Инна Савенко
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе
Тема НОД «Зимушка-зима»
Цель: Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях, забавах, зимней одежде.
Программные задачи:
Образовательные:
-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (снег тает в тепле, животным нужны теплые шубки, зачем нужен снег растениям).
-Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идёт сне и т. д.)
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
-Развивать умение вести беседу и использовать в ней накопленные знания, развитие интереса к экспериментированию.
Воспитательные:
-Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности:
-Игровая, предметная, речевая
Форма работы:
-Беседа, показ, экспериментирование, игра, загадки.
Предполагаемый результат:
- Дети могут описывать и объяснять характерные особенности зимы.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картинок «Зимние забавы», беседа «Времена года», беседа «Животные зимой», Д/И «Одеваемся на прогулку», эксперимент со снегом на прогулке, наблюдение за сезонными изменениями зимой, за погодными явлениями, чтение стихов о зиме, заучивание физкультминутки «Зимушка-зима».
Словарная работа:
Cнег, мороз, снежки, лыжи, коньки, снегирь, лось, кабан, эксперимент.
Демонстрационный материал и оборудование:
-Картинка с изображением зимнего пейзажа и признаков зимы, картинки на тему «Одежда», тазы со снегом, салфетки бумажные. Кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда, фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань, шерстяная перчатка, листочки комнатных растений, емкость с водой.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я хочу загадать вам загадку. Чтобы вы догадались во что я хочу с вами поиграть и о чем хочу поговорить.
С каждым днём всё холоднее,
Греет солнце всё слабее,
Всюду снег, как бахрома,-
Значит, к нам пришла ….(зима)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на картинке (зима)- Правильно, зима. А какая зима бывает? (Холодная, снежная, белая, морозная)
А какое время года сейчас? Правильно, конечно же зима. А как вы догадались, что зима (снег, мороз, ходим в тёплой одежде). Давайте назовем основные признаки зимы, по которым вы это определили.
---дети называют признаки.
Воспитатель: Ребята, вы любите зиму? А почему вы любите зиму? (много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу). Но у зимы характер бывает разный. Давайте поиграем с вами в игру и назовем как хорошие, так и плохие особенности зимы.
Задание «Зима хорошо, зима плохо»
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной (да)
Динамическая пауза
А для того чтобы выйти на улицу нам нужно одеться.
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю проэкспериментировать и провести интересные опыты, чтобы изучить основные признаки зимы
Итак изучим признак зимы - теплая одежда. Давайте узнаем почему мы одеваем теплую одежду и как одежда согревает нас зимой.
Опыт 1. Лед в шубе.
Нам понадобятся:
Кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда, фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань.
Ход эксперимента:
Воспитататель: Ребята как вы думаете, если льдинку положить в шубу, она растает быстрее? А вовсе нет! Попробуйте, и убедитесь сами: возьмите два кусочка льда, положите их в пластиковые пакеты (чтобы тающая вода не замочила шубу). Один из них заверните в шубу, другой оставьте лежать на открытом воздухе (это будет контрольный экземпляр). И наблюдайте, что с ними происходит. Когда лед на открытом воздухе уже заметно подтает, разверните шубу - вы увидите, что льдинка в ней тает гораздо медленнее. У нас льдинка на воздухе растаяла полностью за полчаса, а льдинка, "одетая в шубу", сохранялась в течении 3 часов!
Динамическая пауза
«Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! А каких зверей и птиц можно встретить зимой в лесу?
(заяц, лиса, белка, снегирь, воробьи, лось, кабан).
- Ребята, а почему животные не замерзают зимой (звери зимой меняют шубу). Давайте с вами узнаем, зачем осенью животные меняют шубки на зимние, более теплые.
Опыт № 2. Какой руке холодно?
Нам понадобится шерстяная перчатка или рукавичка и два кубика льда из морозильной камеры. Ребенок наденет на одну руку перчатку. Положить ему на ладошки по кубику льда на 5 секунд. Какой руке быстрее стало холодно? Почему? Делаем вывод о том, что кожа не пропускает воду, но не защищает от холода и морозов.
Опыт № 3 «Почему заяц зимой белый?»
Отойти как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро показать вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего они скажут, что ничего не видно или плохо видно. Показать еще раз, но держать картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или дети все-таки узнали, кто это? Спросить их, почему так трудно догадаться, кто это? Далее положить серый силуэт зайчика на лист белой бумаги Показать детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!
Вывод. Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Задание «Подбери логическую пару».
Цель: Учить устанавливать связи между предметами рассуждать и доказывать. Развивать умение объединять предметы в пары при наличии общего признака. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание.
Воспитатель: Зимой в лесу очень много снега. Давайте рассмотрим его внимательно.
Воспитатель ставит перед детьми ёмкость со снегом.
- Вы уже не раз брали его в руки, когда гуляли на улице.
- Какой он? (холодный)
Но зима влияет не только на животных, но и растения изменяются с приходом зимы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете нужен ли, важен ли для растений снег?
Опыт №4. Нужен ли зимой растениям снег?
Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности
Воспитатель предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую — под снег на время прогулки. Воспитатель проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега — могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой
Опыт № 5 Изучение свойств снега
Воспитатель кладёт на ладошку каждому ребёнку немного снега и все наблюдают, что происходит.
Дети, какой снег? (холодный, мягкий, белый)
- А что можно лепить из снега? (снеговика)
- а сейчас спрячьте снег в кулачке, и посмотрите что случится. (водичка капает)
- А откуда появилась вода? (из снега)
- А почему снег тает на ладошке? (ладошка тёплая, а снег холодный)
- Конечно, ведь снег любит холод, мороз, а рука у нас тёплая, поэтому снег начинает таять в тёплой ладошке.
-Замёрзли ваши ручки? Давайте вытрем руки салфеткой.
- Куда пропал снег из ваших рук?
- Почему он растаял? Потому что, руки теплые, а снег в тепле тает.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем?
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем
Рефлексия
Чем мы сегодня занимались ребята? Кто приходил к нам в гости? О каком времени года мы с вами сегодня говорили? Что бывает зимой? (снег, холод, мороз, новый год). Какие бывают зимние забавы? (коньки, лыжи, катание с горки, лепка снеговика). Какие эксперименты мы проводили и для чего? Что мы узнали о снеге? (тает в тепле и т. д.)
Что вам запомнилось? А трудности какие –нибудь возникали на занятии?
Сегодня вы были заинтересованными, любопытными, сообразительными. Молодцы!