Анна Ефремова
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Народы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Народы россии» (Окружающий мир)
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Задачи:
Образовательные: Формировать и расширять знания детей о России, о многообразии народов, их особенностях.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к народам России;
Воспитывать любовь к своей родине и желание больше узнать о ней.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Словарная работа: Татары, Нанайцы, Башкиры, Казахи, традиционные блюда, Юрта, Национальность.
Предварительная работа: Чтение народных сказок, Беседы, рассматривание глобуса.
Методы и приемы:
Словесные: Художественное слово, Объяснение – Пояснение, Рассказ, Физкульт – минутка.
Наглядные: Презентация
Игровые: Отправление в путешествие, перелеты к разным народам.
Материалы и оборудование: презентация (всё необходимое для показа - проектор, компьютер, доска).
Ход Занятия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Читает стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Спрашивает детей, о чем это стихотворение?
Хвалит за ответы. Говорит о том, что это стихотворение о Родине, о нашей стране России. О том что страна – это не только поля, леса, реки и тому подобное. Страна – это народ, - люди которые в ней живут.
Наша страна Россия – люди в ней россияне. Но в России много народов, например: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши и так далее.
Каждый народ говорит на своём языке, но знает и Русский, это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
У каждого народа не только свой язык, но свои обычаи, традиции, национальная кухня, сказки, игры, танцы, одежда, жилища и многое другое.
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие и узнать о разных народах побольше.
Воспитатель предлагает детям встать и показать, как будто они – это самолет, и изобразить перелет и приземление на стулья.
(Мини физкульт-минутка – Изображаем перелёт).
(Показ презентации)
Первый народ к которому мы прилетели – это Русские. Рассмотрим народные костюмы (сарафан, кокошник, рубаха, сапоги и т. д., русские народные блюда - пельмени, блины, а так же щи, каша, и другие. Русская изба. Русские народные праздники – Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала и др.
(Изображаем перелет)
Следующий народ – это Татары. Говорят татары на татарском языке. Рассмотри татарский костюм (головной убор Калфак, платье, иногда фартук, жилет, у мужчины рубаха, камзол, тюбетейка). Татарские народные блюда – кыстыбый - лепешка с кашей или рагу, или картофельным пюре, катлама тоже лепешка, чак-чак - тесто с мёдом. Татарский дом расписной. Украшен резными резными украшениями. Татарские праздники - Праздник весны - Навруз Байрам; Рамадан - начало поста; Сабантуй – окончание весенних полевых работ. Нардуган (зимнее солнцестояние).
(изображаем перелёт)
Теперь мы прилетели к – Нанайцам. Говорят они на Нанайском языке. Костюмы нанайцы делали из рыбьей кожи. В основном это халаты. И шапки из бересты, а зимой из шкур животных. Обувь – «Уты». Традиционные блюда – Соакта чолони – суп на мясном или рыбном бульоне из полыни. Таксан – рыбный паштет. Тасима – лепешка из дрожжевого теста. Дом нанайцев не большой, зимой в нем жило до 3х семей. Нанайские праздники – Праздник новорожденных, обычай «Омя-Мони» - дерево души для улучшения жизни и продолжения рода.
Физкульт-Минутка: «Самолеты»
Самолёты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели
(присесть, руки к коленям,
Да и снова полетели.
(можно повторить пару раз)
Следующий народ – Башкиры, по другому тюркский народ. Язык башкирский. Народные костюмы Мужской – тюбетейка, бурек, елян, камзул, сарык, ичиги, чекмень, женский – кашмау, нагрудная повязка, елян, сарык украшения. Башкирская кухня – Суп шурпа – наваристый с мясом и зеленью, суп Элеш – большими кусками, напитки – Айран (разновидность кисломолочного продукта) и Кумыс (на основе кобыльего молока). Жили башкиры в войлочных юртах (юрта – это переносной дом). В юртах или многие кочевые народы (кочевые народы – это народы которые всё время передвигаются с места на место. Башкирские праздники – Сабантуй как и у татарского народа, Карга Буткахы – воронья каша. (Женский праздник.) Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. Кис Ултырыу – вечерние посиделки.
(изображаем перелет)
И последний народ который мы сегодня посетим – это Казахи. Говорят на казахском языке. Костюм казах – мужской - Шапан – национальный халат с запахом с переди. Мурак – высокий головной убор закругленный кверху, поля приподняты. Шалбар-Сым – свободные шаровары. Бешмет – верхняя одежда стягивающаяся поясом. Женский – Жаулык –повседневный головной убор. Кулиш Койлек – национальной расклешонное платье. Шалан – халат с большим воротом. Казахская кухня – Баурсак (мучное изделие, у многих народов, Казы – колбаса из конины, Бешбармак - мясо с кусочками теста, Самса – треугольничек с начинкой (похож на пирожок). Жили казахи как и нанайцы в юртах. Казахские праздники – Наурыз (Новый год, Дастархан (щедрые застолья).
Воспитатель говорит детям о том, что пора нам возвращаться. (Изображаем перелет).
Спрашивает детей: «Вам понравилось наше путешествие? Какие народы вам запомнились? Какие больше понравились и почему?»
Похвала детей. А в завершение попросить детей нарисовать то, что больше всего запомнилось.