Ирина Груданова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием комментированного рисования в старшей группе детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием комментированного рисования в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Мои любимые игрушки в группе и на участке детского сада».
Цель: создание оптимальных условий для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием комментированного рисования в старшей группе детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Образовательные задачи: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно. Упражнять в использовании приема комментированного рисования картины. Обеспечивать главное условие общения - адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстникам).
Развивающие задачи: формировать умения использовать различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные. Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка. Развивать воображение, описательную функцию речи, чувство юмора, схематическое и образное мышление. Развивать грамматически правильную речь.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, формировать внимательность, отзывчивость, доброжелательность, общительность.
Индивидуальная работа: учить задавать вопросы.
Оборудование: круг из скреплённых разноцветных пластмассовых мячиков, незаконченные изображения игрушек на бумаге для каждого ребенка. Игрушка Снеговик, красивая коробка с предметными картинками по теме «Игрушки», мольберт с листами ватмана, маркеры, геометрические фигуры для моделирования.
Предварительная работа: загадывание загадок об игрушках, рассматривание иллюстраций, закрашивание в книжках раскрасках, лото «Игрушки».
Организационный момент:
Воспитатель. Встали на лужок, сделали кружок. (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Ребята, посмотрите у меня в руках круг из больших и маленьких пластмассовых разноцветных мячиков. Сейчас все вместе давайте возьмём его в руки. Все взяли. Молодцы! Саша, скажи Кристине какого цвета у тебя мячик, правильно красный. Егор, скажи Глебу какого цвета у тебя мячик, синий, молодец! А у кого ещё желтый? Правильно у Тимофея и Арсения. Вот какой яркий и разноцветный круг из мячиков. Сейчас мы будем передвигать мячики по кругу и у кого в руках будет голубой мячик назовёт свое имя и любимую игрушку. Очень хорошо, вот мы и узнали какие вы любите игрушки. Круг мы положим, в конце нашего занятия мы ещё поиграем.
Воспитатель. Ребята, сегодня я шла на работу и увидела на нашем участке для прогулок вот такую красивую игрушку Снеговика. Как вы думаете, откуда он взялся на улице? Кто мог его оставить? (Дети высказываются). Молодцы! Какие у вас интересные предположения! Ему грустно, чтобы его развеселить давайте дорисуем недостающие части вот на этих изображениях.
Приём «дополнение изображения, созданного взрослым». Дети дорисовывают недостающие части рисунка и комментируют свои действия. Молодцы! Егор, расскажи Макару, что ты дорисовал. Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом? Чем ты рисовал? Добрый или злой получился снеговик? Глазки у него какие? Правильно. Захар, что ты дорисовал? Носик у снеговика. И т. д. задает вопросы. Молодцы!
Воспитатель. Давайте сделаем разминку для наших ручек и ножек.
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине: (широко развести рукив стороны)
Заводные зайчики, (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят, (присесть)
С нами поиграть хотят. (прыжки)
Воспитатель. Ребята, у меня в руках - красивая коробка. А в этой коробке – картинки с игрушками. Вы хотите на них посмотреть? (Дети отвечают). А чтобы на них посмотреть, необходимо угадать, какая игрушка спрятана под каждой карточкой.
Отгадайте загадку (показ и раскрытие карточек, дети прикрепляют картинки на доску).
В зелёной карточке –
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(кукла)
В жёлтой карточке –
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
(медведь)
В голубой карточке –
Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай!
(зайка)
В оранжевой карточке –
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(мяч)
В синей карточке
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет- вскачь пойдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
(Юла)
В красной карточке –
Буквы есть –
Целых шесть.
Как ни положишь,
Слова не сложишь.
(кубик)
Воспитатель. Вот какая выставка из картинок у нас получилась.
Воспитатель раздает детям геометрические цветные фигурки просит построить модели игрушек – зайчика – (круги, овалы,, неваляшку- круги, машинку. – (квадраты, круги).
- Сегодня у нас будут работать центры: «Веселый карандаш», где мы будем комментировать рисование и центр «Речевичок», где вы будите составлять рассказы про игрушки.
Воспитатель. «Я хочу нарисовать картину о ваших играх. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать маркером, а вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех детей нашей группы, расскажу про тебя, Миша, и про тебя Кристина. Хотите вместе со мной рисовать?» (Дети отвечают).
Воспитатель. «Скажи Миша, ты с какой игрушкой играл? - С самолетиком. Тебе было весело. (- Да.) Схематично воспитатель рисует на ватмане улыбающегося Мишу и самолетик. Кристина, а ты как играла. (- Прыгала через скакалку.) Тебе было грустно или радостно. Воспитатель рисует. Егор, расскажи, что делает Миша? А Кристина? Дети рассказывают по нарисованной ситуации. Воспитатель следит за правильностью повествования. Предлагает повторить правильно предложение, если дети не правильно строят предложение.
Воспитатель. «Сашенька, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Кристиной? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла». Еще говорят 2-3 пары детей. Параллельно на доске возникают рисунки, маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей.
Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики, пальчиковой гимнастики:
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.
(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца, на последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Воспитатель. «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Даёт образец рассказа. «Это Тимофей. Он здесь взял машинку и за веревочку катал ее вот так». Кто хочет рассказать? Кристина. О ком ты хочешь рассказать? О Глебе как он играет с конструктором? Покажи как он строит? О Диане и Арсении? Они в мяч играют. Захар отбирает мяч. Арсений сердится».
Таким образом дети сочиняют рассказы и имитируют действия.
Воспитатель поощряет детей.
По звуковому сигналу подгруппы переходят из центра в центр.
Итог занятия. Все дети вновь собираются у разноцветного круга. Воспитатель спрашивает: Что было интересного? (у кого зеленые мячики) Какое настроение у детей? (у кого оранжевые мячики, Что было трудно? (красные мячики).
Хвалит детей.