Айгюн Бахрам Кызы Шукюрова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у Азбуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении слого-звукового анализа. Развивать логическое мышление, связную речь.
Программное содержание :
Обучающие задачи :
продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
продолжать учить детей делить слова на слоги, умению читать слова;
закреплять у детей умение составлять предложения;
продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Развивающие задачи:
формировать навыки фонетического анализа и синтеза;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „В гостях у Азбуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные;
развивать слуховое внимание;
развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь.
Воспитательные задачи:
воспитывать желание активно работать на занятии;
воспитывать доброе отношение друг к другу;
воспитывать желание учиться, быть грамотным
Тип образовательной деятельности: по закреплению знаний, умений, навыков.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, работа со звуками, чтение предложений по схемам.
Предварительная работа воспитателя: подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
Методические приемы:
Игровой: успокаивающие упражнения перед занятием, использование сюрпризных моментов, дидактическая игра «Родственники», физкультминутка.
Наглядный: использование иллюстраций, схемы, звуковые ленты.
Словесный: беседа, объяснения, музыкальное сопровождение, вопросы воспитателя, ответы детей.
Практический: работа со звуковыми лентами.
Оборудование: магнитная доска, буквы, схемы, звуковые часы, карточки для звукового анализа.
Демонстрационный материал: письмо, иллюстрации.
Раздаточный материал: карточки для определения места звука в слове, чистые листы, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон мне доставил письмо (показывает) от Азбуки (читает) : «Дорогие ребята, жду вас в гости.».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Азбуке, но Азбуку охраняют два стражника – вопросительный и восклицательный знаки. Они преградили и путь и сказали, что в Азбуку может попасть только тот, кто правильно ответит на все их вопросы. Они подготовили разнообразные задания: составлять предложения, чертить схемы, делить слова на слоги, проводить слово-звуковой анализ слова. То есть будем делать все то, что мы знаем и умеем.
II. Основная часть.
Воспитатель: Чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах. В чем разница между звуком и буквой?
Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.
Воспитатель: Ребята, в Азбуке живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются?
(Гласные)
Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки?
(Согласные)
Какие бывают согласные звуки?
(Твердые и мягкие)
Воспитатель: Теперь я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями.
Задание № 1. Звуковой анализ слов (за столами) .
Воспитатель: «Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле. На реку
И по снежку, и по цветку.»
(Весна)
Воспитатель: Скажите слово весна так, чтобы мы услышали первый звук. Звук «в» произносится твердо или мягко?
(Мягко)
Поставьте фишки, обозначающие остальные звуки.
Дети перечисляют.
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове «весна»? (Пять). Прочитайте слово. Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. Сколько в слове гласных звуков? (Два). Назовите гласные. Какой слог ударный? (слог «на»). Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове ударный слог? (Второй) .
Задание № 2. Звуковые часы.
Воспитатель: Посмотрите, какие интересные необычные часы. Давайте проверим, как они работают. Покажите на часах картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, с мягкого согласного звука. ( На часах картинки: ананас, бабочка, лимон, лук, вилка) .
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз – туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя,
Раз – присели, два – встали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Задание № 3. «Живое предложение».
Воспитатель: А следующее задание очень интересное. Но сначала я хочу у вас что-то спросить. Скажите мне, пожалуйста, из чего состоят слова? (из букв).
А из чего состоит предложение? (из слов) .
Воспитатель: А кто скажет, с какой буквы начинают писать предложение? (С заглавной) .
Воспитатель: А что ставится в конце предложения? («.», «!», «?») .
По схеме дети составляют предложения из 2, 3 и 4 слов.
Задание № 4. Дидактическая игра «Родственники».
Воспитатель: могут ли быть родственниками ежа ёлка, медведь, енот, клубок? Объясните, что между ними общего?
1. Ёлка такая же колючая, как и еж.
2. Медведь тоже спит зимой, как и еж.
3. Енот живет в норе, как и еж.
4. Еж сворачивается и похож на клубок.
Задание № 5. «Лишняя буква».
Воспитатель: А теперь буквы хотят поиграть с вами. Назовите буквы в каждом ряду. Отгадайте, какая из них лишняя, и объясните, почему.
Д Л А З В (А – гласная среди согласных) ;
А О У Э Ы И Й (Й – согласная среди гласных) ;
Е Ё И Ю Я (И – не обозначает двойной звук) .
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Азбука довольна вашими ответами. А теперь давайте нарисуем Азбуке воздушные шарики и подарим ей. В каждом шаре напишем слоги, начинающиеся с твердого согласного звука, раскрасив их зеленым цветом, с мягкого согласного звука, раскрасив их синим цветом.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад. Скажите, где вы были? Что делали? Какие задания вы выполняли. Что было для вас сложным? Интересным? Самым трудным?
Воспитатель: Ребята, спасибо вам за то, что вы были внимательными, послушными, сообразительными и выполнили все задания! Надеюсь, путешествие вам запомнится надолго, а с Азбукой вы станете дружить и в дальнейшем.