Ирина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну Безопасность
Актуальность
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения детей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Путешествие в страну Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Не только в детском саду, но и за воротами детского сада детей могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Физические возможности детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде.
Дети дошкольного возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, а так же и безопасность образовательного процесса.
Для детей дошкольного возраста мы рассмотрим только те виды опасностей, с которыми могут столкнуться наши дети.
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование знаний детей о правилах безопасности на дороге, на улице, в лесу и дома;
Задачи:
1. Познавательные (Образовательные) задачи:
- создать условия для получения детьми знаний о безопасности на дороге, на улице, в лесу, дома;
- развивать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации;
- актуализировать знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на дороге, на улице, в лесу, дома;
- мотивировать детей к самостоятельному изучению основ личной безопасности на дороге, на улице, в лесу, дома;
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать о безопасности на дороге, на улице, в лесу, дома;
- сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома;
- учить детей пользоваться номером телефона: 112
2. Развивающая задача :
- формировать навыки безопасного поведения, на дороге, на улице, в лесу, дома;
- развивать память, логическое мышление, внимание;
- продолжать развивать умение, выслушать друг друга, не перебивать;
- формировать осторожность и осмотрительность.
3. Воспитательная задача:
- воспитывать культуру поведения на улице, в лесу, дома, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
- воспитывать сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Словарная работа:
активизация словаря в ходе занятия.
Предварительная работа:
- рассматривание дидактического материала из серии уроки для дошкольников «Уроки безопасности», «Дорожная азбука», «Правила маленького пешехода», «Расскажите детям о бытовых приборах», «Безопасность на улице и дома»; плакатов по безопасности;
- беседы о безопасности в детском саду, на дороге, в лесу, дома и на улице;
- дидактические игры: «Азбука безопасности», «Можно - нельзя», «Будь внимателен»;
- чтение художественной литературы по теме;
- рисование «Я шагаю по улице», «Твоя безопасность».
Формы организации коллективной деятельности:
совместная деятельность педагога с детьми.
Современные технологии: игровые технологии.
Методы и приемы: наглядные (использование наглядного материала);
словесные (стихотворения, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей); игровые (игра, сюрпризный момент).
Материалы и оборудование: Шарики, стульчики, светофор, кружки разного цвета (красный, жёлтыё, зелёный, синий, карточки с изображением дорожных знаков, телефон. Карточки с изображением ножа, спичек, таблеток. Картинки с изображением леса, «Розетка не трогай», «Если кто- то в дверь стучится».
ХОД:
Воспитатель: «Встаньте рядышком друг другу, словно месяц, - полукругом» (дети встают полукругом). Дружно скажем мы друг другу «Доброе утро».
Дети: «Доброе утро».
Воспитатель: Чтоб у нас весь день был добрым, чтобы настроение было хорошее. Давайте ещё улыбнёмся друг другу.
(Дети улыбаются)
Воспитатель: Ребята, мы часто говорим с вами о правилах поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу, на дорогах. Но вы ещё должны знать о том, что чтобы ваша жизнь и здоровье были в полном порядке, а родные и близкие радовались вашим успехам и достижениям, вы должны соблюдать правила безопасности!
- Ребята, а вы знаете, что такое безопасность?
Ответы, рассуждения детей.
Воспитатель: Безопасность – это состояние человека, при котором ему никто ничто не угрожает.
Воспитатель: Мир окружающий нас, разнообразен и удивителен, но он скрывает и много опасностей. И мы должны с вами научиться защищаться от них, а чтобы научиться защищаться от опасностей я приглашаю вас совершить занимательное путешествие в страну безопасности, где нас ждут необычные станции. Совершить наше путешествие предлагаю на воздушном шаре. (Воспитатель показывает воздушный шар, сделанный из стульчиков и шариков)
Воспитатель: Занимаем места и отправляемся в путь. (Дети занимают места)
Остановка первая «Правила дорожного движения».
Ребята, на дорогах вы каждый день видите много транспорта: машины, автобусы, машины скорой помощи, пожарные машины и т. д. Чтобы люди и машины жили в дружбе, чтобы машины не сталкивались друг с другом и не сбивали детей, существуют правила дорожного движения. Существует множество дорожных знаков (демонстрация знаков с пояснениями). Одним из главных регулировщиков на дороге является светофор, у которого существует три цвета. (Воспитатель показывает светофор, Вы знаете, что это за цвета?
Ответы детей (зеленый, желтый и красный).
Воспитатель:
Правильно, зеленый, желтый и красный. А вы знаете, как они расшифровываются?
Ответы детей (зеленый – иди, желтый – готовься, красный – стой).
Воспитатель: Правильно: зеленый с человечком – иди; желтый – готовься; красный с человечком – стой. А вы знаете, кто такие пешеходы?
Ответы детей (Это люди которые ходят пешком по дорогам)
Воспитатель: Правильно, пешеходы, это люди которые ходят пешком по дорогам. Существуют такие понятия, как пешеходный переход, проезжая часть, тротуар. По проезжей части можно ходить?
Ответы детей (нет)
Воспитатель: Конечно, нет, там проезжают автомобили, а где можно ходить?
Ответы детей (по пешеходному переходу, по тротуару).
Воспитатель: Правильно, по пешеходному переходу, по тротуару.
Давайте поиграем в игру «Цветные автомобили»
(В одном краю группы располагаются дети с цветными кружком в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными кружочками. Он поднимает кружочек какого-нибудь цвета. Дети находит у себя такой цвет, и бегут по группе в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда кружок опускается, возвращается на место. Затем воспитатель поднимает кружок другого цвета.)
Воспитатель: А сейчас занимаем свои места и продолжаем наше путешествие. Остановка «Безопасное поведение на улице»
Воспитатель: На улице очень много незнакомых людей. При встрече с незнакомым человеком, вы должны соблюдать следующие общие правила поведения с незнакомцами:
• Не начинать и не поддерживать разговоры с незнакомцами на улице.
• Не соглашаться идти куда-либо или залезать в машину, чтобы посторонний человек не говорил или предлагал.
• Не брать ни сладостей, ни игрушек, ни иных, подобного рода вещей от незнакомого человека, а также не верить обещаниям подарков или угощений. Следует отвечать, что ничего не требуется.
• Если незнакомец пытается насильно увести или схватить вас, следует громко кричать, звать на помощь, драться, отбиваться всеми возможными способами, привлекая внимание окружающих людей.
• О любой попытке контакта или о самом контакте с незнакомцем следует обязательно сообщить родителям.
• Не стоит задерживаться на улице с наступлением темноты.
Физ. минутка: Я однажды потерялся, (изобразить испуг)
Только быстро догадался. (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться)
Посмотрел туда-сюда (повороты)
Нету мамы – вот беда. (развести руки в стороны внизу)
Побежал направо я (бег на месте)
Мама не нашлась моя. (руку “козырьком”)
Побежал налево я (бег на месте)
Мама не нашлась моя. (руку “козырьком”)
Повернулся я вокруг (поворот вокруг себя)
Может быть увижу вдруг. (руку “козырьком”)
Нету. Я решил стоять (руки скрестить на груди)
И на месте маму ждать.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, занимаем свои места. Третья остановка «Безопасность в лесу»
Воспитатель: Сейчас поговорим о том, как соблюдать правила безопасности в лесу. (Воспитатель демонстрирует картинку с изображением леса) Безопасность ребенка в лесу - превыше всего! Послушайте рекомендации по безопасности в лесу :
• Ни в коем случае не ходите в лес одни – вы можете заблудиться. В лес вам можно ходить только с взрослыми.
• Будьте внимательны – идя по лесу, следите за тем, чтобы не уходить далеко от взрослого.
• Выбирайте яркую одежду. Весной и летом нежелательны зеленые и темные цвета, осенью – коричневые, а зимой лучше не выбирать серый и белый цвета. Кроме этого, на одежду можно пришить светоотражатели.
• Летом в лесах полно клещей, укусы которых могут привести к тяжелым заболеваниям (энцефалит, болезнь Лайма). Поэтому обязательно следите, во что вы одеты – обязательно должны быть штаны и закрытая обувь. Брюки лучше заправить в сапоги. Не будет лишней и обработка поверхности одежды специальными средствами от насекомых.
• Ни в коем случае нельзя трогать неизвестные грибы и кушать неизвестные ягоды, которые растут в лесу – они могут ядовитыми.
• Во избежание укусов шмелей, ос и пчел, ни в коем случае нельзя махать руками, а, наоборот, нужно оставаться неподвижными.
• Не подходите к животным, которые, на первый взгляд, кажутся безобидными – они могут укусить его и заразить бешенством.
Воспитатель: И самое главное, сегодня почти каждый ребенок должен имеет при себе мобильный телефон. Пожалуйста, научитесь им пользоваться и запомните номер телефона, по которому всегда можно обратиться за помощью. Запомните простую и ё мкую фразу: «Если случилась беда – звони один-один-два!» Как только вы запомните номер 112, вы будете знать, что в любой беде вам обязательно помогут – приедут на пожарной машине, прилетят на вертолете, приплывут на катере! Сделают все, чтобы вас спасти! И ни за что не оставят вас беде!
Воспитатель: Если вы будите следовать простым и понятным рекомендациям, то вы обезопасите свою жизнь и здоровье.
-А сейчас давайте попробуем позвонить по телефону и набрать номер 112.
Игра: Телефон
Воспитатель: Садимся все дружно и продолжаем наше путешествие. Четвёртая остановка «Безопасность дома»
Воспитатель: Сейчас предлагаю побеседовать о том, какие опасности вас поджидают дома и как себя вести в той или иной ситуации, когда взрослых рядом нет.
Воспитатель: Ребята, если в дверь кто - то стучится, сразу вы откроете дверь? Или спросите: «Кто стучится?»
Ответы детей.
Воспитатель: Когда ты дома один – не открывай никому дверь, даже если человек, который за ней стоит, говорит, что его прислали твои родители.
стихотворение:
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь! И звони 112
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Острый, с ручкой, его использует мама, когда готовит кушать.
Ответы детей (Нож)
Воспитатель: Что может случиться при неаккуратном обращении с ножом?
Ответы детей: Можно порезать палец, наткнуться, пораниться самому или поранить кого-нибудь.
Воспитатель: Будьте внимательны и аккуратны, обращаясь с ножом и только в присутствии взрослых, если вам разрешат им пользоваться.
Воспитатель: У всех дома есть спички, для чего они нужны?
Ответы детей: Спички нужны, чтобы зажечь свечу, развести огонь.
Воспитатель: Не играйте со спичками – это опасно. Спички детям не игрушка. Вам брать их нельзя.
Воспитатель: У каждого дома есть таблетки и лекарства, а для чего они нужны?
Ответы детей: Лечить от болезней: живот, горло и т. п.
Воспитатель: А какие от них опасности?
Ответы детей: Можно много выпить и отравиться.
Воспитатель: Правильно! Можно много выпить и отравиться. Поэтому их брать нельзя.
Воспитатель: В каждом доме есть Электричество. Это наш самый первый помощник. Но оно очень опасно для детей.
Стихотворение:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!
Воспитатель: Любые предметы и вещи могут быть одновременно и полезными для человека и подвергать его большой опасности. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать несколько правил, которые помогут избежать неприятностей:
• Не впускай в дом незнакомца;
• Не играй со спичками;
• Не бери острые предметы без разрешения взрослых;
• Будь внимателен и осторожен с электроприборами и розетками;
• Не бери лекарства и таблетки.
Воспитатель: Ребята ну вот и всё, закончилось наше путешествие в страну Безопасности. Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей
Воспитатель: Я надеюсь, что вы хорошо запомнили все правила безопасности.
-А что вы расскажите родителям о нашем путешествии в страну «Безопасность»?
Ответы детей
Стихотворение:
Много правил есть на свете,
Вы должны запомнить дети.
В спички лучше не играть,
Дверь чужим не открывать,
На дороге есть прибор,
Под названием светофор,
Что бы не было беды.
На него всегда гляди,
Не бери без просу нож.
И запомни где живешь,
А в лесу вы не шалите,
В лес со взрослыми ходите,
Что б на помощь Вам позвать
Нужно номер один знать
112 помни ты
И в беде всегда
звони.