Наталья Васильева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему : «Извержение вулкана»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
• Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
4. упражнять детей в чтении схем-моделей.
• Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Активизация словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.
Предварительная работа.
Изучение вулканов : виды, строение; опасности, которые они в себе таят; рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, различных карт, глобуса; чтение энциклопедий; отображение знаний в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, коллективной аппликации).
Оборудование для экспериментирования:
• макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;
• лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Вводная часть (мотивация)
- Здравствуйте ребята!
- К нам пришел на занятие пончик. Ему сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные ребята. Он давно мечтал отправиться в путешествие и увидеть вулкан.
- Поможем?
Игровое задание «Помоги Пончику разгадать название полуострова».
- По пути к нам, Пончик получил письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем? ПОНЧИК! ПРИГЛАШАЕМ ТЕБЯ И ТВОИХ ДРУЗЕЙ ПОСЕТИТЬ НАШ ПОЛУОСТРОВ…
- Ой, здесь, к сожалению, стерты буквы, и не видно на какой полуостров нас приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок.
- Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название острова, куда нас с вами приглашают?
Ребус: раздать детям картинки с изображением предметов и предложить их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.
1 - кукла
2 - апельсин
3 - мяч
4 - часы
5 - аист
6 - тарелка
7 - кошка
8 - автобус
К А М Ч А Т К А
- Какое у нас получилось слово?
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Основная часть.
- Ну что давайте собираться в путь? Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта?
- Путешествие на Камчатку. Показ и обсуждение презентации «Вулканы»
Слайд 2. А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»?
Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.
Слайд 3. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.
Слайд 4. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.
Слайд 5. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.
Слайд 6. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.
Слайд 7. Твердая порода называется пемза.
Слайд 8. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Слайд 9,10,11 Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога, удалось раскопать этот погибший город. В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.
Слайд 12. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов?
- Какую пользу может принести вулкан?
Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.
- Вот мы и на полуострове. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся!
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть". Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать. Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Последний раз огнём дыхнул. (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Что перед нами? (макет) .
На какую геометрическую фигуру он похож?
- Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана!
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Вначале объяснить детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказать как он опасен. Затем, предложить детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее чайную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Я добавляю в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливаю полученную смесь в жерло вулкана (сода).
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
- Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?
Ребята, что у нас получилось? Как извергается наш вулкан?
Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.
- А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой.
Что произошло, они утонули?
Как вы думаете, почему они не утонули?
Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом. Ответы детей
ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети рассказывают, что происходит. Делают вывод.
Ответы детей.
Заключительная часть
- Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад.
Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали?
Что узнали нового?
Ответы детей.
Ответы детей.