Вера ДОБРОЛЮБОВА
Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с произведениями живописи «Выставка картин «Времена года»
▼ Скачать
Добролюбова
Вера Владимировна
Воспитатель МБДОУ №22
«Почемучка».
г. Воркута.
Тема: «Выставка картин «Времена года».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с произведениями живописи „Выставка картин „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Программное содержание: Обогащать знания детей о художниках – пейзажистах, помочь правильно понять содержание произведений живописи, увидеть элементарные художественные средства, которые художники используют для передачи окружающей природы, чувствовать настроение произведения. Воспитывать умение чувствовать красоту произведений живописи, развивать интерес к данному виду искусства. Закрепить умение писать пейзаж акварелью. Активизировать в речи слова: колорит, пейзаж, тон, гамма, фон. Закрепить умение детей использовать в речи сложные предложения, эпитеты, сравнения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Чтение художественных произведений :
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»;
«Весенние воды»;
«Весенняя гроза».
А. С. Никитин «Встреча зимы»;
«Полюбуйся, весна наступает».
И. Э. Суриков «Зима»;
«Яркое солнце светит».
С. Есенин «Поет, зима, аукает».
Плещеев «Осень наступила».
Л. Н. Толстой «Пришла весна».
2. Экскурсия в природу.
3. Словарная работа: композиция, колорит, гамма цветов, передний план, дальний план, фон, тон.
4. Рассматривание репродукций с картин Александрова,
Рылова, Остроухова, Грабаря, Левитана, Шишкина.
5. Дидактические игры: «Выставка картин»;
«Узнай художника».
6. Занятия рисованию на темы: «Весна», «Золотая осень»,
«Зимний парк», «Лето».
7. Словесные игры и упражнения на подбор эпитетов, на за-
крепление словосочетаний.
Материал: Репродукции картин : Л. Я. Александрова «Зимняя сказка»;
А. А. Рылова «Пейзаж с рекой»;
«Зеленое кружево».
И. Грабаря «Зимний пейзаж».
И. С. Остроухова «Золотая осень».
Методические приемы: Словесный, вопросы, наглядный, игровой прием:
«вхождение в картину», использование музыкальных ихудожественных произведений.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Вступительная беседа: Дети, сегодня мы с вами пришли на выставку картин
художников-пейзажистов. Выставка называется «Времена года».
Прежде, чем приступить к рассматриванию картин, скажите:
Какое время года сейчас?
Какое наступит через несколько дней?
Какие времена года вы еще знаете?
Какое время года вам больше нравится ипочему?
Каждое время года прекрасно по-своему. Красоту природывоспевают и поэты
в своих стихах, и художники в своих полотнах.
Как называется изображение природы на картинах? (пейзаж).
Каких художников-пейзажистов вы знаете? (Александров, Рылов, Грабарь,
Остроухов, Шишкин, Левитан, Саврасов).
2. Обозрение картин : (звучит музыка из произведений Чайковского «Времена
года»).
Это выставка картин. А на всякой выставке есть экскурсоводы. Они расска-
зывают посетителям о картинах, которые представлены на выставке.
Кто из вас хочет быть экскурсоводом и расскажет нам о картине, которая
больше всего понравилась?
3. Эксурсоводы рассказывают о картинах :
А. А. Рылов «Пейзаж с рекой» (после рассказывания дети некоторое время
смотрят картину под музыку Чайковского).
Какое желание возникает у вас, когда смотрите на картину?
Что можно услышать на этой картине? (стрекочут кузнечики, жужжат пчелы,
поют птицы).
И. И. Левитан «Весна – большая вода» (после короткого обозрения под музыку Чайковского).
Какие стихи напомнила вам эта картина? (Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Плещеев).
И. С. Остроухов «Золотая осень» (после обозрения под музыку Чайковского).
Какие строчки из стихотворения вспоминаются вам, когда вы смотрите на эту
картину? (Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Трутнева.)
О чем вы думали, что вам представлялось, когда рассматривали картину?
И. Грабарь «Зимний пейзаж» (после обозрения под музыку Чайковского).
Что вам хочется, когда вы смотрите на эту картину?
Что бы вы услышали, если бы вдруг оказались в этом лесу?
(скрип снега, треск ветвей).
Д. Я. Александров «Зимняя сказка». (после короткого обозрения).
Какое стихотворение вам вспоминается? (Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Суриков).
А. А. Рылов «Зеленое кружево» (после короткого обозрения).
Какое место в картине самое красивое?
Чтобы вы сделали, если бы оказались в этом месте?
Примечание: при недостатке времени рассмотреть несколько картин, остальные предложить детям назвать и сказать, какой художник написал.
4. Анализ: наши экскурсоводы рассказали интересно, громко, быстро. В рассказе использовали красивые слова и выражения. Отметили характерные особенности каждой картины, ее колорит. Молодцы!
5. Итог занятия: Итак, дети, мы с вами побывали на выставке известных художников-пейзажистов. Что вам особенно понравилось?
Каких вы запомнили пейзажистов? (Рылов, Остроухов, Левитан, Грабарь, Саврасов, Александров, Шишкин).
Эти художники очень любили природу, видели ее красоту и написали такие прекрасные картины, чтобы мы тоже любовались красотой нашей родной природы.
Каждый человек может стать художником. И вы тоже. Сейчас представьте, что вы- художники. Подумайте и напишите какой-нибудь пейзаж.
6. Рисование. Дети пишут пейзаж. Звучит музыка. Каждый даёт название своей картине.
Оформляется выставка рисунков для родителей.