Елена Творогова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы — это песня и полёт…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать представления детей о птицах и их образе жизни.
Задачи: Уточнить понятия «зимующие, «осёдлые», «перелётные», «пролётные», «водоплавающие» птицы; «Орнитология».
Учить составлять рассказ-описание с опорой на план.
Активизировать внимание, память, словарь детей, совершенствовать связную речь, интонационную выразительность речи.
Развивать навыки работы с бумагой.
Воспитывать бережное отношение к живой природе, любознательность.
Ход занятия
Игра:
Солнышко, солнышко
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Птицы — это песня и полёт…“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели 100 грачей
А сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают…
(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом; «превращаются» в птиц, летят на стульчики).
Воспитатель в шапочке совы:
Ребята, мы с вами снова оказались в «Лесной школе». А какое сейчас время года? Конечно, весна. А о ком сегодня у нас пойдёт речь, вы догадаетесь по моей загадке: «Рук нет, а строить умеют».
Верно! Это птицы, умелые строители! Из веточек, камушков, пуха делают они гнёзда. (Показ рисунков, или слайдов разных гнёзд). А формы, какие! В виде корзиночки, рукавички, шарика. Могут и на земле его построить, и на воде. Недаром люди сложили такую загадку: «без рук, без топорёнка построена избёнка» (может загадать ребёнок). Что это? – верно, - гнездо. Очень хорошо маскируют они домики, – редко какой хищник увидит, где спрятаны птичьи яйца. А что ещё бывает только у птиц? (Ответы детей).
Ребята, существует специальная наука, которая изучает птиц, называется она «орнитология». А учёных, в ней работающих называют орнитологами. Они наблюдают за жизнью птиц, ловят птиц, окольцовывают, чтобы знать их численность, изучать, как живут птицы и т. д.
Давайте в них и поиграем. Я, Сова и буду орнитологом-птицеловом, а какую птичку поймаю, домик её и займу.
Игра «Птицелов
Каждый участник выбирает себе карточку с изображением птицы.
Птицелову завязывают глаза, он встаёт в центре, а дети - «птицы» водят вокруг него хоровод и хором повторяют:
В лесу, в лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идёт!
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте!
Птицы разлетаются по группе, «птицелов» хлопает в ладоши – все замирают на месте, а он ищет птиц. Игрок, до которого дотронется водящий, издаёт характерные для неё звуки, или загадку. Птицелов отгадывает, а «птица» становится птицеловом. Если игрок не может ничего вспомнить о птице, другие дети помогают ему.
После игры дети садятся на стульчики, начинается второй урок.
Даётся задание составить рассказ-описание с опорой на план:
1. Как называется птица?
2. Внешний вид, особенности строения частей тела.
3. Чем питается? (На кого охотится)
4. Где проводит зиму? (Зимующая, перелётная, пролётная)
5. Дополнительные сведения о повадках, образе жизни.
Игра в слова:
Нужно хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее названной воспитателем птице.
Слова: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая. Ловкая, красногрудый. Плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, весёлая, «стрекотуха», «ледоломка», хищная, белобока, белоснежный, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая, перелётная, пролётная.
Урок третий
Дети делают из бумаги белых голубей.
По окончании работы, встают полукругом, ребёнок читает стихотворение:
Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби!
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил.
Другие дети говорят пословицы о птицах (или читают стихи).
1. Знает птица, что без Родины не годится.
2. Всякая птица своим пером гордится.
3. Всякая птица по-своему поёт.
4. Всякая птица своим клювом сыта.
5. Сорока без причины не стрекочет.
6. Пируют в ночи совы да сычи.
7. Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
8. Кукушка кукует, по дому горюет
9. Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
10. Журавль прилетел и тепло принёс.
Воспитатель:
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
личинки насекомых.
И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых.