Елена Левенкова
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Задачи:
1. Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», помочь понять жанровые особенности басни, ее аллегорию, идею;
2. Познакомить с иллюстрацией Е. Рачева к басне;
3. Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;
4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки в игре-инсценировке по басне «Стрекоза и Муравей»;
5. Воспитывать чувство эмпатии, желание оказать помощь попавшему в беду.
Материалы и оборудование
- ноутбук,
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой „Басня И, А, Крылова „Стрекоза и Муравей““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- слайды: «Портрет И. А. Крылова», «Иллюстрация Е. Рачева к басне»,
- атрибуты для инсценировки басни,
- книга: И. А. Крылов «Басни».
Активизация словаря
Баснописец, мурава, труженик, беззаботный, безделье, «зима катит в глаза», «помертвело чисто поле».
Предварительная работа
Беседа о трудолюбии и лени, разучивание пословиц о труде, беседа о насекомых, чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Интеграция образовательных областей
- физическая культура – формировать потребность в двигательной активности;
- коммуникация – совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения;
- познание – закреплять знания детей о характерных признаках времен года и причинно-следственных связях между природными явлениями;
- социализация – развивать умение действовать в команде;
- художественное творчество - расширять представления о художниках – иллюстраторах детской книги.
Ход занятия
I часть (Вступительная)
- Дети, посмотрите, на наше окно прилетел осенний листочек, странно, откуда он? Листья с деревьев уже облетели. Ой, на нем что-то написано. Хотите прочитать? Уберем побыстрее игрушки на свои места. Молодцы! А теперь прочитаем, что написано на листочке. (читает)
«Мне одиноко, холодно и грустно. Помогите мне, пожалуйста. Стрекоза»
- Дети, кажется, я знаю эту стрекозу. Она живет вот в этой книге (показывает книгу)
(Дети читают название И. А. Крылов «Басни»)
- Посмотрите на экран: Иван Андреевич Крылов (портрет на экране) – великий русский баснописец. Он написал басню «Стрекоза и Муравей». Хотите, я прочту вам ее? Присаживайтесь на стульчики поудобнее, ноги поставим ровно, спинку – прямо и слушаем. (воспитатель читает басню)
II часть (Беседа по содержанию басни)
- Как называется басня?
- О ком говорится в басне?
- Как автор называет Стрекозу в басне? Почему? Что она делала летом? Какого человека можно назвать Стрекозой?
- А какой Муравей? О каком человеке можно сказать, что он как Муравей? (о трудолюбивом)
- Какие пословицы о труде мы с Вами знаем?
Дети:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Делу – время, потехе – час
- Лениться да гулять – добра не видать.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
Чему учат эти пословицы?
А чему учит нас басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»?
Басня – это короткая поучительная история. В баснях И. А. Крылова герои – животные, птицы, насекомые, но ведут они себя как люди. Крылов, высмеивая человеческие недостатки, учил людей быть трудолюбивыми, честными, смелыми, добрыми.
Я назвала И. А. Крылова баснописцем.
- Почему его называют баснописцем?
- Как вы понимаете, что такое басня? (ответы детей, предположения)
В басне много интересных слов и выражений. Как вы понимаете выражения «зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «злой тоской удручена»?
Как сказать по-другому, какое настроение было у Стрекозы, когда она пришла к Муравью?
Как Вы понимаете слова «нужда», «в мягких муравах»?
Дети, мы знаем с Вами игру, где слова не нужны, где все можно рассказать движениями. Она называется «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»
Встанем вкруг и поиграем.
Физкультминутка (2 раза - девочки, 2 раза – мальчики)
- Хочу Вам показать иллюстрацию к басне. Присаживайтесь и посмотрите, какими изобразил известный художник Е. Рачев Стрекозу и Муравья. Чем похожи они на людей? (иллюстрация на экране). Можно ли описать характер, настроение Стрекозы по этой иллюстрации (грустная, озябшая, печальная и ….)
Послушайте басню еще раз (читает)
III часть (Заключительная)
- Дети, басня – это живая сценка. Сценки разыгрываются в театре. Вы любите театр? Я тоже очень люблю и приглашаю Вас в театр. Вход в наш театр – по бесплатным пригласительным билетикам, которые Вы можете получить у Даши Киры. Приобретайте билеты и занимайте места в зрительном зале.
- Уважаемые зрители! Сегодня Вы увидите инсценировку басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Роли исполняют:
Стрекоза – Аня Николаева
Муравей – Дима Егоров
Текст от автора читает - Елена Анатольевна
(Воспитатель подает сигнал на металлофоне)
Инсценировка басни (по окончании артисты садятся)
Дети, мне так стало жалко стрекозу. А вам жалко Стрекозу? Как Вы думаете, что с ней стало? Вот почему она обратилась к нам за помощью. Она пишет: «Мне одиноко, холодно, грустно». Может быть, мы простим ее? Как мы можем ей помочь? Что можно сделать, чтобы ей не было одиноко?
(Можно вылепить для нее сестричек-стрекоз)
Внимание! Открывается мастерская добрых дел. Пока она готовится к открытию, мастера отдыхают.