Елена Колесникова
Конспект НОД по окружающему миру в младшей группе «Приключения домовенка Кузи в заснеженном лесу»
▼ Скачать
Цель: Формировать представления детей о жизни диких животных в зимний период.
Задачи: Уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных (белка, заяц, медведь, куропатка, способах подготовки их к зиме.
Дать представления о взаимосвязи жизни диких животных со средой обитания.
Способствовать развитию у детей познавательного интереса, формированию экологического мировоззрения.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в младшей группе „Приключения домовенка Кузи в заснеженном лесу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Материал: Музыкальная шкатулка, платок-шаль, рюкзак, баночка меда, морковка, орехи, мешочек с зерном, картинки с изображением зимней природы, диких животных и птиц, героев мультфильма «Домовенок Кузя» : девочки Наташи и домовенка Кузи.
Ход занятия:
Воспитатель – Ребята, кто-то в нашей группе шкатулочку музыкальную оставил и вот такой красивый расписной платок. Кто бы это мог быть? (Открывает шкатулку). Какая сказочная музыка! Я кажется догадываюсь, а вы догадались? (Ответы детей) Ну конечно же это сундучок со сказками домовенка Кузи : мы вчера про него мультфильм смотрели!
(Воспитатель примеряет на голову платок.)
- Ой! Что это со мной, кажется я слышу сказку! Хотите тоже ее послушать? Тогда садитесь поудобнее на подушечки и приготовьтесь смотреть и слушать. Слайд 1. «Зимний пейзаж»
Однажды, в начале зимы, выпал снег. Всю землю укрыл, дома, деревья. Все белым-бело! Красиво стало.
Слайд 2. «Домовенок Кузя»
Собрался Кузя в лес сходить, красотой снежной полюбоваться. Оделся потеплее и пошел.
Слайд 3. «Заснеженный лес с сугробами»
В лесу целые сугробы снега намело. Провалился Кузя в сугроб, снег в ботиночки попал: ведь первый снег пушистый, легкий, по нему не пройдешь, провалишься. Ножки у него озябли. Вернулся Кузенька домой.
Слайд 4. «Девочка Наташа»
А девочка Наташа ему говорит – «Ушел, никому не сказал, вот что из этого получилось». Надела Наташа Кузе теплые носочки, сапоги меховые, рукавички дала и, чтобы в снег не проваливаться. Собрала Наташа Кузеньке рюкзачок: положила орешки, морковку, мешочек с зерном, баночку с медом поставила. (Воспитатель показывает детям рюкзак и складывает в него подарки).
«Это еще зачем?» - спрашивает Кузя.
«Пригодится.» - отвечает ему Наташа. Надел Кузя лыжи и пошел в лес.
Слайд 5. «Деревья в снегу, инее»
А в лесу, как в сказке: все деревья снегом засыпаны, на ветках иней; все на солнышке блестит, сверкает.
«В лесу метели не шумят,
В лесу мороз трескучий.
Под белым снегом ели спят
Зеленые, колючие».
Залюбовался Кузенька, вспомнил, как Нафаня ему говорил: иней на деревьях – к морозу. Хотел Кузя дальше идти, да только смотрит, кто-то в голубовато-серой шубке с одного дерева на другое прыгает: хвост распушился, зверьку с ветки на ветку перелетать помогает.
Ребята, догадались кто это?
«Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу!»
(Ответы детей).
Слайд 6. «Белка»
- Молодцы, догадались! Белка летом рыжая, а к зиме голубовато-серая становится. Зимняя шубка у нее теплая, пушистая, в ней никакой мороз не страшен. Свое гнездо белочка в дупле на дереве обустроила, мхом утеплила и запасы себе на зиму приготовила. Подскажите, ребята, что белка себе на зиму запасает? (Ответы детей.) Вспомнил Кузя про свой рюкзачок с гостинцами, достал орешки из рюкзачка и под деревом положил (воспитатель кладет орехи под картинкой). Белка боится, а орешков хочется. Спрыгнула с ветки на снег, а сама на Кузю смотрит: не обидит ли? Схватила орешки и опять на дерево, только хвостиком махнула – спасибо, мол, Кузенька! Посмотрел ей Кузя в след, ух, холодно на одном месте стоять: мороз невелик, а стоять не велит!
- Ребята, покажем Кузе, как можно на морозе погреться:
«Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя!»
- Сразу Кузеньке теплее стало! Пошел он по лесу дальше. Смотрит: с горки ком снежный катится. Интересно, думает, кто это тут бабу снежную лепить собрался? Присмотрелся, а у кома вроде бы глазки черные смотрят, а вот и ушки длинные показались. Кто же это: «На горку бегом, с горы кувырком!». Подскажите, ребята! (Ответы детей).
Слайд 7. «Заяц»
Конечно, это заяц: в серой шубке на белом снегу нелегко от врагов спрятаться. Вот и надевает зайчишка на зиму шубку белую, теплую.
Стоит заяц, ушками от страха трясет, прыгнул в кусты – спрятался, трусишка!
Погоди, думает Кузя, у меня и для тебя гостинчик есть в рюкзаке.
Дети, а какой гостинец у Кузи для зайца? (Ответы детей.) А чем зайцы питаются зимой в лесу? (Ответы детей.)
Достал Кузя морковку и положил под кустик (воспитатель кладет морковку под картинку, а сам дальше пошел. Выбрался зайчишка из своего укрытия и давай морковку грызть – где он зимой в лесу еще такое угощение найдет!
Вышел Кузя на полянку лесную. Осмотрелся вокруг, смотрит из снега перышки белые торчат. Кто же это, думает, тут перья растерял? Хотел собрать, а снег вдруг как крыльями замашет и на дерево опустился. Кузенька напугался сначала, никогда он не видел, чтобы снег с земли так на деревья садился. Присмотрелся, а это и не снег вовсе: сидят на дереве диковинные, белые птицы.
Слайд 8. «Белые куропатки»
Дети, кто помнит, как эти белые птицы называются? Правильно, это куропатки. Они к нам на зимовку с севера прилетают. Летом куропатки носят ярко- коричневые перья, а на зиму надевают белые, чтобы на их не видно было в снегу, где они спят. Прямо с дерева вниз головой в рыхлый снег бросаются и там ночуют.
«Куропатки на ночлег
В голубой нырнули снег.
И до самого рассвета,
В этом сказочном снегу,
Куропаткам снилось лето
С голубикой на лугу».
Питаются куропатки зимой замерзшими ягодами и семенами, которые они находят, разгребая лапками снег. Подскажите Кузе, что у него в рюкзаке для птиц припасено и покажите ручками, как нужно снег разгрести под деревом. (Дети отвечают и показывают движения руками. Воспитатель насыпает зерно под картинкой). Разгреб Кузя снег под деревом и насыпал зерна из мешочка куропаткам – угощайтесь! А сам дальше на лыжах пошел.
Добрался Кузя до лесной чащи. Деревья высокие стоят, все сосны да ели. Заметил Кузя у большой сосны сугроб интересный: из сугроба чуть заметная струйка пара поднимается. Это что же, подумал Кузя, сугроб дышит? Подошел поближе, прислушался – нет, это под снегом кто-то посапывает. Кто бы это мог быть, ребята?
«Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна!»
Слайд 9. «Медведь»
(Ответы детей).
За лето медведь наелся досыта орешков кедровых, ягод да рыбы, да и спит теперь в теплой берлоге, посапывает, аж пар из-под снега идет! А чем еще любит мишка лакомиться, ребята? (Ответы детей). Достал Кузя из рюкзака баночку с медом и поставил ее в сугроб: проснется медведь весной, когда снег начнет таять, голодный, обрадуется сладенькому! (Воспитатель ставит баночку с медом под картинку.)
- Ну вот и рюкзак пустой, все гостинцы Кузя лесным жителям раздал. Пора и домой возвращаться : солнышко на закате, мороз крепчает. Поспешил Кузенька домой, чтобы рассказать Наташе о своих приключениях в зимнем лесу.
Как вы думаете, дети, о чем расскажет Кузя девочке Наташе?
Почему Кузя не сразу узнал лесных жителей? Почему они изменились?
Как жители леса к встрече с зимой подготовились?
Кому какие гостинцы оставил Кузя?
Воспитатель открывает музыкальную шкатулку и под звуки музыки снимает платок с головы. Вот и закончилась сказка!