Ирина Бельская
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
• формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
Коррекционно-развивающие:
• упражнять детей в подборе имён существительных к глаголам;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
• закреплять знания о частях тела насекомых;
• активизировать и расширять словарь детей по теме.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
предметные картинки, разрезные картинки, текст стихотворения, картинки для работы с предлогами, картинки для игры: «Четвёртый лишний».
Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики-макарики», Л. Мадзалевский «Мотылёк», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик», К. И. Чуковский "Муха Цокотуха".
Ход занятия
Организационный момент
Педагог :
Чтение отрывка из стихотворения «Муха-Цокотуха».
Муха, Муха-Цокотуха, Я вас чаем угощу!»
Позолоченное брюхо! Тараканы прибегали,
Муха по полю пошла, Все стаканы выпивали,
Муха денежку нашла. А букашки по три чашки
Пошла Муха на базар С молоком и крендельком:
И купила самовар: Нынче Муха-Цокотуха
«Приходите, тараканы. Именинница!
Педагог:
Назовите одним словом персонажей из стихотворения? (Насекомые).
Посмотрите на картинки, назовите этих насекомых.
Посчитайте их.
Игра: «Один-много» — образование существительных родительного падежа множественного числа.
Один шмель — много (кого) шмелей.
Один комар — много (кого) комаров.
Муха, таракан, стрекоза, пчела, оса, кузнечик …
А как можно назвать насекомых ласково?
Игра: «Назови ласково» — образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Комар — комарик. Паук — паучок.
Стрекоза — стрекозка. Шмель — шмелик.
Пчела — пчёлка. Муха — мушка.
Жук — жучок.
Внимательно послушайте предложения и подумайте, как можно закончить предложение.
Игра: «Закончи предложение»
Муха разносит — (болезни). Жук грызёт — (кору).
Пчела собирает — (мёд). Гусеница объедает — (листья).
Комар кусает — (человека). Божья коровка поедает — (тлю).
Как вы думаете? Как можно сказать если:
Игра: «Образуй сложные слова»
Бабочки разного цвета, значит они — разноцветные.
Муравьи любят трудиться, они — трудолюбивые.
Комар пьёт кровь, он — кровопийца.
У таракана длинные усы, значит он — длинноусый.
Молодцы!
Сейчас мы поиграем в игру. Назовите лишнее.
Игра: «Четвёртый лишний»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, самолёт.
Комар, бабочка, белка, кузнечик.
Оса, стрекоза, бабочка, таракан (не летает).
Игра: «Чьи лапки? Чья голова? Чьи крылышки?
У муравья лапки — муравьиные, голова — муравьиная.
У пчелы крылышки — пчелиные, голова — пчелиные.
У комара животик — комариный, голова — комариная.
Динамическая пауза.
Педагог читает текст. Дети выполняют движения.
Я шагаю по лужайке — Шагают.
Сверху ясно мне видна Поднимают руки вверх.
Вся зелёная страна. Разводят руки в стороны опуская их.
Вот улитка — добрый гномик — Показывают пальчиками усики (два пальчика).
На себе таскает домик. Обхватить себя руками.
Вот стоит высотный дом — Руки вверх.
Муравьи хлопочут в нём. Два пальчика шагают по столу, полу.
А сейчас, мы составим рассказы про этих насекомых.
Рассказы составляем с опорой на схему.
Логопед показывает схему описания и уточняет у детей, как нужно строить свой рассказ.
Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:
• какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т. д.).
• где оно живёт (улей, муравейник, листья трава).
• чем питается (нектаром листьями, корой деревьев).
• как передвигается (с помощью лап или крыльев).
• Вред или пользу приносит окружающей среде.
Составление рассказа о бабочке по схеме.
Бабочка.
Это бабочка. У неё есть голова, лапки, крылья, брюшко, усики. Бабочка — это летающее насекомое с красивыми большими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.
Дети составляют ещё 3-4 рассказа.
Педагог (подводит итог занятия) : «О ком мы сегодня говорили? Какую пользу приносят насекомые? Каких насекомых вредителей вы знаете?