Ишутина Елена Владимировна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Природа республики Башкортостан» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Природа Республики Башкортостан»
Тема: «Природа Республики Башкортостан».
Доминирующая область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Природа республики Башкортостан“ в старшей группе» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Башкортостана. Животные, растения
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с природой Республики Башкортостан.
Задачи:
образовательная: формировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края. Продолжать закреплять умение согласовывать речь с движениями.
развивающая: развивать мышление, память и внимание.
воспитательная: воспитывать любовь, гордость, бережное отношение к природе родного края.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: карта РБ, иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, диких животных и птиц, аудиозапись пения птиц, шума леса.
Предварительная работа: Рассматривание карты РБ, пальчиковые игры, чтение стихотворений.
Ход занятия.
Орг. момент:
Включается аудиозапись со звуками природы.
Д. - Что это за звуки?
В. - Это звуки природы.
Основной этап.
- Сегодня мы с вами узнаем новое о природе нашего родного края. Но для начала скажите, что такое природа?
- Все, что нас окружает : леса, горы, реки, озера, животные, птицы, насекомые - это и есть природа. Наши леса богаты деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами, животными, птицами и насекомыми.
- У нас в Башкортостане есть леса, лесостепи, тайга, национальные парки и заповедники, которые охраняются. Одно из заповедных мест – Бурзянский заповедник.
Словарная работа.
Заповедник – участок, где оберегаются и размножаются редкие и ценные растения и животные.
-Заповедники нужны для того, чтобы сохранить в нетронутом виде, хотя бы некоторые места земли.
Артикуляционная гимнастика.
«Тихо - громко», «Ау».
Речевая игра «Что нельзя делать в заповеднике».
В заповеднике нельзя:
- ловить рыбу,
- охотиться,
- строить дома, заводы, фабрики,
- заниматься хозяйственным трудом,
- рвать траву, цветы.
Дидактическая игра «Посели в заповеднике».
Детям раздаются предметные картинки (растения, животные, птицы). Они должны выбирать те картинки, которые относятся к этому заповеднику.
Физкультурная минутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают-
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились (выполняют движения)
Дидактическая игра «Угадай дерево».
Дети отгадывают загадки о деревьях и подбирают иллюстрацию.
1. Он в лесу, как витязь встанет
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это …
В. - Дуб – могучее, красивое дерево, растёт медленно, не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами.
2. Белый низ, зелёный верх-
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши …
В. - Берёза – белоствольное, изящное дерево. Растёт быстро, не боится морозов, любит свет. Сок, листья и берёзовые серёжки обладают целебными свойствами.
3. Над её густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным мёдом лечит …
В. - С цветов липы полезен и липовый мёд.
4. Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щёголь.
Догадались? Это…
В. -Тополь растёт очень быстро, крона у него очень большая, хорошо задерживает пыль. Когда тополь начинает цвести, бывает много пуха.
5. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках горчинка.
Что за деревце? …
В. - Рябина тонкоствольное, стройное, с резными листьями и алыми, горькими на вкус, ягодами – дерево.
6. Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков – иголки.
Назови деревья! …
В. - Ель, сосна – это хвойные породы деревьев. Обладают так же целебными свойствами. Ёлка — символ новогоднего праздника.
- Это, конечно, не все деревья и кустарники, которые растут в заповеднике, есть много других.
Рассматривание картины «В лесу».
В. - В Бурзянском заповеднике, водятся много различных животных. Вот лось – большой зверь с тяжёлыми рогами, которые он сбрасывает в начале зимы. Лоси живут в лесах и питаются растениями.
Зайцы бывают беляки и русаки. У белого зайца уши короче, чем у русака.
Вот лисица, так же живёт в лесу, приносит пользу тем, что ловит мышей.
Белка проводит свою жизнь на деревьях, где в дуплах прячет свои запасы – орехи, ягоды, семена.
Это волк. Он хищник и санитар леса. В заповеднике обитают бурые медведи, рыси, косули, бурундуки, белки, волки. Из птиц здесь встречаются кукушки, совы, дятлы, голуби. Также в лесах живут некоторые виды змей и ящериц.
Дидактическое упражнение «Поставь предлог».
Зайка сидит (за) кустом.
Гриб растёт (под) сосной.
Лоси стоят (у) стога сена.
Лиса выглядывает (из-за) куста.
Незабудки тянутся (к) солнцу.
В. - Заповедники – это острова спасения для растений и животных.
Игровое упражнение «Собери из частей картину».
(Дети собирают разрезные картинки «Птицы»)
Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили?
-Дети, скажите, как нужно относиться к природе?
- Молодцы! Вы сегодня многое узнали о природе нашего края, и многое еще предстоит узнать!
В. - Сейчас послушайте стихотворение, которое написала девятилетняя девочка.
«Берегите природу».
Берегите природу!
Не рубите деревья,
Не загрязняйте реки.
Ведь воздух и вода,
Главное в жизни человека!
Не губите животных,
Ведь они чьи-то дети.
А важнее детей ничего нет на свете!
Не губите природу!
Берегите природу!
Без неё на Земле,
Не бывать и народу!