Любовь Гуденко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 22 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
Выполнил: воспитатель
МБДОУ ДСКВ №22 г.
Ейск МО Ейский район
Гуденко Л. А.
memozka321@mail.ru
г. Ейск, 2017 г.
«Ты был на Кубани? А ты побывай!»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
Цель: формирование у дошкольников интереса к изучению истории своих предков, своей малой родины.
Задачи: расширить знания воспитанников об истории, культуре, традициях кубанского народа. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, любовь к Родине – Кубани. Развивать чувство толерантности.
Возраст детей: старшая группа.
Форма проведения: занятие – путешествие.
Предварительная работа: Ознакомление детей с символикой Краснодарского края. Беседы с детьми о жизнедеятельности казаков. Рассматривание иллюстраций из жизни казаков. Чтение произведений кубанских авторов.
Оборудование:
- слайд – шоу,
- музыкальный проигрыватель,
-аудиозаписи песен кубанского казачьего хора,
- иллюстрации костюмов,
- макет кубанской хаты,
- посуда;
- «машина времени».
Ход занятия
Звучит гимн Кубани
«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь.
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь»
Воспитатель: Ребята, кто мне может сказать, что мы с вами слушали? (ответы детей)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?
Ответы детей (о Кубани)
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы поговорим о нашей малой родине. О Краснодарском крае, или как его еще называют – Кубань
«Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!»
Эти прекрасные строки из стихотворения В. М. Гончарова, призывают людей отправиться в путешествие, по нашему замечательному краю. Мы с вами тоже совершим путешествие, только мы отправимся в историческое прошлое.
(Звучит музыка)
Ребята, занимаем места в «машине времени», пристегиваем ремни и мы отправляемся в увлекательное путешествие.
Воспитатель: Вот мы и прибыла с вами в кубанскую станицу тех времён! Давайте же узнаем, как жили люди в то время.
На Кубани нашими предками были казаки - запорожцы (казаки жившие в Запорожской Сечи). Кубанская земля была дарована казакам царицей Екатериной II, за их добросовестную службу. Они стали обживать Кубанскую землю, строить первые станицы. (Слайд 1)
Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением. Жилища – хаты казаки строили их местного природного материала: соломы, камыша, хвороста, глины. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, сарай для скота, колодец, летняя печь, навес для повозок.
Хаты или мазанки, внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали плетнём из хвороста или камыша. (Слайд 2, 3) Слайд 2.
Слайд 3.
В хате было две комнаты, которые называли – малой и великой хатой. В малой хате находилась печь. В печи готовили пищу, она обогревала весь дом в холода, на ней спали старики и дети. Так же в доме стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по - середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. (Слайд 4)
Слайд 4.
Слайд 5.
В великой хате стояли: шкаф для посуды, комод для белья, кровати с перинами и большим количеством подушек. (Слайд 5) Правый угол называли «красный угол» – это место где находились иконы, убранные вышитым рушником. Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.
Для приготовления пищи казачки в основном использовали глиняную или деревянную посуду, а в большие праздники, выставляли стеклянную либо керамическую посуду. Молоко хранили в глиняном сосуде - глечике, где оно долго не скисало. Разнообразные соленья и варенья хранили в макитре. (Слайд 6)
Посуда, из которой кушали всей семьей - миска. Готовили казачки в чугунах, в печи. Хранили её в шкафах, которые называли «горка».
Слайд 6.
Дидактическая игра "Наведи порядок".
Воспитатель: Я буду называть предметов, а вы отвечать к какой категории он относится: одежда, посуда, предметы быта, продукты.
«лавы» - деревянные лавки,
«шлычка» - головной убор
«пряха» - прялка,
«гвиздок» - гвоздь,
«свичка» - свечка,
«стёганка» - фуфайка, водолазка,
«бешмет» - одежда,
«кохточка» - кофта,
«спидница» - нижняя юбка,
«макитра» - горшок для хранения и приготовления хлеба,
«горка» - посудный шкаф,
«гарбуз» - арбуз,
«стуло» - стул,
«сыниньки» - баклажан.
Физ. минутка
В тишине черемуховых кружев (идут по кругу)
Пью настой прохлады и травы (наклоны головы вперед - назад)
Как мальчишка топаю по лужам (ходьба на месте)
В брызгах солнца –
С ног до головы (наклоны вперед - назад)
Ах, какое радостное утро,
Будто в детство выдался маршрут (движения руками в стороны)
Лошадям развязываю путы –
Никуда отсюда не уйдут! (Останавливаются на месте)
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, где жили наши предки – казаки. Давайте теперь узнаем, какой была их одежда. (Слайд 7)
Одежда Кубанских казаков и казачек очень красива. Каждый казак на голове носил кубанку - головной убор, на нём был одет бешмет - рубашка, поверх надевался синий кунтуш (куртка, на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень - украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги. Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку - спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки - на волос собранный в узелок одевалась шапочка [1].
Слайд 7.
Воспитатель: Давайте немного поиграем! Игра называется «Подбери наряд»
Правила: играют 2 человека. У каждого конверт, с изображениями одежды. Задача играющих, выбрать только ту одежду, в которой ходили казаки и казачки.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.
Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.
Одной из главных традиций казаков является – уважение старшего. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось главным и требовалось его выполнять [5].
Очень уважали гостей. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда - бы казак не ехал, он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня [2].
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски[3].(Слайд 8)
Слайд 8.
Воспитатель: Ребята, а вам интересно какие песни пели на Кубани в те давние времена? Предлагаю прослушать «Балладу о хлебе» в исполнении Кубанского казачьего хора, «Кубань – отчий дом» - муз. А. Минкова
Воспитатель: Скажите ребята, какие чувства вызвали у вас эти песни?
( Ответы детей: чувство гордости, любви к родному краю)
Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.
Под камышовой крышей вырос я,
Собрав пути ушедших поколений.
И нет мне в жизни этой забытья
От дум твоих, от песен и волнений [4].
(Автор стихотворения Иван Варавва)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей)
А теперь нам пора отправляться обратно.
Воспитатель: Нам посчастливилось родиться и жить в прекрасном месте – Кубань. Мы с вами должны хранить яркие страницы истории нашего края и передавать все из поколения в поколение.
Список используемой литературы
1. Мирук М. В. «Введение в историю Кубани». Краснодар, 2004;
2. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой родине». Краснодар, 2007;
3. Иван Фёдорович Варавва «Казачий край: сборник стихов» - Краснодар: Кн. изд-во,1970;
4. Варавва, И. Ф. Орлиные стаи: стихотворения и песни /И. Ф. Варавва. - М: Современник, 1985.
5. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002.