Анастасия Афанасьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Р], [Р’] и буква Р. Игры от Федоры»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
«Звуки Р,Рь и буква Р. Игры от Федоры»
Цель: знакомство с буквой Р.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с буквой и закреплять образ буквы «Р»;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звуки [Р], [Р’] и буква Р, Игры от Федоры“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- актуализировать знания детей о понятиях: «звук», «буква», «слово», «предложение» ;
- учить составлять слова по заданным буквам;
Развивающие:
- развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;
- развитие зрительной памяти;
Коррекционные задачи:
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов;
- закреплять навык графического изображения буквы Р, профилактика дисграфии и дислексии;
Воспитательные задачи:
- воспитание навыков внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки;
Оборудование: запись (сообщение от Федоры, предметные картинки, «тарелочки» -предметы для игры «Собери тарелку», рабочие листы (работа с графическим образом буквы, символы- схем для звукового анализа слов;
Ход занятия:
1. Мотивационный момент:
- Ребята, к нам часто заглядывают сказочные герои на занятия, но сегодня одна героиня не смогла прийти, но прислала звуковое сообщение. Хотите знать от кого сообщение?
- Послушайте её и узнайте, о какой сказке и героине сегодня пойдё т речь:
Загадка:
В сказке этой, вот беда,
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда, куда!»
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Все виновную прощают,
Без хозяйки плохо быть,
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.
Дети (хором) : «Федорино горе»!
На экране появляется изображение тетушки Федоры.
Включается звуковое сообщение :
- Добрый день ребята! Вы знаете, что сейчас я очень занята, слежу за порядком в доме. Но приготовила для вас разные интересные задания со звуками и буквами, с которыми вам нужно будет справиться. Удачи вам!
2. Объявление темы занятия
- А вот с каким звуком вы будете сегодня играть, вы узнаете, если справитесь с первым заданием тетушки Федоры. Послушайте цепочку слогов и назовите один и тот же звук в каждом слоге. РА-РО-РУ
- Правильно, с этим звуком (Р) мы знакомимся сегодня.
3. Актуализация имеющихся знаний.
- Ребята давайте вспомним:
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какими бывают звуки?
- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)
- Какие звуки называют согласными?
- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)
- А еще? (звонкими и глухими)
4. Характеристика звука Р, Рь
У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].
- При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)
Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
5. Дифференциация Р и Рь, место звука в слове.
- Сейчас проверим, как слышите вы эти звуки в речи. И это 2 задание от тетушки Федоры
Упражнение «Хлопни – топни»
- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топни ногой, если в слове слышен звук Рь : треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.
Или
Упражнение «Разбежались все слова»
- Разбежалась вся посуда, нет тарелок. А еда: Фрукты, овощи, продукты разбежались кто куда. Задача: разобрать в две группы слова на картинках.
сковорода, графин, картофель, помидор, - общий звук Р
тарелка, огурец, редис, кастрюля- общий звук рь
Упражнение «Найди место звука в слове» (несколько слов со слайда разобрать)
- Где может находиться звук в слове? (В начале, середине, конце)
6. Знакомство с буквой «Р». Графический образ буквы.
- Как же на письме мы будем обозначать звуки Р и РЬ?
- А вы знаете, как выглядит буква Р? На что она похожа?
Давайте встанем и покажем.
1) (Дети встают)На что похожа буква Р? Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Встать на ножки поскорей,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Букву Р пишу я так :
Представляю – это флаг.
Шест прямой, а полотно –
Справа и кругло оно. (Е. А. Тырнова)
2) Дети находят букву «Р» в кассе букв.
3) Прописывание буквы в воздухе.
4) Выкладывание буквы ниткой на бархатной бумаге (можно заменить на другое или убрать)
Игра «Тарелочки от тетушки Федоры»
- А вот еще одно задание от Федоры. Она оставила для нас свою посуду и просит найти тарелочки, на которых изображена бука Р.
- Рассмотрите буквы на тарелочках и скажите, какие изменения с данными буквами надо выполнить, чтобы они превратились в букву Р?
7. Работа с рабочими листами
На них:
Группа букв Р, изображенных правильно и нет- обвести верные
Вертикальная палочка- допечатать букву Р, печатаем букву Р и слоги РА, РО, РУ,
8. Ребус –отгадка (Роза) Федора теперь не только ухаживает за посудой но и разводит цветы. Угадайте какой любимый цветок тетушки Федоры.
9. Звуковой анализ слова
Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.- задание о Федоры.
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.
([Р] – согласный, твердый, звонкий)
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику
([О] – гласный)
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику
([З] – согласный, твердый, звонкий)
-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику
([А] – гласный)
- Сколько звуков в этом слове? (4)
- Назовите 3-ий звук (з, 2-ой звук (о).
-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?
- Сколько в этом слове слогов? (2)
- Давайте запишем это слово на листе, рядом со слогами.
10. Составление предложения
Работа со словами со словами Федора и роза
11. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?
Дайте его характеристику звуку Р, Рь?
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Сбор рабочих листов в подарок для тетушки Федоры.