Катерина Стрельникова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности с ТНР «Звуки [а]-[у]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки [A], [У]»
Цель: овладение анализом и синтезом звуковых сочетаний из двух звуков.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: обучение анализу и синтезу звуковых сочетаний из двух звуков; закрепление умения четко артикулировать гласные звуки [A], [У];
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности с ТНР „Звуки [а]-[у]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Коррекционно – развивающие: совершенствовать мелкую моторику рук, внимание и память;
3. Коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей умение слушать друг друга.
Раздаточный и демонстрационный материалы: сундук, зеркала 5 штук, картинки с артикуляцией звуков [A], [У], картинка буквы А, У, мячи су – джок 5 штук, картинки «Мальчик заблудился в лесу», «Малыш плачет».
Ход совместной деятельности
Мотивационный момент
(Дети заходят и видят на полу сундук)
Педагог: - Здравствуйте, ребята! (приветствие детей). Смотрите, что это? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем здесь стоит сундук? (Ответы детей). Он закрытый, а как мы его можем открыть? (Ответы детей). Правильно, надо сказать волшебные слова. Я вам сейчас произнесу слова, а потом мы все вместе их повторим. Хорошо? (Ответы детей).
Чок – чок – чок
Открывайся сундучок
(Педагог открывает сундук, показывает зеркала, акцентирует внимание детей на картинку с артикуляционной гимнастикой и приглашает сесть за столы)
Актуализация имеющихся знаний
Педагог: - Ребята, эти зеркала не простые, а волшебные, они помогут вам научиться красиво и правильно говорить (педагог раздает зеркала детям). Поэтому сейчас мы с вами поиграем с языком. Я буду называть упражнение, а вы будете его повторять, смотрясь в зеркало. Хорошо? (ответы детей).
(Педагог называет упражнения артикуляционной гимнастики «Улыбка», «Труба», «Окно», «Забор», «Лопата», «Иголка», «Лошадка)
- Какие вы молодцы, у вас так хорошо получается!
Игра «Эхо»
Педагог: - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в одну игру, называется она «Эхо». Вам нужно будет отгадать и назвать какие звуки я хочу произнести. Готовы? (ответы детей). (Педагог беззвучно произносит звук [A], дети отгадывают. Затем прикрепляет на доску картинку с артикуляцией этого звука).
Педагог: - Давайте еще раз повторим какой это звук? (ответы детей)
- Почему звук [A] гласный? (ответы детей)
- Давайте все вместе пропоем этот звук.
- Каким цветом мы обозначаем звук [A]? (ответы детей).
- Как правильно произнести этот звук? (ответы детей)
- Еще, ребята запомните, что звуки мы слышим и говорим.
- Посмотрите на доску и скажите, какая эта буква? (педагог вывешивает букву А, ответы детей)
- Буквы мы видим и пишем.
- Давайте вместе произнесем правильно звук [A] (дети выполняют задание). Молодцы! Вы правильно отгадали первый звук. Теперь попробуйте отгадать второй звук. (Педагог беззвучно произносит звук [У], дети отгадывают. Затем прикрепляет на доску картинку с артикуляцией этого звука).
- Давайте еще раз повторим какой это звук? (ответы детей)
- Ребята напомните мне, что мы со звуками делаем? (ответы детей)
- Скажите, а почему звук [У] гласный? (ответы детей)
- Давайте все вместе пропоем этот звук.
- Каким цветом мы обозначаем звук [У]? (ответы детей).
- Как правильно произнести этот звук? (ответы детей)
- Посмотрите на доску и скажите, какая эта буква? (педагог вывешивает букву У, ответы детей)
- Напомните мне, что мы с буквами делаем? (ответы детей)
Какие вы у меня молодцы! Чтобы продолжить дальше нашу работу с волшебными зеркалами, мы с вами немного отдохнем. (педагог раздает детям мячи су – джок)
Физкультминутка с мячами су – джок
Я мячом круги катаю,
Назад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Получение новых знаний
(педагог показывает картинку «Мальчик заблудился в лесу»
Педагог: - Ребята, посмотрите пожалуйста на картинку и скажите кто это? (ответы детей) Где он находиться? (ответы детей) Как вы думаете, что у мальчика случилось? (ответы детей). Правильно, на этой картинке мальчик заблудился в лесу. Что кричат в лесу, когда потерялись? (ответы детей). Конечно, мы кричим АУ. (педагог под картинкой вывешивает слог АУ)
Давайте все вместе произнесем АУ. Теперь посмотрите в свои зеркала и повторите АУ.
- Какой первый звук слышится? (ответы детей)
- А второй? (ответы детей)
- Сколько всего здесь звуков? (ответы детей)
- Молодцы, все правильно.
А теперь посмотрите на эту картинку (педагог показывает детям картинку как малыш плачет). Что здесь изображено? (ответы детей). Правильно, на этой картинке малыш плачет. Как вы думаете, как он плачет? (ответы детей). Конечно, ребенок кричит УА. Давайте все вместе произнесем УА.
- Какой первый звук слышится? (ответы детей)
- А второй? (ответы детей)
- Сколько всего здесь звуков? (ответы детей)
- Молодцы, все правильно. Сейчас мы возьмем зеркала и попробуем повторить сначала АУ, теперь УА. (дети повторяют, смотрясь в зеркала) Вы такие молодцы, у вас так здорово получается! Теперь мы с вами научились соединять два гласных звука и правильно их произносить, а в этом нам помогли наши зеркала.
Игра «Найди слово»
Педагог: - К нам в гости пришел аист и принес с собой слова со звуком [A].
Посмотрите внимательно и назовите слова эти слова. (дети смотрят на картинку и называют слова). Все эти слова начинаются на звук [A].
- Еще к нам в гости пришла утка, она принесла для вас слова со звуком [У]. Давайте назовем какие это слова. (дети смотрят на картинку и называют слова). Все эти слова начинаются на звук [У]. Молодцы, вы все слова назвали правильно.
Подведение итогов
Педагог: - Ребята, назовите пожалуйста звуки, о которых мы сегодня говорили? (ответы детей). Давайте все вместе их произнесем. Какие они? (ответы детей). Почему они гласные? (ответы детей). Давайте их пропоем. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (ответы детей). Запомните, что звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.
- Ну вот и закончилось наше с вами путешествие в мир красивой речи. Вы сегодня все большие молодцы! А за новыми знаниями мы отправимся при следующей встрече и в этом нам помогут волшебные зеркала, которые вы можете взять с собой.