Кермен Манджиева
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе «Птицы на озере Маныч-Гудило»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Птицы на озере Маныч- Гудило»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, игровая.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе „Птицы на озере Маныч-Гудило“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цели: знакомить с названиями птиц; поддерживать интерес к наблюдению за птицами; развивать кругозор знаний о родном крае, о птицах; воспитывать доброе отношение к птицам.
Целевые ориентиры дошкольного образования : проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; проявляет интерес к охране природных достопримечательностей Калмыкии, а именно оз. Маныч-Гудило и птиц, населяющих озеро.
Содержание организованной деятельности детей:
Мендт, бичкдд. Эндр мана кичлд гиичнр ирв. Мендт келтн.
1. Организация начала занятия.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг и повторите движения по моему тексту:
К солнцу потянулись,
Лучики достали,
К сердцу прижали,
Людям раздали!
Ребята, хорошее ли у Вас сегодня настроение?
Дети: Да!
Воспитатель: Замечательно! С таким хорошим настроением начнем сегодня наше занятие. А сейчас, ребята, пройдите и займите места на стульях.
2. Основная часть.
Внимательно послушайте загадку:
-Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает?
Воспитатель: Правильно. Это бывает осенью. Как на калмыцком языке «осень»?
Дети: Намр!
Воспитатель: Верно. Ответьте мне на вопрос: Какие изменения произошли в природе осенью?
Дети: Стало холодно. Дни стали короче. Ночь длиннее. Солнце меньше греет. Птицы улетают на юг.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на озеро Маныч- Гудило.
Слайд 1. Озеро Маныч- Гудило
Посмотрите, какое красивое озеро перед нами. У озеро Маныч- Гудило необычное название неправда ли? У каждого озера есть своя легенда. Маныч- Гудило пугало людей своим страшным гулом, шумом. Люди из близлежащих поселков придумывали разные истории. Например, там летают привидения, но на самом деле никаких привидений не было, а бушевал сильный ветер.
Озеро Маныч- Гудило - это жемчужина Калмыкии. Это уникальное озеро, одна из территорий которой является частью заповедника Черные земли. Ребята, я вам рассказывала о заповеднике. Давайте вспомним, что такое заповедник?
Дети: Заповедник- это место, которое охраняется государством.
Воспитатель: Остров на озере Маныч Гудило называют птичьим островом. Почему, ребята?
Дети: Потому что на озере Маныч-Гудило гнездятся и зимуют красивые и редкие птицы.
Воспитатель: Верно. Их насчитывают около 200 видов, редкие из которых занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга?
Дети: Красная книга- это такая книга, где записаны все виды растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения.
Воспитатель: Верно!
Слайд 2. осень на озере Маныч Гудило
Ребята, посмотрите на экран. Что же происходит на этом озере осенью? что вы видите?
Дети: Птицы готовятся к отлету, собираются в стаи, обучая при этом молодых птиц к дальнему перелету.
Воспитатель: Почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что птицы чувствуют приближение зимы. Исчезают насекомые и птицам нечем питаться. Большинство птиц питаются насекомыми, их называют насекомоядными. Поэтому птицы улетают на юг.
Воспитатель: Верно, ребята!
Слайд 3. Курлыканье журавлей
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В небе осенью курлычут
За собою в небо кличут,
Долго манят нас вдали
Кто скажите? …Журавли
Сейчас, давайте послушаем, как курлычут журавли.
Звучит аудиозапись.
Так красиво и грустно поют журавли. Их курлыканье вызывает чувство грусти, как будто они прощаются с нами, улетая. Улетая на юг, журавли выстраивают клин. Первым летит вожак, который всегда указывает верную дорогу на юг.
Слайд 4. Птицы, обитающие на озере Маныч- Гудило
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Сейчас мы познакомимся с птицами, обитающими на озере Маныч- Гудило.
Перед нами береговая ласточка. Почему мы называем береговой?
Дети: Потому что ласточки гнездятся на берегу озер, водоемов.
Воспитатель: Верно. Ласточка – небольшая птица, улетает одной из первых на юг, т. к. исчезают насекомые. Спинка, крылья, голова покрыты темным оперением, брюшко белое. Хвост у ласточки красивый, раздвоенный, длинный.
Обратите внимание на краснозобую казарку. Эта птица с необычным ярким оперением. На кого похожа эта птица?
Дети: На гуся или утку.
Воспитатель: Да. Казарка – водоплавающая птица, они прекрасно плавают и ныряют, но питаются они исключительно растительной пищей. Краснозобая казарка занесена в Красную книгу.
Посмотрите на следующую птицу. Это дрофа. Дрофа- крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Дрофа может весить до 15 кг. Оперение у дрофы пестрое: сочетаются рыжий, белый, серый, черный цвета. Раньше на эту птицу охотились, стреляли. Некогда многочисленная птица стала редким исчезающим видом. По этой причине она занесена в Красную книгу.
Перед нами чайка обыкновенная. Это небольшая птица с круглой головой и тонким клювом. В основном, чайка белого или серого цвета с темной головой и темными полосами на крыльях. Чайки питаются насекомыми. Чайки необычайно крикливы, издают резкие и громкие звуки.
Посмотрите на красавца лебедя- шипуна. Как вы думаете,
Как вы думаете, почему его так назвали?
Дети: Потому что он умеет шипеть.
Воспитатель: Правильно, недаром про него говорят:
«Когда плывёт прекрасен,
когда шипит – опасен.»
Воспитатель: Ещё одна особенность лебедей, создавая пару, они сохраняют верность друг другу на всю жизнь. И ещё у лебедя- шипуна есть отличия от других птиц. При плавании он часто изгибает шею, а клюв и голову держит наклонно к воде, он похож на цифру 2, и вблизи хорошо виден большой нарост – «шишку» на лбу.
А вот и гусь обыкновенный. Ребята, это не те гуси, которых выращивают дома. Это не домашняя птица, а водоплавающая. Гусь- крупная птица с белым и серым оперением. Также она является перелетной. С наступлением холодов они улетают в теплые края.
Посмотрите на следующую птицу. Это пустельга. Пустельга бурого окраса, это мелкая хищная птица. Она поедает не только насекомых, но и мелких грызунов. Пустельга занесена в Красную книгу, и истреблять ее строго запрещено.
Слайд 5. Журавль красавка
Перед нами журавль красавка, Журавль на калм. яз. «тоhрун». Скажите мне почему его называют красавкой? Верно. Красавкой его зовут из-за красивых белых перышек- кисточек, находящихся на голове птицы. Журавли очень осторожные птицы, людей к себе не подпускают. Журавли занесены в Красную Книгу. Некоторым счастливчикам удаётся увидеть журавлиный танец – это незабываемое зрелище. Давайте полюбуемся.
Слайд 6. Журавлиный танец (видеофрагмент)
Слайд 7. Розовый пеликан
Я хочу вас познакомить с удивительной, редкой птицей. Это пеликан. Пеликан на калмыцком языке- хрд. Давайте повторим и запомним. Посмотрите какого цвета птица?
Дети: розового.
Воспитатель: Вы правы, у пеликана оперение розовое.
Приглядитесь к нему. Что еще интересного в этой птице?
Дети: клюв.
Воспитатель: Верно. Посмотрите, ребята у пеликана большое туловище, короткие ноги, большая голова и особенно странным выглядит клюв. Именно он, раскрываясь, превращается в огромный сачок для ловли рыбы. Под клювом у пеликана есть кожный мешочек, и, когда пеликаны заглатывают рыбу, мешочек растягивается до невероятных размеров. Интересно, неправда ли?
А теперь подойдите к столу. Что вы видите?
Перед нами экологические знаки. Возьмите знаки в руки, давайте расскажем, что же обозначает каждый знак.
Воспитатель:
Ни птицы, ни насекомые, ни звери не могут защитить себя сами. А человек может сделать много полезного для сохранения природы. Может охранять птиц, изучать места гнездования журавлей, пеликанов, чаек, лебедей. В заповедниках нельзя отстреливать птиц, разорять их гнезда, пугать птиц. Тем более, что некоторые из них занесены в Красную книгу, т. к. их осталось совсем мало.
А сейчас подойдите ко мне, мы немного отдохнем.
Физминутка.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с птицами, живущими на озере Маныч-Гудило. А теперь ребята давайте проведем опыт и станем маленькими исследователями. Я вас приглашаю в лабораторию. Пройдемте все к первому столу. Встанем ровно, не толкаясь, не мешая друг другу, чтобы всем было видно.
Первый опыт: опыт «Перо»
Ребята, что вы видите на столе? (перья, лупы)
Ребята, у меня в руках лупа. У лупы есть волшебное стекло. Возьмите лупы в правую ручку, а перышко в левую. Перышко возьмите за основание, как я посмотрите. Теперь поднесите лупы к перышку. Посмотрите, какое волшебное стекло у лупы, оно увеличивает наше перышко. Внимательно посмотрите на перышко.
Какое оно? (пушистое, темного цвета с белыми кружочками) Это перо домашней птицы цесарки.
Посмотрите, в середине пера проходит стержень. А вы посмотрите у себя, видите стержень? Санчир, какой он? (длинный, твердый)
Верно. К этому стержню прикреплены маленькие волоски. Это бородки. Посмотрите, Эмилия, ты видишь бородки? Какие они? (пушистые)
Правильно, у основания бородки пушистые, а дальше смотрите, они длинные и гладкие, плотно прилегают друг к другу.
А теперь положите лупы на стол. Возьмите перышко за основание. Потрогайте его. Какое оно? (мягкое, нежное)
А теперь положите на ладошку, давайте дунем на него. Что случилось с перышком? (оно легкое, воздушное)
Молодцы. Перейдем ко второму столу.
Второй опыт: опыт «Перышко, камешек»
Ребята, что вы видите на столе? (перышки, камешки, чашечки с водой)
Возьмите в руку камень. Какой он? (твердый, гладкий)
Какой формы камешки? (круглые)
А у тебя, Санчир, какой формы? (овальное)
Хорошо. Положите камень в правую руку, а перышко в левую. Что тяжелее, а что легче? (камень тяжелый, перышко легкое)
Верно. А теперь опустите аккуратно камень в воду. Что с ним случилось? (он утонул)
А у тебя, Алтана, что произошло с камнем? (он утонул) А почему? (потому что камень тяжелый)
А теперь опустите перышко в воду. Что случилось с перышком? (оно не утонуло)
А у тебя, Наран, что случилось с перышком? (перышко не утонуло) Почему? (потому что перышко легкое)
А еще я открою вам секрет. Это перо водоплавающей птицы гуся. Водоплавающие птицы выделяют жир, смазывая перья. Перо при этом не только не тонет, но и не намокает.
Правильно, ребята. Мы с вами выяснили, что перо не тонет в воде.
Посмотрите, сколько мы интересного узнали о птичьих перьях. Перья у птиц легкие, воздушные. Они бывают разными: большими, маленькими; гладкими, пушистыми. Перья очень важны для птиц. Благодаря тому, что они легкие, они позволяют птицам летать.
Ребята, вам понравились наши опыты?
А теперь давайте поиграем.
Игра «День и ночь»
А поиграем мы с вами в игру под названием «День и ночь». Вы будете птичками, а я ночью. Ребята, когда зазвучит музыка, наступает день, птицы летают, веселятся. Когда наступает ночь, вы должны присесть, спрятаться в гнездо. Я буду стараться вас разбудить, а вам не надо шевелиться, смеяться. Вы птицы ночью спите.
-День. (птицы летают)
-Ночь. (Все птицы спят. Никто не просыпается…дует прохладный ветер (дую на детей)
- как крепко спят птички. Никто не просыпается.
-Молодцы. Весело поиграли.
Итог занятия:
Ребята, о чем было сегодня наше занятие?
Правильно.
Что мы еще делали? Какие опыты проводили?
Молодцы, ребята! Мы с вами весело и занятно провели время.
А теперь примите в подарок красивых птиц оригами. Спасибо ребята!