Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «мама». Знакомство с ударным слогом»

Елена Плахова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «мама». Знакомство с ударным слогом»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом"

Программное содержание :

1) закреплять умение детей делить слова на слоги;

2) учить вычленять в слове ударный слог;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Звуковой анализ слова „мама“, Знакомство с ударным слогом“» размещена в разделах

3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.

Раздаточный материал: : полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.

Ход НОД

1. Орг. момент.

Воспитатель: (Звонит в колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг-

Слева - друг, и справа - друг

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Вот какие мы дружные и весёлые. Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.

2. Вход в деятельность.

Воспитатель: Что ж за занятие у нас сегодня?

Дети: Начала грамоты.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На столах лежат фишки и полоски - схемы для звукового анализа слов.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Красного, синего, зелёного.

Воспитатель: Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.

Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?

Дети: Да ( Рассказывают: красный - гласный звук, синий - твёрдый согласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)

Воспитатель: Мы даже покажем игру "Назови звук"! (Воспитатель показывает красную фишку - дети называют гласные звуки : а, о, у, э, и, ы; синюю фишку - дети называют твёрдые согласные звуки : р, м, л, и др. ; зелёную фишку - дети называют мягкие согласные звуки : сь, дь, вь и др.

3. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а Машенька - то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка (Читает)

Слово это тёплое сердце согревает,

И без слова этого жизни не бывает.

Утром, днём и вечером я твержу упрямо

Это слово вечное, ласковое — …

(мама)

Воспитатель: Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она?

Дети: Красивая, добрая, нежная.

Воспитатель: Я предлагаю сделать звуковой анализ слова - мама. (У доски работает один хорошо подготовленный ребёнок, остальные работают на местах)

Воспитатель: Сколько звуков в слове - мама?

Дети: Четыре звука.

Воспитатель: Сколько гласных в этом слове?

Дети: Два гласных звука.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Гласные звуки - а, а.

Воспитатель: Сколько слогов в слове -мама?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Как вы узнали, что в слове мама - 2 слога?

Дети: Два гласных звука.

Воспитатель: Назовите первый слог.

Дети: Ма.

Воспитатель: Какой второй слог?

Дети: Ма.

Воспитатель: Слоги в слове мама одинаковые или разные?

Дети: Одинаковые.

Воспитатель: Послушайте, одинаково ли они произносятся - маама?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой слог произносится чуть протяжнее?

Дети: Первый слог "ма".

Воспитатель: Произнесите это слово так же. (Дети произносят)

Воспитатель: Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно -мамаа.

Воспитатель: Правильно я сказала слово -мама?

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно, так не говорят. Правильно - маама.

Воспитатель: Слог, который произносится чуть протяжнее, который "заметнее" в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.

Есть даже стихотворение об ударении :

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром.

Эй, невидимка - молоток.

Отметь его ударом!

И молоток - стучит, стучит,

И - чётко речь моя звучит!

4. Динамическая пауза.

Воспитатель: А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку.

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, садимся на свои места.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть в прятки?

Дети: Да.

Воспитатель: В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Поищи слово".

Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове"песок".(Дети делят слово на слоги : пе - сок.)

Воспитатель: Какое же слово спряталось?

Дети: Сок.

Слова для игры : Рыбак, фасоль, Борис, кулак, пирог, король.

5. Открытый выход из деятельности.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня занятие?

Чем мы сегодня занимались?

Кто к нам приходил в гости?

Дети: Кукла Маша.

Воспитатель: А в слове Маша сколько слогов?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Позовите Машу.

Дети: Мааша.

Воспитатель: Как же называется слог, который произносим более протяжно?

Дети: Ударный.

Воспитатель: Какой же ударный слог в слове Маша?

Дети: Ма.

Воспитатель: Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группеДидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группе Коллеги, представляю вам дидактическую игру, которую можете вы сделать своими руками. У детей 4-5 лет наблюдается особая чувствительность,.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф»Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «мама». Знакомство с ударным слогом»
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 22:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «мама». Знакомство с ударным слогом»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Плахова (УИ 2980385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД