Приложение МААМ

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Ангелина Нусс
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Вводная часть:

Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Давайте ещё раз поздороваемся с ними.

Воспитатель:

- Ребята, встанем дружно вместе в круг

(дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг.

(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).

Дружно за руки возьмёмся

(дети берутся за руки)

И друг – другу улыбнемся.

(улыбаются друг - другу)

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором написано детский сад «Лукоморье» ребятам группы №. Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Белобока, а зовут её (сорока). Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Сорока.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! А давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем.

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы?»

Основная часть:

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие. Вот вам первое задание.

Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их:

Дидактическая игра «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Птицы.

Воспитатель: А почему вы думаете что это птицы?

Дети: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки. (Показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя.)

Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.) Молодцы! С первым заданием справились.

Воспитатель: А как одним словом можно назвать этих птиц?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему этих птиц называют зимующими?

Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.

Воспитатель: А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!

Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись! (Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.)

Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

Слышите голоса? Это голоса птиц.

Воспитатель: Ребята нужно выполнить второе задание Сороки: «Отгадай загадку и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и вешает его на доску. Вместе с детьми рассказываем о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем продолжать знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем отгадывать загадки, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы с вами вспомним птиц – «Наши соседи». Как зовут нашего первого гостя?

Отгадайте, что за птица

Скачет по дорожке?

Словно кошки не боится,

Собирает крошки, а потом на ветку – прыг

И чирикнет: «Чик-чирик»

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на доске.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка.

Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.

Послушайте какой звук издает воробей (CD диск с записью).

Воспитатель: Встречайте второго гостя:

Выносливая птичка

Усердно ищет корм

И крошки подбирает

Воркует под окном. (Голубь)

Послушайте, как воркуют голуби (CD диск с записью).

Картинка с изображением голубя появляется на доске.

Воспитатель. Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья.

Голуби –доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками.

Воспитатель. Следующая наша гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на доске.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее …

(Ворона)

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.

Воспитатель: Теперь вспомним птиц, которые обитают в лесу.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый.

Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель. Встречайте следующего гостью:

Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На доске появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:

Физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам

В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны

Распушили перышки - частое потряхивание руками

Греются на солнышке - хлопки по бокам

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Еще у нас с вами остались зимующие птицы и мы их назовем «Гости с севера». Почему? Поточу, они прилетают к нам с первым снегом с далёкого холодного севера. В их родных краях такой холод, что им кажется, что у нас очень тепло.

Встречайте первого гостя с севера:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на доске.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

(Клест)

- У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.

А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей- свиристель.

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Свиристель живёт в тайге. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть». Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель: Сорока задала нам еще одно задание.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель: А вот еще одно задание от сороки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:

Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.

Прилетели птицы : голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – макароны это продукты.

Прилетели птицы : голуби, куницы (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – куницы это животные.

Прилетели птицы : голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)

Что неправильно и почему? - комары это насекомые.

Воспитатель: Дадим нашим глазкам отдохнуть (головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками).

Глазная гимнастика «Сорока»

Длиннохвостая сорока

Хлопотунья белобока.

По лесу летает

Вести собирает.

Вправо-влево, вправо-влево

Все летает то и дело.

С веточки на веточку

Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись.

Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет.

Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза.

Поскорей улетай

Ты нам больше не мешай.

(Проследить глазами за движением

птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;

движение глаз вправо-влево 6-8 раз;

движение глазами вверх вниз 6-8 раз

проследить глазами по кругу в одну и другую

сторону;

поморгать и зажмурить глаза)

-Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.)

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.

Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.

Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.)

А теперь встанем, повернемся на лево, сделаем четыре шага вперед и заглянем в полку.

Дети выполняют задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезный зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Если оставить сырое яйцо, ворона самостоятельно проделает в нем отверстие, выпьет содержимое, а скорлупу съест. Не побрезгует она и творогом. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов

Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Угощу птиц».

Воспитатель называет птицу, а дети проговаривают чем будем птицу угощать :

«Воробья угощу хлебными крошками»;

«Голубя угощу хлебными крошками»;

«Снегиря угощу рябиной»;

«Дятла угощу шишками»;

«Ворону угощу крупой»;

«Свиристеля угощу ягодой»;

«Синичку угощу салом»;

«Сороку угощу зерном».

Теперь самостоятельно «Покорми птиц»(воспитатель раздает картинку, где слева нарисована птица, а справа корм. Надо соединить зимующую птицу и корм).

Игра - стихотворение «на кормушке на кормушке»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к столу и возьмите любую понравившуюся птицу. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).

Затем дети выполняют седьмое задание Сороки: «Назови правила подкормки птиц.

Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) :

кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках;

наполняют их каждый день, а во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше;

кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега;

никогда не кормят птиц черным хлебом (Его ингредиенты такие, как дрожжи, соль и уксус негативно влияют на организм маленькой птички. От ржаного хлеба птицы не получают никакого заряда энергии, перестают летать из-за возникших резких ухудшений, ослабнут и замерзнут. Полезен не сам белый хлеб, а сухари, которые мы можем сделать сами) и соленым салом;

во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты.

Воспитатель: Настало время выполнить последнее, восьмое задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:

Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)

Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)

У какой птицы снежное имя? (у снегиря)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».

Воспитатель: Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах. Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том, как нужно заботиться о них.

(Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц.)

Заключительная часть.

Воспитатель: В трудную минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. Я предлагаю изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своего дома и подкармливать птиц. А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы». Интеграция областей: познавательное развитие,.

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Зимующие птицы». В подготовительной группе. Цель: Закрепить знание у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2024 в 18:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ангелина Нусс (УИ 2481347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД