная доска, запись волшебной, таинственной музыки, запись с шумом дождя.
Предварительная работа:
Образовательные области Совместная образовательная деятельность детей Взаимодействие с родителями
Речевое развитие
Беседы об осени
Разучивание стихов и поговорок об осени
Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы
Заучивание массажа спины
Выполнение артикуляционной гимнастики
Словесная игра «Наоборот», «Назови действие», «Возвратим осени память»
Составление рассказов по картине.
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина
Разучивание ритмодекламации «Варим борщ» Рекомендации родителям:
Предложить родителям познакомиться с пословицами и приметами осени,
разучить с детьми небольшие стихотворения об осени.
Д/игра «Узнай по контуру»
Объяснить взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, наступления осени и труда.
Познавательное развитие
Наблюдение за деревьями на прогулке
Рассказы о том, какие происходят изменения в природе с приходом осени, о разнообразии листьев, их цвете, форме.
Чтение познавательной литературы.
Дидактическая игра «С каких деревьев листья?»
Знакомство с фруктами и овощами.
Д/И «Определи на ощупь»,
«Отгадай на вкус», «Собери урожай», «Разложи по порядку»
Отгадывание загадок.
Просмотр познавательного фильма «Сентябрь, октябрь, ноябрь» Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми иллюстрации об осени, совершить экскурсию на природу, полюбоваться осенней красотой. Запечатлеть
красоту осени в рисунке.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование осени, даров осени, лепка осенних деревьев, закрашивание по контуру, вырезывание осенних листьев, рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», прослушивание фонограммы музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
Поделки из природного материала
Пластический этюд «Я –кленовый листочек»
Сбор осенних листьев, плодов для коллекции.
Изготовление поделок из природного материала на тему: «Дыхание осени»
ХОД
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
-Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза.
Раз, два, три – волшебство скорей приди!
Под таинственную музыку в зал залетает гелевый шарик с письмом, написанным лимонным соком.
Воспитатель ловит шарик с письмом, удивляется:
-Ух ты, что это? Давайте посмотрим, что в нем.
-Это какой-то чистый лист. Я ничего на нем не вижу. Что же это может быть?
-Ребята, а разве бывают такие письма?
Дети: да, они могут быть написаны секретными чернилами.
-А как же узнать, что в нем написано?
Ответы и предположения детей.
-У меня есть волшебная водичка, я думаю, что она нам поможет.
Когда-то, давным-давно, секрет ее поведала мне одна добрая фея. Давайте проверим.
Воспитатель смачивает письмо волшебной водой, и на нем проявляется надпись «сундук».
- Оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, именно его нам надо найти.
Включается таинственная музыка, под нее дети ищут сундук.
Дети находят сундук, засыпанный осенними листьями, открывают его, достают из него план - карту, рассматривают. Воспитатель вешает ее на доску.
Эта карта приглашает нас в путешествие по следам осени. Вы готовы? Но, прежде, чем отправиться, вы должны пройти испытание, ответив на мои вопросы. Я хочу узнать, много ли у вас накопилось знаний об осени?
Разомнем наши язычки, чтобы красиво и правильно отвечать на вопросы:
Раз - скорее улыбнись.
Два - язык опустим вниз.
Три - язык наверх потянем.
На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по небу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.
-Молодцы! Теперь готовы отвечать?
-Какое сейчас идет время года?
-Сколько месяцев длится осень?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Какой месяц начинает осень?
-А после сентября?
-А после октября?
-Чем осень отличается от других времен года?
-Что за золотые монетки падают с деревьев?
-Какой период осени называют «золотая осень»?
-Почему мы не слышим птичьих голосов?
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ!
Отвечайте на вопросы,
Хоть совсем это не просто
Отвечайте «да» иль «нет»
Одно слово тут ответ.
Проводится игра «да-нет»
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
-Молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы.
Теперь настала пора оправляться в путь. А первое направление нам подскажет карта (обращаются к ней). Видят осенние листочки.
Сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки (включается музыка, дети кружатся, превращаясь в листочки.
- Дима, в какой листочек превратился ты?
(в дубовый)
-Полина, а ты? (дети высказываются).
Дети превращаются в листочки.
-А сейчас сядет тот, кто скажет наоборот:
Ранняя – поздняя,
Мокрый – сухой,
Длинный – короткий,
Теплый – холодный,
Ясный – пасмурный,
Глубокий – мелкий,
День – ночь,
Черный – белый.
Дети отвечают, называя прилагательные – антонимы.
- Осень кругом рассыпала листья, давайте узнаем, что за листочки? Мы снова превратимся в ребят, сядем за столы и узнаем, какие листья рассыпала осень?
Включить спокойную музыку.
Дидактическое упражнение «Обведи по точкам и назови, какой листочек»
-Олеся, какой листочек получился у тебя?
-А у тебя, Настя?
Включается шум дождя.
Пусть бушует непогода за окном-
Что нам унывать!
И в такое время года
Можно поиграть.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне,
А, ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж:
Дожик бегает по крыше
-Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше
-Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите,-
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте,
Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте,
Бом! Бом! Бом!
Встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.
Постукивают пальчиками.
Поколачивают кулачками.
Поглаживают ладошками
Снова обращаются к карте, видим фрукты-овощи.
-Какие вы знаете фрукты и овощи?
-Что можно приготовить из овощей?
-Что можно приготовить из фруктов?
Игра «Давайте посчитаем?» игра проводится с помощью кубиков с картинками.
-Посчитайте сколько всего овощей и фруктов?
-Какой по счету огурец?
-Какая по счету морковь?
-Какой по счету апельсин?
-А что находится между томатом и бананом?
А теперь закрывайте глаза. Воспитатель переворачивает картинки на обратную сторону, где находятся цифры, из них выстраивают цифровой ряд и отвечают, какой фрукт стоял на втором, четвертом месте?
Возвращаемся к нашим фруктам и овощам
Игра «Варим суп-компот».(под музыку)
Дети делятся на 2 команды –
Одна – варит компот, другая - суп.
-А какие супы можно приготовить из овощей?
(ответы детей)
Предлагаю вам сварить борщ.
«Варим борщ» (ритмодекламация)
Кастрюлю с водой ставим на огонь
Варим борщ, варим борщ
Вкусный овощной (2 раза) .
Раз картошка, два картошка, варится картошечка! (2 раза).
От капусты стало густо, гуу-сто (2 раза) .
Варим борщ, варим борщ
Вкусный овощной (2 раза).
Свеклу и морковку чик, режем чик, ловко чик (2 раза) .
Красные помидоры (2 раза).
Варим борщ, варим борщ
Вкусный овощной (2 раза) .
Добавляем – перец сладкий –м (2 раза) .
Лук, лучок, петрушка и укроп (2 раза).
Все сварили? Или что забыли?
Посолить!
Посолили, фу, сварили!
И гостей всех угостили!
Приятного аппетита!
-Вкусный борщ у нас получился?
-Ребята, что же еще показывает нам карта? Давайте посмотрим. Видят сундук.
-А наш сундук непростой – это копилка народных мудростей. В него мы сложим народные пословицы об осени.
-Давайте я начну:
От осени к лету поворота нету.
Давайте теперь вы кладите.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Кто осенью спит, тот зимой голодный будет ходить.
Коли ясно, то и осень прекрасна.
-Дети, вы замечательно говорили, наш сундучок пополнился вашими мудростями.
Звучит вновь волшебная музыка.
Воспитатель вместе с детьми заглядывают в сундук, наполнился ли он народными мудростями и находят в нем разноцветный мешочек с книгой раскрасок, краски и кисточки. Это нам осень приготовила такой подарок. Давайте его возьмем с собой, а вечером раскрасим и назовем нашу книгу «По следам осени» и поместим в книжном уголке.
-Вам понравилось наше путешествие?
-Что вам понравилось? И мне понравилось, хорошо отвечали, много знаете об осени.
(берут подарки и уходят в группу) Дети берут подарки и уходят в группу.