татьяна иванова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Австралия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Тема:"Путешествие в Австралию".
Цель. Знакомство с Австралией и его обитателями.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Австралия“» размещена в разделах
- Животные Австралии
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- уточнить знания о том, что Австралия находится близко от экватора и это обстоятельство обуславливает жаркий климат на континенте;
- обобщить знания детей об особенностях климата разных зон, животного и растительного мира Австралии;
- уточнить представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Развивающие задачи:
- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты ;
- развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, любознательность;
- умение участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, приучать детей к самостоятельности суждений.
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- дополнять ответы друг друга;
- продолжать учить аргументированным ответам на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к природе, ее обитателям,
- бережное к ней отношение,
- чувство гордости за уникальность планеты Земля.
Оборудование для занятия:
- глобус;
-мультимедийная установка;
- подборка слайдов о природе Австралии;
- набор картинок для дидактических игр с изображениями животных, деревьев
/ эвкалипт, бутылочное дерево, акация, папоротник древовидный, береза, казуарина/;
- спортивный инвентарь: кубы, дуги и т. д. ;
- доска;
- указка; эвкалипт, бутылочное дерево, акация, папоротник древовидный, береза, казуарина/;
- голоса и звуки животных Австралии в записи;
- ноутбук;
- киви, манго, авокадо, апельсин, лимон;
- мяч;
- кенгуренок Кеша / плоскостная фигура/;
- макет пустыни;
- рефлексивный экран.
Предварительная работа:
- знакомились с картой мира, глобусом;
- просматривали документальные фильмы о животных;
- смотрели видеофильм про животный мир Австралии;
- слушали голоса и звуки австралийских животных;
- смотрели в ютюбе " Шишкина школа. География. Часть 1."
- читали энциклопедии о животных и растениях;
- были даны задания родителям: в выходные дни вместе с детьми почитать интересные факты об Австралии;
- смотрели мультфильма «Австралия»;
- проводили познавательные беседы, проблемные ситуации "Что такое климат?", «Глобус - маленькая модель Земли», «Растения пустынь и джунглей», «Животные Австралии»,"Что произойдет, если. ";
- рассматривали иллюстрации разных природных зон;
- проводили дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто где живет», «Что за зверь, что за птица», «Кто лишний?», «Угадай животное», «Кто чем питается»," Цепочка";
- играли в сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Зоопарк», «Путешествие на корабле»;
- подбирала стихи, загадки, картины и иллюстрации;
- отгадывали загадки;
- составляла картотеки дидактических, подвижных игр.
Словарная работа: саванна, редколесье, флора и фауна, казуарина
Ход занятия:
I часть -вводная.
- Ребята, а в любите путешествовать?
- Да!
- Хорошо. Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительную страну, про которую мы уже знаем из книг, сказок, видеороликов, а какую, скажите сами, отгадав загадку:
Это чудо материк,
Он красив и невелик
И на нем всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь. / в Австралии/
- А где же находится эта Австралия, кто сможет показать ее на глобусе?
- Правильно, ребята, посмотрите, мы с вами здесь /показать/, а Австралия здесь /показать/.
- Как вы думаете на чем мы сможем туда отправиться?
- На самолете, на корабле.
- Чтобы нам быстрее туда добраться, мы полетим на самолете. /Включить звук гула самолета/.На самом деле туда очень далеко, лететь нужно 15 часов. Во время полета мы с вами поиграем:
Вот сегодня поутру
Мы в Австралию слетаем! / руки в стороны/
Подружимся с Кенгуру, /руки в замке/
Поиграем с ним в игру! / хлопки по коленкам поочередно каждой рукой /
Мышцы с ним по напрягаем, /пальчики тянем, не разжимая/
Попугаев попугаем! /руки разжимаются и сжимаются/
По тропинкам по горячим, /бежим пальчиками по ногам /
Побежим мы и поскачем! /топаем ногами/
Там — тепло у них зимой! /обхват туловища/
А потом — летим домой! /взмахи руками/
Дети "выходят" из самолета.
II часть - основная.
В. - Ребята, мы прилетели в Австралию, да здесь лето! Как же здесь жарко! А ведь у нас зима! Австралия – необычная страна : в ней лето наступает тогда, когда у нас в России начинается зима.
Показ презентации «Австралия»
Дети подходят к экрану, встают полукругом.
В. - Половину суши занимают жаркие пустыни / показ на мультимедийной установке
1 слайда/. Небольшую часть территории занимают вечнозеленые влажные тропические леса / показ 2 слайда/, постепенно переходящие в саванны и редколесья / показ 3 слайда/. Цвет земли почти повсюду красный / показ 4 слайда/, а животные, живущие здесь, больше не встречаются нигде в мире.
-Нас встречает кенгуренок Кеша /плоскостная фигура/. Он приготовил для нас игры и задания. Я надеюсь, что мы справимся с ними.
- Первый вопрос кенгуренка Кеши:
- Как такое может быть, материк окружён со всех сторон океанами, а кругом засуха?
/ высказывание и обсуждение предположений с опорой на глобус: расположение вблизи экватора обуславливает жаркий сухой климат, морской воздух поступает в центральную часть материка сильно прогретым и сухим/.
- Хороший ответ. Раз вы многое знаете о моей стране, отгадайте, пожалуйста, загадки мои, а если вы отгадаете, покажу вам много интересного.
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (Пустыня)
Д/ игра " Засели животных "
В. - Ребята, поместите животных пустыни в их среду обитания. 3 детей помещают на макет животных, остальные продолжают отгадывать загадки.
Я ползу неторопливо
В толстом панцире с отливом.
Мне среди пустынь бугристых
Незачем спешить.
Двести лет, и даже триста,
Я могу прожить. (Черепаха)
Раз в пустыне нет травы,
Значит, нет прополки.
Кустик есть, но без листвы -
На ветвях иголки.
Он растет неприхотливо,
Без ухода и полива. (Верблюжья колючка)
Мы в пустыне вырастали,
Как живые бочки.
Из пустыни мы попали
К вам домой в горшочки.
Воду копим мы внутри.
Все в иголках, посмотри. (Кактусы)
У меня сухая шкурка,
Греет жаркий лучик.
Я в песках шныряю юрко
Около колючек.
Извиваюсь, но не змейка.
Отгадать меня сумей-ка. (Ящерка)
По пескам, в лучах слепящих
Ходит он, огромный ящер.
И глотает целиком
Всю добычу, словно ком. (Варан)
Ребятишкам во дворе
Нужен он для куличей,
А в пустыне, на жаре,
Он горячий от лучей. (Песок)
Суслик, убегай скорей,
Ведь опасность рядом!
Нападает на зверей
Кто-то с сильным ядом
Посреди песков шипит
И добычу не проспит. (Змея)
К. - Отлично, вы отгадали все загадки, поэтому на экране появились отгадки: пустыня, животные пустыни. Те дети, которые расселяли животных проверяют, правильно ли расставили.
В. - Мы узнали, что в Австралии водятся змеи. В этой стране обитает самое большое количество в мире ядовитых змей - это к вашему сведению, а я предлагаю вам поиграть в игру "Змейка"
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!
/Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно "змейкой" двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды /кубы, дуги и т. д. /, которые змейка должна обогнуть, не опрокинув. / Дети садятся. /
В. - Кто может вспомнить, что такое саванна? / В саваннах, кроме трав, в отличие от степей, растут также редко растущие кустарники и деревья. / Показ слайда/
Вот для вас еще загадки от кенгуренка Кеши:
- Что же это за подвох?
Вдруг на дереве горох! / акация/
- Быстрорастущее дерево, вырастает более 100 метров в высоту, сбрасывает не листву, а кору, дерево не дает тени, листья располагаются ребром.
/ эвкалипт/
- Листья каких деревьев состоят из отдельных члеников и издали похожи на хвойные деревья с длинными иглами? / казуарины/
Д/ игра "Назови растение"/ эвкалипт, бутылочное дерево, акация, папоротник древовидный, береза, казуарина/
- Предлагаю вам назвать растения :третье справа или четвёртое слева и т. д.
- На каком месте эвкалипт?
- Назовите дерево с пузатым стволом.
- На что похожи листья казуарина?
- Какое из этих деревьев не растет в Австралии? Почему?
К. - Я рад, что вы много знаете о растениях моей страны!
В. - Теперь мы попали в вечнозеленый влажный тропический лес- джунгли. / Показ слайда/
- Стволы деревьев здесь поднимаются как колонны и только наверху раскидывают свою густую крону. Блестящая, как бы лакированная поверхность листьев спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца, от ударов дождевых струй при сильных ливнях. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные. Почему, как думаете?
- Вы уже знаете, что здесь, в Австралии, множество необычных животных и растений, чтобы убедиться, не путаете ли вы, их с флорой и фауной других стран и континентов, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» / флора-это растительный мир, фауна- животный мир /
- ехидна, утконос, лиса, коала; / ехидна, утконос, коала обитают в Австралии/
- снегирь, попугай, эму, лирохвост; / снегирь не живет в Австралии/
- вомбат, кенгуру, коала, ехидна; / все сумчатые, только ехидна с иглами/
- акация, береза, эвкалипт, бутылочное дерево; / береза не растет в Австралии/
- крокодил, варан, бабочка, питон; / бабочка- насекомое, остальные- хищники/
- черный лебедь, райская птица, какаду, грач; / грач- птица нашей местности/
- утконос, ехидна, тигровая змея, коала / коала- остальные откладывают яйца; змея- пресмыкающееся, остальные- животные /
В. - Смогла бы жить в наших лесах коала, например? А утконос, нам бы такое животное интересное пришлось по нраву? А ехидна?
В. - Правильно, животные приспособлены жить там, где родились.
- С этим заданием вы легко справились, а вот сможете ли узнать животных по голосу.
Д/ игра " Узнай по голосу"
/ Включить голоса и звуки животных Австралии/
К. - Задания сложные, а вы молодцы, справляетесь.
В. -А какие вкусные ягоды и фрукты произрастают на этой земле: ежевика, киви, манго, папайя, личи, авокадо, апельсины, лимоны и другие тропические фрукты! Хотите полакомиться тропическими плодами и фруктами? Тогда играем в игру.
Д/ игра " Узнай по вкусу"
- Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру с мячом.
Д/ игра"Да – нет"
- На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное /растение/ мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
Пример.
- Это животное?
- У него большой и сильный хвост?
- У него сильные задние лапы и маленькие, но ловкие, передние?
- Они умеют быстро и далеко прыгать?
- Мамы в специальных сумках на животах вынашивают детенышей, которые рождаются совсем махонькими – как мизинчик?
- Это животное символ Австралии?
- Это кенгуру?
В. -Вот и закончилось наше путешествие по просторам Австралии, пора нам прощаться с кенгуренком Кешей и возвращаться домой. Скажем ему " спасибо", что мы увидели и узнали здесь много интересного.
Физминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, / приседают/
Отправляемся в полет! /«Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»/
Мы летим над облаками. /Руки в стороны/
Машем папе, машем маме. /По очереди обеими руками/
Видим, как течет река, /Показывают руками волны/
Видим лодке рыбака. /«Забрасывают» удочку/
Осторожнее: гора! /Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»/
Приземляться нам пора! /Приседают/
III чаcть - заключительная.
Рефлексия. "Рефлексивный экран"
В. - Понравилось вам путешествие? Тогда расскажите о своих ощущениях. Я начну, а вы закончите предложение.
Сегодня я узнал (а).
Мне было интересно.
Мне было трудно.
Я научился.
Я смогу.
Меня удивило.
Мне захотелось.
Для меня было открытием, что.