Сорокина Юлия
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Вы слыхали о воде?»
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
Свойства воды»
Цель:
Формирование представлений детей о разнообразных свойствах воды, через познавательно - исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Вы слыхали о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Познакомить детей с основными свойствами воды, с разнообразными способами исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.
Развивающие задачи:
Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно - следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы.
Обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера.
Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Воспитывать интерес к практической деятельности.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды.
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
• Чтение сказки «Путешествие Капельки».
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
Методические приё мы:
словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;
наглядный метод: показ.
Оборудование:
Глобус, капельки – наклейки, капельки на ленточке на каждого ребёнка (из бумаги, фартуки на каждого ребенка, стаканчики с водой и с молоком на каждого ребёнка, пуговицы, трубочки для сока, сахар, соль, куб, шар, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, чеснок, лимон, стаканчики с разведённой краской на каждого ребенка, пипетки, банки с крышками и краской, таз с водой, песок речной, камешки, листья, фантики от конфет, марля для очистки воды, рыбки для пруда, магнитная доска, журнал для детей «Маленькие академики».
Ход НОД:
1 часть. Вводная (информационно – познавательная) :
Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей).
А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу. А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем,
И игру начнем.
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А вы знаете, что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)
- Совершенно верно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где расположены моря, океаны, а где суша, то есть материки.
(показать на глобусе материки, моря, океаны)
- Ребята, а как вы думаете, что на глобусе показано синим цветом?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы. Воспитатель обращает внимание, что на магнитной доске расположен плакат о значении воды на Земле из журнала «Маленькие академики»).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, у меня есть капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки воды.
«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!
– Подумайте, живут ли капельки воды в уголке природы?
– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).
– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).
– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).
- Как вы считаете, в теле человека состоит из воды?
- Совершенно верно, наш с вами организм, наше тело так же состоит из воды. Вода нас окружает повсюду, и мы не можем прожить без неё. Жизни на нашей планете не существовало, если бы не было воды на ней. Поэтому каждый из вас получает капельку – значок.
- А теперь настало время отдохнуть.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) :
- Ребята, сегодня мы хотим пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).
- Вы хотите узнать с каким веществом мы будем проводить опыты?
- Об этом вы узнаете из загадки. Её вам загадает Виталина.
Чтоб под солнцем не засохнуть,
Всем растениям нужна
Чистая, прозрачная, прохладная (вода).
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Нам предстоит серьезная работа.
- Пройдемте к нашим лабораторным столам.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)
- Давайте наденем фартуки и сядем за столы.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. «Буря в стакане».
Ребята, как вы думаете, есть ли в воде воздух?
Проведём эксперимент. Возьмите трубочку и опустите её в стакан с водой, теперь подуйте в трубочку. Что получилось? (Пузырьки в воде, круги на воде).
Вывод: вода пропускает воздух и насыщается воздухом. Значит в воде растворён воздух.
Опыт 2. «Вода – растворитель».
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Опыт 3. «Какой формы вода»?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую чашечку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую тарелочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте
они растекаются, в ямках собираются,
а в землю впитываются их не видно,
только земля влажная. Итак, вода
не имеет формы.
Опыт 4. «Какого цвета вода?»
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).
- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные?
- Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём к столику волшебства.
- Ребята, с водой можно проводить не только опыты, но и показывать фокусы – превращения. (На столике банки с прозрачной водой).
- Хотите узнать, что произойдёт, если мы встряхнём баночки?
- Посмотрите, что случилось с водой? (Она окрасилась).
- Ава догадались, как произошло это превращение?
- Далее мы с вами переходим к столику «Экологический макет». (Чтение экологической сказки и выполнение экспериментальных действий).
Экологическая сказка
Жил – был маленький Прудик, а в нём плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Подуйте сильно на воду в тазик так, как это делал ветер. Что стало с водой) В прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев.
(Бросайте в воду камешки, наблюдайте как на воде образуются круги. Где оказались камешки? Давайте насыплем в воду песок и подождём некоторое время. Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Бросьте в воду листья. Что происходит с листьями в воде)
Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нём теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался ещё сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. (Бросьте в таз фантики. Где находятся фантики? Видны ли теперь камешки в пруду).
Прудику сделалось плохо. Вода сделалась грязной, и он загрустил.
- Подумайте, дети, что нужно сделать, чтобы Прудику было хорошо? (Очистить воду.)
-Дети, именно по такому принципу происходит очистка питьевой воды на специальных станциях очистки воды.
Вы теперь поняли, почему прогуливаясь у реки, озера, ручья нельзя бросать мусор в воду. Это вредит не только нам с вами, но и обитателям водоёмов.
3 часть. Заключительная:
- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?
- Расскажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что полезного мы с вами сделали?
- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,
вы сегодня были настоящими лаборантами. Впереди нас ждёт ещё много открытий!