Светлана Хомякова
«Путешествие в страну чудес». Конспект НОД по обучению грамоте (звук и буква Л) в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква Л. «Путешествие в страну чудес»
Задачи:
1. Дифференциация звуков [л] - [л'] в словах и фразах.
Обучение звуковому анализу и синтезу.
Закрепление звукобуквенных связей.
2. Развитие фонематического слуха, пространственной ориентировки, зрительного
внимания.
3. Воспитание доброты, коллективизма, умения выполнять игровые навыки.
Публикация «„Путешествие в страну чудес“, Конспект НОД по обучению грамоте (звук и буква Л) в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Оборудование: письмо, ребус, картинка «Карета», предметные картинки на звуки [л] - [л'], звуковые линейки, наборы схем, фасоль, «волшебная картинка», зонтики, игры «Собери цветок», «Собери бусы», слоговые брёвнышки, перфокарты, книжки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Проблемная ситуация
(Дети под музыку входят в зал)
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Утром в детский сад пришло письмо. Вы хотите узнать от кого оно? Это мы узнаем, когда расшифруем ребус. (Алиса)
Письмо: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в страну чудес. Ваша Алиса»
- Вы хотите отправиться в путешествие? Нас ждут интересные испытания, справившись с ними, мы узнаем, что нам приготовила Алиса в Стране чудес. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь. Скажем волшебные слова: Вокруг себя повернись и в карете очутись. - Вот мы с вами сидим в карете, запряженной лошадьми. В пути нас сопровождает теплое весеннее солнышко.
2. Звук [л]. Характеристика звука Ребята, а кто везет нашу карету? (Лошади) - Назовите первый звук в слове «Лошади». - Расскажите, как мы произносим этот звук?
Узкий кончик языка Л получится певучий,
Вверх в зубы упирается. Плавный, ласковый и звучный:
По бокам от языка Ласка, лама, ландыш, лапа,
Воздух пробирается. Лук, луна, лужайка, лампа.
- Кто даст характеристику звуку [л]? - Кто пригласил нас в гости? (Алиса) - А в этом слове, какой звук (твердый или мягкий?
Ребё нок: Мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
3. Определение места звука в слове. Составление звуковой схемы слова
- В письмо Алиса положила картинки. Давайте определим, где в слове находится звук [л] или [л'].
Мы со звуком Л играем,
Слово к слову подбираем.
Определение позиции звука в слове по звуковой линейке
- Ребята, давайте составим схему слова «Алиса».
- Алиса - это слог или слово?
- Разделите слово «Алиса» на слоги. Назовите первый, второй, третий слог.
Дети работают с фишками, дают характеристику звукам
4. Буква Л. Нахождение буквы Л на «волшебной картинке» - Посмотрите, какая необычная картинка. Что же это может быть? Буква Л решила поиграть с Вами в прятки. Найдите все буквы Л на картинках.
Дети отгадывают, что в каких предметах «спряталась» буква Л
- Я предлагаю вам выложить букву Л, при помощи фасоли.
Дети выполняют задание
- Теперь мы можем ехать дальше.
5. Подвижная игра «Веснянка». Диалог с Веснянкой
- За окном появился заколдованный лес. Чтобы мы могли ехать дальше, нам нужно расколдовать его. Что же делать? Я вижу к нам кто-то идет.
- Да, это Веснянка к нам в гости пришла! Веснянка, мы хотим поиграть с тобой.
Весна, весна красная! Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Приди, весна, с радостью, идут в противоположную сторону,
С радостью, с радостью,
С великой милостью: останавливаются, поднимают руки вверх,
Со льном высоким, встают на носочки, вдох,
С корнем глубоким, приседают, опускают руки, выдох,
С дождями сильными,
С хлебами обильными. взявшись за руки, бегут по кругу.
Дети: Ну, Веснянка, как дела?
Веснянка: У меня уборка!
Дети: Для чего тебе метла?
Веснянка: Снег смести с пригорка.
Дети: Для чего тебе ручьи?
Веснянка: Мусор смыть с дорожек.
Дети: Для чего тебе лучи?
Веснянка: Для уборки тоже.
Всё промою, приберу,
Вас я в гости приглашу!
6. Подбор слов-рифм
- Спасибо, Веснянка, за приглашение. Помоги нам, пожалуйста, выбраться из заколдованного леса.
Веснянка: Хорошо, помогу, если угадаете слова.
Солнце пригревает, На речке треснул лед. Речка льдины подгоняет. Что же это?. (ледоход)
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи И лес оденется. (листвою)
Апрель, апрель,
на дворе звенит. (капель)
Веснянка: Молодцы, справились с заданием.
7. Отгадывание и объяснение загадок - Спасибо Веснянка, но нам надо ехать дальше. Смотрите, за окнами появилась страна загадок. Чтобы проехать дальше, нужно отгадать загадки.
Хвост пушистый, Стройный, быстрый,
Мех золотистый, Рога ветвисты.
В лесу живет, Пасется весь день.
В деревне кур крадет. (Лиса) Кто же это?. (Олень)
За горами, за полями, Трав копытами касаясь,
За высокими лесами Ходит по лесу красавец.
Хищник – ворище Ходит смело и легко,
По ночам рыщет, добычу ищет, Рога раскинув широко. Зубами щелк. Кто это? (Волк) (Лось)
- Молодцы, все загадки отгадали правильно.
8. Чтение слогов
- К чему привёл нас путь? (К ручью)
- Чтобы перейти через ручей, надо прочитать слоги, которые написаны на бревнышках.
Дети читают серии слогов
9. Танец с зонтиками - Мы с вами попали в страну танцев. - Веснянка в гости к нам пришла, весенний дождик принесла. (раскрыть зонтик)
10. Составление и чтение слов
- Продолжаем наше путешествие. Мы приближаемся к стране чудес.
Выходит Алиса
Алиса: Ребята, спасибо вам за то, что вы приняли мое приглашение. У меня были очень красивые бусы, но они рассыпались. Я предлагаю вам выложить эти бусинки по размеру от самой большой к маленькой. Выложив бусы, прочитайте слово, которое получится.
Дети выкладывают и читают слова
Алиса: Ребята, мы с вами на лесной полянке. На ней очень много цветов. Но что с ними произошло? Помогите найти две половинки цветка, одинаковые по цвету, прочитайте получившееся слово и составьте с ним предложение.
11. Письмо слов. Работа с перфокартами Алиса: Весна оставила нам открытки, какие они красивые. Давайте подпишем их. Посмотрите внимательно на открытку и в пустых клеточках напечатайте название вашей картинки. Только помните, что в каждом слове обязательно должна быть буква Л.
12. Сюрпризный момент Алиса: Молодцы. За то, что вы были такими активными, дружными и правильно выполнили все мои задания, я хочу вам подарить подарки.
Алиса дарит детям книжки- малышки и прощается с детьми
13. Итог занятия
- Наше путешествие подошло к концу. Пришла пора возвращаться в детский сад.
Вокруг себя повернись,
И в детском саду очутись.
- Ребята, вам понравилось путешествовать?
- Где мы с вами побывали?
- Какие звуки мы с вами повторяли?