Любовь Николаевна Шаронова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по стране сказок»
Тема «Путешествие по стране сказок»
Цель: совершенствовать фонематический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).
Задачи:
Образовательные: Обобщить и закрепить знания детей о сказках, и сказочных персонажах. Учить выделять первый звук в составе слова и характеризовать его по артикуляционным признакам. Упражнять в составлении предложений, в делении слов на слоги. Закрепить умение согласовывать имена существительных с именами числительных.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие по стране сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, грамматический строй речи.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к сказкам; умение работать в коллективе, желание помочь друг другу.
Материалы (оборудование) : ноутбук, проектор, экран, картинки к сказкам : «Золотой ключик или приключения Буратино", «Кот в сапогах», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Золушка», «Айболит», «Сказка о рыбаке и рыбке», карточки с заданиями, простой карандаш.
Предварительная работа: работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Скажите, какое у вас настроение (хорошее, веселое)
Возьмитесь за руки и передайте свое хорошее настроение друг другу и гостям.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Воспитатель:
Сказку любим с детских лет.
Сказка шлёт нам свой привет.
И девчонки, и мальчишки –
Все читают сказки в книжках.
Сказка учит нас добру,
Помогать всегда в беду.
Нас герои в гости ждут,
В сказку добрую зовут.
Наша помощь им нужна
Вы готовы, дети?
- Да!
Что ж, друзья, пора в дорогу,
Поспешим мы на подмогу!
Воспитатель:
Ребята, сегодня я приглашаю вас в страну сказок. А отправимся мы туда на волшебном поезде.
Наш волшебный паровоз уже выпускает пар из-под колёс, слышите: ч-ч-ч
Воспитатель:
Садитесь в вагончики. Наше сказочное путешествие начинается!
(дети встают «паровозиком» друг за другом и передвигаются по залу, проговаривая слова)
Поезд мчится и свистит
И колесами стучит
Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
Воспитатель:
Поезд домчал нас до страны сказок. Выходите из вагончиков и устраивайтесь поудобнее.
Воспитатель:
Привет, меня зовут Мальвина!
Я подружка Буратино.
Мне послушен Артемон,
А Пьеро в меня влюблен.
У меня чудесный домик
На лесной опушке.
Приглашаю в гости всех
Вас, друзья-подружки!
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: сказка "Золотой ключик или приключения Буратино"
Воспитатель:
Мальвина говорит, что Буратино совсем не желает учиться. Снова не выполнил домашнее задание. А задание такое:
1 задание «Назови первый звук в слове»
Нужно назвать картинку на волшебном цветочке, определить первый звук в этом слове и дать характеристику этого звука.
Воспитатель:
Ребята, давайте поможем Буратино.
(дети по очереди берут цветок, называют картинку, выделяют первый звук и дают характеристику этого звука)
Индюк. В этом слове первый звук [и]. Звук [и] гласный.
Волк. В этом слове первый звук [в]. Звук [в] согласный.
Утка. В этом слове первый звук [у]. Звук [у] гласный.
Жук. В этом слове первый звук [ж]. Звук [ж] согласный.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Выполнили задание! Буратино очень рад и благодарит вас за помощь.
Воспитатель:
Наше путешествие по стране сказок продолжается.
По волшебной тропинке шагаем,
В сказку новую попадаем!
Воспитатель:
Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
Что за зверь гуляет в сказке?
Ус топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках
И в огромных сапогах.
(Кот в сапогах)
Воспитатель:
Это сказка :
Дети: Сказка «Кот в сапогах»
Воспитатель:
А вот и герой сказки встречает нас.
Ребята, вы узнали его?
Дети: Да! Это Кот в сапогах!
2 задание «Поймай рыбку»
Воспитатель:
Кот приглашает нас на рыбалку. Рыбки в пруду непростые, на них написаны слоги. Прочитайте слог, выловите рыбку, и положите её в ведро. От рыбок рисуйте стрелочку к ведру.
(дети с воспитателем читают слоги АР,ОР,УР,ИР,ЫР,ЭР и называют гласные звуки).
Воспитатель:
Молодцы! И это задание оказалось вам под силу!
Воспитатель:
Кот в сапогах любит ловить не только рыбок из пруда. Он с удовольствием ловит и мышей.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Воспитатель:
Пока мы играли, в сказочной стране случилась беда. Гуси-лебеди унесли братца.
Посмотрите, в избушке сидит Баба-Яга, сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Вы узнали эту сказку?
Дети. Да!
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: сказка «Гуси-лебеди».
3 задание "Заколдованное слово"
Баба-Яга заколдовала слово – спрятала его в волшебную таблицу. А сестрице дала задание – расколдовать его. «Расколдуешь – отдам братца, не расколдуешь – берегись!».
Ребята, давайте поможем сестрице расшифровать слово. В таблице буквы. Если вы найдёте и зачеркнёте все парные буквы, то из оставшихся букв сможете прочитать слово.
Дети: (выполняют задание и читают «ДОМ», затем разбирают слово, определяют звуки)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы спасли сестрицу и братца! А нас ждёт следующая сказка.
Воспитатель:
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В сказку попадем!
Воспитатель:
Как называется сказка?
Дети: сказка «Хаврошечка»
Воспитатель:
Я вижу маленькую девочку и ей тоже нужна помощь.
Вспомните сказку о том, как одна девочка осталась сиротой и взяла её к себе злая хозяйка, у которой было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. Как звали девочку сироту?
Дети: Крошечка-Хаврошечка!
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поможем Крошечке-Хаврошечке.
4 задание «Собери яблоки»
Злая хозяйка приказала Крошечке-Хаврошечке собрать яблоки в три корзины.
На яблоне необычные яблоки, с картинками. Назовите картинки, определите количество слогов в каждом слове и разложите яблоки-картинки по корзинкам.
(дети выполняют задание)
Воспитатель:
Молодцы! Помогли Крошечке-Хаврошечке!
Воспитатель:
Мы продолжаем путешествовать по сказочным дорожкам, и кажется, оказались в новой сказке.
Воспитатель:
Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю. (Золушка.)
Воспитатель:
Как называется сказка?
Дети: сказка «Золушка»
Воспитатель:
(демонстрирует картинку)
Ребята, вы узнали эту девочку?
Дети. Это Золушка.
Воспитатель:
Злая мачеха приказала Золушке навести порядок в комнате своих дочерей.
Ребята, посмотрите какой беспорядок устроили сестрицы. Давайте поможем Золушке разложить предметы одежды, обуви и головных уборов на свои места.
5 задание "Разложи по полочкам"
Дети:
Я положу шапку на верхнюю полку, потому что это – головной убор.
Я положу свитер на среднюю полку, потому что это – одежда.
Я положу туфли на нижнюю полку, потому что это обувь.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! И Золушке помогли!
Воспитатель:
По волшебной тропинке шагаем,
В сказку новую попадаем.
Воспитатель:
Ребята, мы снова оказались в новой сказке. А в какой, угадайте сами.
Этот доктор знаменит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…
Дети: Айболит!
Дети: Сказка «Айболит»
Воспитатель:
Айболит лечит лесных зверей. Наступили холода, заболели животные и пришли к доктору Айболиту.
Посмотрите на картинку и скажите, кто пришёл на приём к Айболиту?
Давайте поможем Айболиту сосчитать животных.
6 задание «Считай и называй»
Дети:
- одна белка, две белки … пять белок;
- одна лиса, две лисы … пять лис;
- один волк, два волка … пять волков.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! И с этим заданием справились.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть — не упасть
То в страну веселых сказок
Можно сразу же попасть.
Воспитатель:
А вот и новые герои сказок встречают нас.
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».
А. С. Пушкин
Воспитатель:
Из какой они сказки
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель:
Скверной была старуха. Каждый день ругала мужа, приказывала исполнять свои прихоти. Сегодня мы поможем старику выполнить желание привередливой старухи.
7 задание «Составь предложение»
Воспитатель:
Ребята, вредная старуха рассыпала предложение и заставляет старика составить его. А старик не знает, как это сделать. Давайте попробуем ему помочь.
Зима, наступила. (Наступила зима).
Снег, выпал, первый. (Выпал первый снег).
Землю, покрыл, всю, снег. (Снег покрыл всю землю).
В, воздухе, снежинки, закружились, пушистые. (В воздухе закружились пушистые снежинки).
Вот спасибо, помогли старику!
Итог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Сказочные герои благодарят вас за помощь и дарят угощение. Пора возвращаться в детский сад.
Наш волшебный паровоз уже выпускает пар из-под колё с: ч-ч-ч
Садитесь в вагончики.
Поезд мчится и свистит
И колесами стучит
Я стучу, стучу, стучу.
В детский садик я лечу.