Марина Максимова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа : старший дошкольный возраст
Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется);.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- развивать мышление, умение детей решать проблемные задачи;
- закрепить умение детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.
Предшествующая работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром
Материалы и оборудование: воздушные шары; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; лимон, апельсин, чеснок в контейнере от киндер яйца; карточки - обозначения свойств воздуха; медали «юный исследователь»
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Мы много говорим о природе, но давайте вспомним, что относится к живой природе?
- Что относится к не живой природе?
- А сейчас внимательно послушайте загадку. Если отгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (воздух).
- Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
Приветствие детей
Ответы детей
Ответы детей
II. Основная часть
Воспитатель: ребята, присядьте, пожалуйста, на лавочки.
Воспитатель: посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что случилось с синим шариком? Он стал какой- то грустный, маленький.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Воспитатель: хорошо, сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри? Чем мы его надули?
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется, вы знаете?
Воспитатель: В лаборатории надо выполнять определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию прямо в группе.
Воспитатель: давайте встанем и начнем наши опыты!
Воспитатель: ребята, чтобы изучить воздух, давайте попробуем его поймать.
Дети: надо его посильнее надуть.
Дети: воздух, воздухом.
Дети: лаборатория.
Воспитатель: первый эксперимент «Поймай невидимку»
Говорят, что воздух может принимать любой объем и любую форму. Так ли это? Давайте проверим!
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Воспитатель: да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Что в нем находится?
Воспитатель: действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он стал похож?
Воспитатель: изменился ли цвет пакета? Можем ли мы, посмотрев сквозь пакет, увидеть очертания предметов?
Вывод: мы выяснили, что воздух может принимать объем любой формы. Кроме того, воздух прозрачный, он не имеет цвета, бесцветный.
Воспитатель: присядьте, пожалуйста, на стульчики.
Дети: он пуст.
Дети: ответы.
Дети: на шарик, на подушку, на кошку
Дети: ответы
Воспитатель: второй эксперимент «Почувствуй невидимку».
Давайте проведем следующий эксперимент!
Можно ли почувствовать воздух?
Воспитатель: хорошо, давайте проверим. Возьмем острую палочку и осторожно проколем пакет. Теперь поднесем пакет к лицу и резко сожмем его. Что вы чувствовали?
Воспитатель: воздух можно почувствовать?
Вывод: мы с вами поймали воздух, а потом его выпустили. Таким образом, мы убедились, что воздух можно почувствовать. Он нас окружает! Воздух вокруг нас.
Воспитатель: молодцы, вы были внимательны. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.
Ответы детей
Ответы детей
Физкультминутка
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте с вами вместе
Мы попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Воспитатель: а теперь, ребята, я предлагаю вам пройти к экспериментальному столу. Нас ждут новые открытия!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Воспитатель: третий эксперимент «Рассмотри невидимку».
Ребята, как вы думаете, можно ли увидеть воздух?
Воспитатель: мы сейчас будем изучать воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой. Перед вами стаканчики с водой, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. (Выходят пузырьки, пузырьки воздуха).
Воспитатель: пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была?
Воспитатель: пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: а теперь подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Воспитатель: четвертый эксперимент «Узнай невидимку по запаху»
Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Давайте понюхаем воздух вокруг нас. Есть ли у него запах?
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поделиться на подгруппы и по запаху определить, что находится в волшебных пакетиках
( Детям предлагается отгадать запахи: лимона, чеснока, апельсина).
Воспитатель: какой запах вы почувствовали?
Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли воздух свой запах?
Вывод: чистый воздух ничем не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
- А мы сейчас это узнаем. - Ребята, скажи мне, что такое ветер? - Какой бывает ветер? - Мы можем почувствовать движение воздуха?
- А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха. - Назовите по каким признакам мы это видим?
(Качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
- А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Пятый эксперимент «Движение воздуха»
- Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
- А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
- Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ветер – это и есть движение воздуха.
Ответы детей
III. Заключительная часть
Рефлексия.
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы сегодня говорили.
1. Воздух может принимать любой объем и любую форму
2. Воздух не имеет цвета.
3. Воздух легче воды.
4. Воздух не имеет запаха.
5. Воздух движется.
6. Мы дышим воздухом. Он часть природы
Воспитатель: молодцы, ребята! Вы все были внимательными, активными исследователями! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юные исследователи» и вручить медали.
Предлагаю вам рассказать родителям о проведенных опытах и предложить вместе поэкспериментировать.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.
Спасибо!
(Дети закрепляют на магнитной доске карточки – схемы).
ответы детей