Елена Чуканова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный мир магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей интерес и представление о магните и его свойствах, выяснить через какие материалы воздействует магнит;
актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
развивать стремление к познанию через опытно - экспериментальную деятельность;
развивать мыслительные способности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Воспитательные:
воспитывать у детей самостоятельность, усидчивость.
Приемы:
Словесный: объяснение, указание.
Наглядный: показ способа действия.
Практический: опыты и эксперименты.
Оборудование и материалы: Магниты, предметы, из разных материалов, скрепки, стаканы с водой, тарелки, карточки с дорожками для игры в «Волшебный лабиринт», монетки,
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Почемучка», чтение глав из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», игры с магнитами, магнитной доской, игры: «Магнитная азбука», «Магнитные цифры», просматривание серий из мультфильмов «Фиксики», «Лунтик» про магнит.
Ход НОД.
-В ГРУППЕ РАЗДАЕТСЯ ЗВОНОК.
На интерактивной доске появляется грустный Карлсон, делится с детьми своей проблемой.
-Здравствуйте ребята, я Карлсон, который живёт на крыше. У меня возникла проблема. К моему моторчику от пропеллера, что-то прицепилось, из-за этого мой моторчик не работает. Яне могу летать. Я пытаюсь отцепить, но оно снова прицепляется.
ВОСПИТАТЕЛЬ ОТЦЕПЛЯЕТ ОТ ПРОПЕЛЛЕРА МАГНИТ.
КАРЛСОН - Что это?
- Ребята, что это? (Магнит).
- Совершено, верно, это магнит, и тебе Карлсон не стоит его боятся.
-Магнит бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно,
Найдёт иголку в стоге сена.
-Я совсем ничего не знаю о магните. Помогите мне узнать о нем?
-Что такое магнит?
-Зачем он нам нужен?
-Почему он ко мне прицепился?
-Ребята, а как вы думаете, что такое магнит?
-А как мы можем узнать, что такое магнит? (Из энциклопедии, в интернете, спросить у взрослых)
И так мы с вами узнали, что (Магнит – это кусок железной руды, который способен притягивать металлические предметы).
И сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами магнита.
Дети садятся за столы.
Воспитатель напоминает детям правила поведения в лаборатории.
- В лаборатории нужно вести себя тихо и спокойно.
-Внимательно слушай старшего.
-Действуй согласно инструкции.
— Вот перед вами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
-А вот какие секреты хранит сейчас мы узнаем.
-И так ребята… (Магнит –это кусок железной руды, который способен притягивать металлические предметы).
-Опишите, какой он на ощупь? Начиная предложение со слов «Я чувствую, что магнит… (твёрдый, тяжёлый, холодный, гладкий).
1. -У вас на подносах находятся предметы из разных материалов. Поднесите магнит по очереди к каждому предмету. Предметы, которые притягиваются, положите в тарелку со знаком «Магнит»
-Назовите предметы, которые вы положили в тарелку со знаком «Магнит». Из какого материала они сделаны? (Из металла).
-Если предметы сделаны из металла, то они какие? (Металлические)
-А как выдумаете, почему предметы, которые остались в тарелке не притянулись к магниту? (Потому, что они не металлические)
-Вывод, какой ребята сделаем?
-Совершенно верно! Магнит притягивает только металлические предметы.
Это свойство называется МАГНИТНОЙ СИЛОЙ.
Убираем рабочее место, тарелочки отодвинули. Внимание на меня.
2. –Сейчас мы проверим, может ли магнитная сила действовать через другие материалы, например, картон.
Опыт №2 (на столах кораблики, сделанные из бумаги)
Воспитатель: - Возьмите картонные листы, которые лежат на столе. Сдвиньте его на край стола, чтобы один край был свободный, а другой лежал на столе. Поставьте на нарисованный флажок кораблик, а снизу, расположите магнит.
- А теперь задание, проведите кораблик по нарисованной дорожке с помощью магнита. (дети приводят в движение кораблики, прикладывая к картону магнит, двигают магнитом его по картону).
-Ребята, мы с вами выяснили, что магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: из какого материала сделаны кораблики? (из бумаги).
Воспитатель: разве магнит притягивает бумагу? (нет)
- А почему, тогда магнит ведёт за собой бумажный кораблик?
- Может у нас вами волшебный картон?
-Давайте посмотрим с вами внимательно, (на кораблике есть скрепки, а они металлические, значит, магнит их притягивает).
-Ребята, где у нас находился кораблик? (на картоне, а магнит? (под картоном, являлся ли картон препятствием для магнита? (нет, картон не является препятствием для магнита)
Вывод: Значитмагнит действует сквозь препятствие, в данном случае, через картон.
- А как вы думаете, крышка стола, будет являться препятствием для магнита? Ответы детей).
-Докажите мне. (дети самостоятельно проделывают опыт)
- Получилось у вас сдвинуть кораблик? (ответы детей)
-Почему? У одних получилось, а у других нет -O-?
Посмотрите, я вам сейчас покажувам ещё один опыт. (прикладываю магнит под крышку стола, подбумажного кораблика и двигаю магнитом его по столу).
Вывод: Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).
Крышка стола тоже не является препятствием для магнита, но при условии, что магнит будет большего размера, т. к. он обладает большей магнитной силой.
Физминутка: Подвижная игра «Притягивает – не притягивает»
На скамейке лежат картинки с изображением предметов из разных материалов. Каждый из вас возьмёт картинку, посмотрит, что нарисовано на ней. Как только зазвучит музыка вам будет нужно двигаться друг за другом по кругу. Когда музыка закончится картинки с предметами, которые притягиваются к магниту положите в красный обруч, которые не притягиваются – в синий обруч.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д/и. «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
- А сейчас давайте, посмотрим, где человекиспользует магниты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Использование магнитов»
И так ребята, магниты могут использоваться в производстве, в медицине, т. е. повсеместно.
РАЗДАЕТСЯ ЗВОНОК.
Выходим на связь с Карлсоном.
А вот и я, как я рад вас снова видеть!
- Вы справились с моим заданием?
Карлсон задает вопросы;
1. Что такое магнит? (Магнит – это кусок железной руды, который способен притягивать металлические предметы).
2. Почему он ко мне прилип? (потому, что моторчик металлический, а магнит притягивает к себе все металлические предметы, он обладает МАГНИТНОЙ СИЛОЙ)
3. Зачем нужен человеку магнит?
-Давайте расскажем Карлсону, где человек использует магнит. (магниты могут использоваться в производстве, в медицине, для изготовления игрушек,).
Карлсон благодарит детей и прощается с ними.
К - Молодцы, ребята, мы сегодня помогли Карлсону, рассказали ему, что такое магнит, какой силой он обладает (МАГНИТНОЙ СИЛОЙ, для чего он нужен, где его можно использовать.
А он в благодарность вам отправил сладкий подарок.
ВОСПИТАТЕЛЬ УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ КОНФЕТАМИ.