Пятунина Лариса
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе
Цель:
Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и о пользе, приносимой людям.
Задачи:
- Закрепить знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты.
-Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.
Материал:
презентация «Зелёная аптека», интерактивная доска Smart Boart.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе „Зелёная аптека“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Если вы её разгадаете, то поймёте, о чё м мы с вами сегодня будем говорить:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие
С листьями, колючие.
И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья,
Зовём мы их … (растения) Слайд №2.
Воспитатель: Назовите растения, которые вы знаете? (цветы, травы, кусты, деревья).
- А почему они называются растениями? (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды).
- Ребята, а растения живые или неживые и почему? (растения живые - они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают).
- А где же растёт очень много различных растений? (растения растут в лесу, на лугу, в поле, на клумбе).
Воспитатель: Давно-давно, в старые времена, люди заметили, когда животные заболевали, они уходили. Тогда они решили проследить за животными. Оказалось, что животные уходили в лес и питались травой, цветами и постепенно выздоравливали. Задумались люди, и вскоре поняли, что это не обыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях.
Воспитатель: О каких растениях мы будем говорить? (Мы будем говорить о лекарственных растениях.) Слайд № 3.
Воспитатель: Что такое «Травник». Человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья.
Замечали и составляли специальные книги «Травники» Слайд № 4.
«Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях. Народные травники за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
Воспитатель: Что делают из лекарственных трав? Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло. Слайд № 5.
А сейчас мы с вами соберем «Травник».
1. Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук. (подорожник) Слайд №6.
Подорожник прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником?
2. В поле сестрички стоят,
желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белые реснички (ромашки). Слайд №7.
Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.
3. Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок (мать-и-мачеха) Слайд № 8.
Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Люди варят из этих цветков отвары и лечатся от кашля. Если понюхать его то можно почувствовать запах меда. Поэтому бабочки, пчелы спешат к нему напиться нектара.
4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу- ка в карманчик бывший …. (одуванчик) Слайд №9.
Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.
5. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива) Слайд №10.
Листья крапивы останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватель для волос.
6. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята). Слайд №11.
Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.
Воспитатель: Ребята, как правильно собирать растения.
Правила сбора лекарственных растений? Слайд № 12.
- Хорошо знать лекарственные растения и отличать от ядовитых. - Собирать растения лучше в сухую погоду.
- Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Растения отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
- Собранные растения складывают в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
- Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать их с корнем.
- Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Вы не забыли, что такое Красная книга? (ответы детей).
Воспитатель: Если не соблюдать эти правила, то можно и без растений остаться и лечиться будет нечем.
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в мини-лабораторию. Вы знаете, что в лаборатории должно быть все стерильно, и поэтому нам с вами необходимо надеть халаты (дети одевают халаты). Сейчас мы с вами приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать больное горло. Итак, что мы будем готовить?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, настой из лекарственных растений. Какое растение мы будем использовать, чтобы вылечить горло?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, ромашку. Для приготовления настоя нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку цветков ромашки (воспитатель вызывает к себе помощника). А теперь я залью траву кипятком. Раствор называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите вода, которую я заливала траву, была какого цвета?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, чистая и прозрачная. А теперь накроем настой крышкой и посмотрим, измениться ли цвет воды?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, вода меняет цвет. А почему вода меняет цвет?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Растение отдает воде свой цвет, а вместе с ним и лечебные свойства. Вот и получился настой, которым Незнайка может вылечить свое больное горло.
Воспитатель: Все ребята молодцы,
Потрудились от души!
А теперь немного отдохнем.
Релаксация. Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле - еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг цветы, которые приятно пахнут. Вы слышите тихое пение птиц. Вам спокойно и радостно. Вы отдыхаете. Вы отдохнули?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного о самых обыкновенных растениях. Если вам понравилось путешествие в царство растений, то возьмите ромашку и нарисуйте ей улыбку, а если не понравилось, то пусть ваша ромашка останется без улыбки.